Тема 3. Суждение как форма мышления

Теоретические вопросы

1. Общая характеристика суждения. Суждение и предложение.

2. Простые суждения, их виды и состав.

3. Категорическое суждение. Деление суждений по количеству
и качеству. Символическая запись суждений.

4. Распределенность терминов в суждении.

Литература

1 Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика М,: Высш. шк.., 1982. С. 58-74.

2 Гетманова А. Д. Логика- М.: Высш. шк.,, 1986. С. 70—80, 84-88.

3 Свинцов В. И. Логика-М.: Высш. шк., 1987. С. 75-94.

Задания и упражнения

1. Дайте определения понятий: суждение, субъект суждения, предикат суждения, логическая связка, квантор.

2. Среди следующих высказываний выделите суждения. В су­ждениях укажите субъект, предикат, связку:

а) Все металлы электропроводны.

б) "Какой русский не любит быстрой езды?" (Н.В. Гоголь)

в) Сколько сейчас время?

г) "Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя" (А. С. Пуш­кин).

д) Здание Московского университета, то самое, что на Ленин­ских горах.

е) "Стой! Кто идёт?"

ж) Сессию студенты нашего института сдают в январе.

з) В Забайкалье не растут цитрусовые,
и) Морозит.

к) Вселенная бесконечна.

3. Определите количество и качество суждений. Запишите су­ждения в символической форме:

а) Все Студенты нашей группы сдали экзамен по логике.

д) Мы попали не туда, куда думали.

е) В учебнике были и сложные задачи.

ж) Некоторые из подозреваемых невиновны.

з) Особенность немецкой классической философии состояла в развитии диалектики.

и) Случаются необъяснимые никакой логикой события.

к) В Забайкалье вечнозелеными деревьями являются хвойные.

4. Изобразите соотношение между объёмами субъекта и преди­ката в вышеприведённых примерах графически с помощью кругов Эйлера.

5. Определите распределённость терминов в следующих суж­дениях. Поясните с помощью кругов Эйлера. Запишите суждения в символической форме.

а) Электроны имеют отрицательный разряд.

б) В нашем институте только студенты 1 курса изучают логику.

в) Некоторые юристы избраны депутатами в Государственную думу.

г) Ни один подложный документ не является доказательством.

д) Некоторые сделки являются незаконными.

е) Ощущение - это отражение отдельных, чувственно воспри­нимаемых свойств предметов материального мира.

ж) Не все металлы тонут в воде.

з) Не студенты одержали победу в спортивных соревнованиях,
и) Один в поле не воин.

к) Никто не пришёл вовремя.

6. Сформулируйте суждения, соответствующие символической записи:

7. Какие суждения являются отрицаниями следующих сужде­ний?

а) Некоторые студенты нашей группы сдали экзамен по логи­ке.

б) Ни один из студентов нашей группы не завалил экзамен по логике.

в) Все студенты нашей группы сдали экзамен по логике.

г) Некоторые студенты нашей группы не сдали экзамен по ло­гике.

д) Никто из студентов нашей группы, не занимающихся сис­тематически, не сдал экзамен по логике на "отлично".

8. Определите количество и качество приведённых выше суж­дений, распределённость терминов в них. Как изменилось количест­во и качество, распределённость терминов при отрицании данных суждений? Поясните ответ с помощью графических изображений.

ТЕМА 4. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ. ЛОГИЧЕСКИЕ

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУЖДЕНИЯМИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: