Планирование и подготовка выездных налоговых проверок
Планирование выездных налоговых проверок является подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок. В ходе планирования осуществляется комплекс работ, включающий:
ü определение перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале;
ü определение сроков проведения проверок;
ü уточнение видов налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой;
ü подбор кадров, необходимых для проведения проверки.
Все перечисленные процедуры проводятся с целью обеспечения оптимального выбора таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных платежей), пеней и налоговых санкций.
Подготовка выездных налоговых проверок представляет собой комплекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок, а также других мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения указанных проверок.
Процесс планирования и подготовки выездных налоговых проверок состоит из восьми этапов, показанных на рис. 5.1. Рассмотрим содержание каждого этапа.
Этап I. Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках. С целью целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговые органы используют информационные ресурсы ФНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников.
Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках должно отвечать следующим критериям:
• непрерывности — обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;
• систематизации — создание информационных баз данных по каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);
• актуализации — своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;
• полноты — наличие объема информации о налогоплательщиках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;
• достоверности — предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел.
С целью осуществления такого анализа проводятся: сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников; направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы; истребование в рамках проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика дополнительных сведений; получение объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; организация рациональной системы обработки и хранения информации — включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в единую АИС обработки данных налоговых органов (АИС «Налог»).
Классификация информации производится по источникам (внутренним и внешним). Конечным результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование информационных ресурсов налоговых органов, содержащих информацию — досье налогоплательщика на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе.
Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами используется информация, полученная в рамках проведения камеральной налоговой проверки, а также в результате анализа бухгалтерской и налоговой отчетности на основе системы контрольных соотношений (СКС).
СКС включает:
ü внутридокументные контрольные соотношения (контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам или бухгалтерской отчетности);
ü междокументные контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам, бухгалтерской отчетности и информации, полученной из внешних источников.
На основании СКС производятся:
ü проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчетности, необходимыми для исчисления налоговой базы;
ü проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего налогового (отчетного) периода;
ü сопоставление отдельных показателей налоговой декларации между собой;
ü соотнесение отдельных показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.
При применении СКС следует иметь в виду, что по результатам проверки определяются только ориентировочные данные, которые служат основанием для отбора налогоплательщиков с целью проведения выездной налоговой проверки, но не для доначислений налогов и сборов и применения налоговых санкций.
При проведении финансово-экономического анализа бухгалтерской и налоговой отчетности налоговыми органами собирается информация о физических объемах потребленных энергетических (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов. Такую информацию анализируют на предмет соответствия уровня и динамики указанных объемов показателям бухгалтерской отчетности, в которой отражены объемы производства и реализации продукции (работ, услуг). Могут быть использованы: косвенные данные о хозяйственной деятельности налогоплательщика; данные о совершенных налогоплательщиком хозяйственных операциях или иных сделках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы, а также другая информация, содержащаяся в досье налогоплательщика.
Конкретные формы и методы анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, его объем определяются налоговыми органами исходя из информации, содержащейся в налоговой и бухгалтерской отчетности
По результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности отделом, в функциональные обязанности которого входит проведение данного вида проверок и анализа, составляется заключение содержащее рекомендации об отборе соответствующих налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин, послуживших основанием для таких выводов.
Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков налоговым органом осуществляется периодическое проведение анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу на основе использования автоматизированной системы обработки данных АИС «Налог».
В процессе планирования выездных налоговых проверок должны обеспечиваться:
ü анализ и оценка динамики изменений основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков;
ü сравнительный анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков одной отрасли;
ü отбор налогоплательщиков, анализ показателей деятельности которых позволяет сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.
Приоритетными для включения в план проведения выездных налоговых проверок являются следующие категории налогоплательщиков.
1. Налогоплательщики, подлежащие обязательному включению в план проверки выездных налоговых проверок:
а) организации, являющиеся крупнейшими и основными налого-
плательщиками. Проверку таких налогоплательщиков проводят не
реже одного раза в два года;
б) налогоплательщики, проведение выездных налоговых прове-
рок которых обусловлено поручениями правоохранительных орга-
нов в случаях, установленных законодательством РФ, а также выше-
стоящих налоговых органов;
в) ликвидируемые организации;
г) организации, представляющие «нулевые балансы» или не пред-
ставляющие налоговую отчетность в налоговый орган, в отношении
которых у налогового органа имеется информация об осуществле-
нии ими финансово-хозяйственной деятельности;
д) налогоплательщики, необходимость проверки которых выте-
кает из мотивированных запросов других налоговых органов. В за-
просе указываются: полное наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); адрес места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя); ИНН; КПП; основание для проверки (чем вызвана необходимость проведения проверки); вопросы, подлежащие проверке; период деятельности, за который должна проводиться проверка.
2. Налогоплательщики, подлежащие первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок при появлении соответствующих возможностей у инспекторского состава. Отбор указанных налогоплательщиков производится по результатам:
а) камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бух-
галтерской отчетности (контрольных соотношений показателей
форм налоговой и бухгалтерской отчетности декларации (расчетов)
по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);
б) анализа основных финансовых показателей деятельности на-
логоплательщиков по отраслевому принципу;
в) анализа иной информации, результаты которого позволяют сде-
лать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.
Кроме того предусматривают выполнение комплекса работ, связанных:
ü с предварительной подготовкой предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки;
ü определением количества специалистов, необходимых для проведения проверки;
ü необходимостью привлечения к проверке правоохранительных органов;
ü подготовкой и составлением перечня вопросов по видам проверяемых налогов и платежей;
ü определением периодов деятельности налогоплательщика, по которым необходимо проведение проверки.