Функционирование налоговых органов в современных условиях и постоянное совершенствование работы по обслуживанию налогоплательщиков требуют эффективного использования компьютерных программ и технических средств. В настоящее время информатизация деятельности налоговых органов основана на использовании базовых автоматизированных информатизационных систем (АИС) «Налог», ЭОД.
АИС «Налог» — одно из важнейших направлений в реализации политики ФНС России по внедрению современных информационных технологий для повышения эффективности работы системы налоговых органов с налогоплательщиками.
Служит она для того, чтобы дать налогоплательщикам возможность по-новому организовать сдачу налоговой и бухгалтерской отчетности.
В действующих Методических рекомендациях об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи приводятся требования, которым должен отвечать специализированный оператор связи. ФНС России уполномочила свои региональные управления самостоятельно определять, какая компания на подведомственной им территории в наибольшей степени отвечает таким требованиям.
АИС «Налог» создана для реализации комплекса задач, включающего:
• сокращение временных и стоимостных затрат налоговых органов при вводе информации;
• формирование единой базы данных о налогоплательщиках и проведение полного и выборочного ее анализа в автоматизированном режиме;
• автоматизацию проведения камеральных проверок в налоговых органах;
• проведение автоматизированного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
• автоматизированную подготовку отчетности для вышестоящих налоговых органов.
Формы налоговых деклараций по федеральным налогам, а также по региональным и местным налогам и сборам, утверждение которых отнесено законодательством о налогах и сборах к компетенции ФНС России, и форматы их представления в электронном виде доводятся в установленные сроки до нижестоящих налоговых органов после их утверждения в ФНС России.
Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность представляются в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи по установленной форме их представления.
Порядок принятия и ввода в АИС «Налог» данных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, представляемых на бумажных носителях, показан на рис. 4.1.
Преимущества обслуживания через АИС «Налог» заключается в том, что бухгалтеры избавляются от необходимости обязательного посещения налоговой инспекции в период сдачи деклараций.
Файлы отправляются с рабочего места бухгалтера по электронной почте практически в любое время суток. В результате на сдачу отчетности тратится всего несколько минут. При этом налогоплательщик освобождается от представления отчетности в бумажном виде. Время представления отчетности уже не зависит от графика работы налоговой инспекции, поскольку отправлять заполненные формы по электронной почте можно до 24 часов последнего дня установленного законом срока.
Значительно сокращаются и ошибки при подготовке отчетности. Присланные налогоплательщиком данные проходят в налоговой инспекции входной контроль. В случае изменения форм отчетности налогоплательщик заранее, до срока сдачи отчетности, получает по электронной почте обновленные формы.
Налогоплательщик, отправив в налоговую инспекцию запрос, может оперативно получить по электронной почте и сведения об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом.
Налогоплательщики могут не опасаться разглашения переданной информации. При сдаче отчетности в налоговые органы по электронной почте применяется комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающих защиту информации, шифрование и ЭЦП. Подобные средства шифрования используются в силовых ведомствах, спецслужбах, системах дипломатической связи, банковских системах.
Представление налоговой отчетности в электронном виде должно осуществляться строго через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику, при этом налогоплательщик уже не обязан представлять отчетность в налоговый орган на бумажном носителе.
Порядок принятия и ввода данных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, представляемых в электроном виде по телекоммуникационным каналам связи, заключается в следующем.
Принятие налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи производится работниками отдела работы с налогоплательщиками. При принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи соблюдаются требования электронного документооборота в соответствии с установленным порядком.
Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме после проверки оформления документов.
Квитанцией о приеме налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности является электронный документ, содержащий формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, подписанный ЭЦП налогоплательщика и заверенный ЭЦП налогового органа.
Второй экземпляр квитанции о приеме налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности и уведомление о дате их представления сохраняются в хранилище налогового органа.
По просьбе налогоплательщика сотрудник отдела работы с налогоплательщиками распечатывает налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, представленные по телекоммуникационным каналам связи, и заверяет их в установленном порядке.
К оформлению документов предъявляются особые требования: налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, представленные по телекоммуникационным каналам связи, в обязательном порядке проходят программный контроль, предусматривающий подтверждение подлинности ЭЦП отправителя и проверку соответствия формату представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде.
По результатам контроля на соответствие формату представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде формируется протокол входного контроля, который подписывается ЭЦП налогового органа и направляется по телекоммуникационным каналам связи отправителю налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.
Протокол входного контроля, возвращенный отправителем, после подтверждения подлинности ЭЦП налогоплательщика сохраняется в хранилище налогового органа. В случае если протокол входного контроля содержит сообщение об ошибках (несоответствие формату представления), то такой протокол считается уведомлением о необходимости представления исправленных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в срок, определенный налоговым органом.
Результаты входного контроля регистрируются в соответствующей записи реестра налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, полученных по телекоммуникационным каналам связи программным комплексом поддержки систем электронного документооборота налоговых органов с внешними организациями.
Каждое поступившее в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи сообщение, содержащее налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность налогоплательщика, регистрируется в реестре отчетности налогоплательщиков, полученной по телекоммуникационным каналам связи.
Не позднее следующего рабочего дня с даты принятия налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности файлы документов, подлежащие вводу в АИС «Налог», передаются в отдел ввода и обработки данных.
При передаче данных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в отдел ввода и обработки данных средствами программного комплекса поддержки систем электронного документооборота налоговых органов формируется реестр документов, переданных программными средствами. Реестр содержит реквизиты электронных документов, позволяющие однозначно идентифицировать каждый переданный на обработку документ.
По истечении шести дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности работник отдела камеральных проверок посредством АИС «Налог» осуществляет сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, но не представивших ее или представивших ее после установленного срока.
По результатам такой сверки отдел камеральных проверок посредством уведомления вызывает в налоговый орган налогоплательщиков для дачи пояснений.
Уведомление отправляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и на бумажном носителе. При этом специализированный оператор связи фиксирует факт доставки уведомления налогоплательщику и направляет квитанцию об этом в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление вместе с квитанцией сохраняется в хранилище налогового органа.
Работники отдела ввода и обработки данных, получив налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность из отдела работы с налогоплательщиками, не позднее двух рабочих дней с даты регистрации в налоговом органе отчетности должны осуществить ввод данных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, поступивших в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в АИС «Налог», в том числе сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет по данным налогоплательщика и отраженных в налоговых декларациях, в карточки лицевых счетов налогоплательщиков.
Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, представленные в налоговый орган крупнейшими и основными налогоплательщиками, а также документы по регистрации и учету налогоплательщиков подлежат вводу в АИС «Налог» в первоочередном порядке в течение рабочего дня, следующего за днем их получения.
По окончании процедуры ввода посредством АИС «Налог» (на основании протокола ввода данных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, формируемого АИС «Налог») в соответствующих записях реестра документов формируется отметка, содержащая дату ввода данных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности и реквизиты, идентифицирующие работника налогового органа, осуществившего ввод данных.
Специализированный оператор связи фиксирует факт доставки уведомления налогоплательщику и направляет в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об этом.
Доработанные документы по реестру передаются в отдел ввода и обработки данных и подлежат вводу в АИС «Налог» в установленном порядке.
Работники отдела ввода и обработки данных ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности и при необходимости их распечатывают. Указанные протоколы формируются в автоматизированном режиме при вводе отчетности в АИС «Налог» и передаются в отдел камеральных проверок для использования их при проведении камеральной налоговой проверки.
Работники отдела ввода и обработки данных при получении из отдела, в функции которого входит проведение налоговых проверок, решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок не позднее пяти рабочих дней, считая от даты вынесения соответствующих решений, должны обеспечить отражение в карточках лицевых счетов налогоплательщиков сумм налогов, пеней, а также сумм налоговых санкций.
По тем решениям налоговых органов по результатам налоговых проверок, по которым имеются вступившие в законную силу судебные акты, необходимые изменения вносятся в карточки лицевого счета в срок не позднее трех дней с даты поступления (регистрации в налоговом органе) указанного судебного акта.
По окончании процедуры ввода решения по реестру передаются в отдел, в котором осуществляется хранение налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, и подшиваются в дела налогоплательщиков.
В случае автоматизированного формирования решения программными средствами в отделе, в функции которого входит проведение налоговых проверок, после утверждения решения автоматически должно обеспечиваться его отражение в карточках лицевых счетов налогоплательщиков.
Таким образом, система формирования и сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи разработана для обеспечения возможности формирования и отправки налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиком в налоговые органы по каналам электронной почты. Налогоплательщик получает уникальную возможность по-новому организовать сдачу налоговой и бухгалтерской отчетности в своей организации. Подключение к системе, основанной на безбумажной технологии, предоставляет налогоплательщику ряд существенных преимуществ:
ü экономию времени, затрачиваемого на представление налоговой и бухгалтерской отчетности. Сдача отчетности осуществляется непосредственно из офиса с рабочего места налогоплательщика в течение нескольких минут, без последующего дублирования документов на бумажном носителе;
ü расширение временных рамок сдачи отчетности: бухгалтер может отправить файлы до 24 часов последнего дня сдачи отчетности;
ü сокращение ошибок при подготовке отчетности за счет средств входного контроля: налогоплательщику предоставляется возможность подготовки отчетности в стандартном формате с контролем правильности заполнения полей форм отчетности. При этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы;
ü представление в налоговые органы дополненных или исправленных вариантов отчетности до истечения законодательно установленного срока сдачи налоговой или бухгалтерской отчетности. Считается верным и принимается к обработке самое последнее из переданных от налогоплательщика сообщений;
ü гарантированное подтверждение доставки отчетности, которое имеет юридическую силу в спорных ситуациях. Присланные налогоплательщиком данные в налоговой инспекции проходят входной контроль и разносятся на лицевые счета автоматически, что исключает технические ошибки и повышает оперативность обработки информации;
ü гарантию оперативного обновления форм отчетности: в случае изменения форм налоговой отчетности, введения новых форм отчетности налогоплательщик до срока сдачи отчетности получает обновленные формы по электронной почте;
ü получение по электронной почте сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом (информационные выписки): налогоплательщик может отправить по электронной почте запрос на получение информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом.
Система ЭОД разработана и предназначена для обработки данных налоговых инспекций на федеральном, региональном и местном уровне уровне. Она позволяет реализовать:
ü обслуживание налогоплательщиков;
ü обслуживание нормативно-справочной информации;
ü формирование и печать документов на уплату налогов, направляемых физическим и юридическим лицам;
ü ввод и обработку деклараций физических лиц;
ü ввод налоговых документов;
ü учет и контроль отчетных документов налогоплательщиков (юридических лиц) и материалов камеральных проверок и др.
Система ЭОД построена на многоуровневой системной архитектуре (двухуровневой и трехуровневой) и базируется на системном программном обеспечении корпорации Microsoft. Набор алгоритмов, реализующих вычисление в бизнес-правилах, заложенных в программном обеспечении, позволяет обеспечить электронную обработку данных по более чем 30 направлениям формирования информации в системе.
Система ЭОД не конкурирует с системой АИС «Налог», скорее дополняет ее и позволяет налоговым органам распределить функциональные задачи обработки данных на местном уровне более рационально. Следует отметить, что каждая из систем постоянно развивается и совершенствуется. Кроме того, налоговые органы используют в своей деятельности другие информационные ресурсы (программные продукты), позволяющие обслуживать: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, «Бланки», «Недействительные паспорта», «Банковские счета», «Справочник кодов иностранных организаций», «Обмен с ПФР», «Обмен с ФСС», Сведения о физических лицах, «Акцизы на нефтепродукты» и другие виды информации. В настоящее время количество используемых налоговыми органами компьютерных программ — информационных ресурсов насчитывает более 50 наименований.