Русская Провинция в изображении А. Н. Островского

А. Н. Островский - один из интереснейших людей в истории русского театра и литературы. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. В них всегда звучит протест против унижения человека, против подмены нравственных ценностей, когда настоящая любовь уступает место выгодной партии.

На кануне реформы 1861 года пьеса "Гроза" стала крупнейшим общественным событием. Самое главное в произведении открытие Островского - народный героический характер. Две основные мысли положил он в основу пьесы: мощное отрицание застоя и гнёта неподвижного "тёмного царства" и появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды.

Писатель подробно, конкретно, многосторонне обрисовывает город Калинов, который имеет обобщающий смысл. Это собирательный образ поволжских городов России, в котором сосредоточились все типичные стороны жизни. Город расположен на берегу Волги, символизирующей Россию. Вот почему немаловажную роль в произведении играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним видится его красота. Так, например, Кулигин восклицает: "Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!". Другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Прекрасная природа, картина ночного гуляния молодёжи, песни, рассказы Катерины о детстве - всё это поэзия калиновского мира. Но Островский сталкивает её с мрачными картинами повседневной жизни и быта, с жестоким отношением людей друг к другу. В этом городе царит грубость, бедность, здесь "честным трудом никогда не заработать" "насущного хлеба", здесь купцы "торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти". Жители на видят ничего нового, не знают о нем, да и не хотят знать. Все сведения здесь получают от невежественных странниц, которые убеждают людей в том, что именно Калинов - земля обетованная.

Монолог Кулигина.

В центре этого замкнутого "тёмного царства" стоит грубая и невежественная купчиха - Кабаниха. Она защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев города Калинова. Она диктует нравственные законы всему городу, навязывает свою волю всем окружающим и требует беспрекословного повиновения. Она ненавидит всё новое. Кабаниха ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по её представлениям, возможно только, если основой семейных отношений будет страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению героини, ведет человека к нравственному падению.

Другой представитель "тёмного царства" - Дикой. Основной смысл его жизни - обогащение. Жажда денег превратила его в безрассудного скрягу. Сильный материально, он слаб духовно. Чем более он богатеет, тем бесцеремоннее он становиться. Он действует по своей прихоти, не считаясь с другими. Грубый и бесцеремонный, он другим уже быть не может. Но он отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Так, например, он пасует перед Кабановой.

Единственной героиней, которая противостоит Кабанихе да и всему калиновскому обществу, является Катерина. Она не может принять устои жизни "темного царства", его законы. Гибель Катерины можно понимать, как результат столкновения с самодурами, видеть в ней жертву семейного гнёта и жестокости порядков города Калинова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: