Г.г. «Учение о государственном администрировании»

Возникновение теории государственного управления как самостоятельной науки связано с появлением исследований Макса Вебера. Начиная с 1900 года, изучение государственного администрирования становится частью учебных программ ведущих университетов США и Западной Европы. В 1916 году бизнесмен и филантроп Роберт Брукингс учредил в Вашингтоне первый институт правительственных исследований, целью которого стала выработка системного аналитического подхода государственной деятельности. В 1920 – 1930 годах аналогичные исследовательские центры и институты стали появляться в Европе.

5 2. 1920 – 1950 г.г. «Развитие американских школ государственного управления».

Лидерство американских ученых на данном этапе развития науки о государственном управлении обусловлено следующими причинами:

- В США, в отличие от европейских стран, высшие учебные заведения уже в тот период пользовались широкой свободой в составлении учебных программ и выборе преподавателей, имели возможность экспериментировать и вводить новые курсы, одним из которых и стал курс теории административно-государственного управления, что способствовало развитию и распространению новой науки.

- В США уже в то время полагали, что наука административно-государственного управления и наука управления частными предприятиями могут и должны иметь тесные связи. Курсы административной организации, управления персоналом, бюджетной техники, человеческих отношений и теории организации преподавались в университетах США как для тех, кто готовил себя к государственной службе, так и для тех, кто должен был пополнить в будущем кадры деловой администрации частного бизнеса. И поскольку преподавание этих дисциплин имело столь широкую аудиторию, появилось и большое число учений по этим предметам и ценных исследовательских работ.

- В США всегда делали акцент на практическую значимость исследований государственного управления. Научные разработки американских исследователей содержали практические рекомендации и предлагали обоснованные проекты реформ.

На данном этапе развития науки наиболее известными направлениями в теории государственного управления стали классическая школа и школа человеческих отношений.

Цель классической школы: разработка ведущих принципов организации профессионального государственного управления. Основателем классической школы управления является Анри Файоль (1841 – 1925). В 1916 году в своей книге «Общее и промышленное управление» Файоль изложил свою теорию администрации и создал центр административных исследований. Согласно учению Файоля, управление любой организацией, в том числе и государственным учреждением, включает следующие группы функций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные. Главными определяющими функциями, согласно учению Файоля, являются административные функции, поскольку ни в одну из предыдущих функций не входит задача выработки общей программы работы организации, подбора её рабочего состава, координирования усилий и гармонизации действий. Всё это составляет задачу административных функций, и именно поэтому им принадлежит лидирующая роль. Файоль сформулировал 14 общих принципов управления:

- Разделение труда: позволяет сокращать число объектов, на которые должно быть направлено внимание и действия, что способствует повышению количества и качества производства при затрате тех же усилий.

- Власть: это право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться. Власть немыслима без ответственности, то есть без награды или кары.

- Дисциплина: это повиновение, усердие и внешние знаки уважения.

- Единство распорядительства: это значит, что один руководитель и одна программа существуют для выполнения операций, преследующих одну и ту же цель.

- Единство руководства: служащему может давать два приказания о каком-либо действии только один начальник.

- Подчинение частных интересов общему. В организации интересы служащего не должны ставиться выше интересов предприятия.

- Вознаграждение персонала: должно быть справедливым и, по возможности, должно удовлетворять персонал и поощрять усердие.

- Централизация: должна быть найдена степень централизации, наиболее благоприятная для предприятий.

- Иерархия: это ряд руководящих должностей, начиная с высших и заканчивая низшими. Это пусть, по которому, проходя все ступени, следуют бумаги, идущие от высшей власти или адресуемые ей.

- Порядок: это определённое место для каждого лица, и каждое лицо на своём месте.

- Справедливость: чтобы поощрять персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно.

- Постоянство состава персонала: текучесть кадров является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел.

- Инициатива: это свобода предложения и осуществление планов.

- Единение персонала: сила предприятия в том, чтобы использовать способности всех, - вознаграждать заслуги каждого, не нарушая гармонии отношений.

Основными постулатами классической теории управления являются следующие:

- Наука вместо традиционных навыков.

- Гармония вместо противоречий.

- Сотрудничество вместо индивидуальной работы.

- Максимальная производительность на каждом рабочем месте.

В рамках классической школы система государственного управления представляет собой регламентированную сверху донизу иерархическую организацию линейно функционального типа с четким определением функции каждому должностному лицу. Такая модель эффективна в условиях стабильной социальной среды и однотипных управленческих задач и ситуаций.

6 Школа человеческих отношений.

Школа человеческих отношений возникла в 1930-е годы как ответ на неспособность классической школы осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Одним из основателей школы человеческих отношений является Маслоу. В своих исследованиях он анализировал психологические факторы, вызывающие удовлетворенность работника своим трудом. В ряде экспериментов удалось добиться повышения производительности труда за счет улучшения психологического климата и усиления мотивации. Школа человеческих отношений рекомендует использовать приёмы управления человеческими отношениями, включающие консультации с рядовыми сотрудниками и предоставление им больше возможностей для общения на работе. В сфере политического управления на данном этапе развития науки о государственном управлении наиболее популярным были идеи кейнсианства.

Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) предложил свою концепцию государственного регулирования экономики, согласно которой основу государственной политики должна составлять борьба с экономическими спадами и безработицей. Это была первая модель антикризисной государственной политики. Кейнсианская модель государственного управления включает в себя следующие принципы:

- Государство должно осуществлять комплекс мер по регулированию экономики для преодоления негативных последствий рыночных отношений.

- Предупреждая социальные взрывы, государство перераспределяет доходы в пользу неимущих слоев населения через прогрессивное налогообложение и развитие бесплатной системы образования и здравоохранения.

- Антициклическое регулирование сводится к стимулированию инвестиций в период экономического спада путём увеличения государственных расходов на закупки товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса и путём влияния на норму банковского процента, которая в условиях спада не должна быть слишком высокой.

- Возможность допущения дефицита бюджета и умеренной инфляции за счет выпуска в обращение дополнительных денег.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: