Выявление правонарушений в сфере земельного законодательства

В период с 2008 по 2012 годы

Год ст.8.6 КоАП РФ ст. 8.7.КоАП РФ ст.10.9, ч.2,3 ст.10.10 КоАП РФ ст.19.4, 19.4.1, 19.5, 19.6, 19.7, 20.25 КоАП РФ Выполнение иных требований земельного законодательства ИТОГО
             
             
             
             
             
Итого            

 

.

 
 
 
 

Рис.5. Количество выявленных нарушений по статьям КоАП РФ

 

В 2012 году обследованная площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 54,3 млн. га (на 27,1 млн. га больше, чем
в 2011 году).

Проведено 58712 проверок, из них проведено 34530 плановых (58,8%) и 20190 (34,4%) внеплановых проверок, проведено проверок участков без определенного правообладателя – 3992 (6,8%).

Выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, составило 97%, что на 2% выше прошлого года.

Всего выявлено 29903 нарушений на общей площади 6,5 млн. га, в том числе постатье 8.6 – 2540, 8.7 – 19495, статьям 10.9 и 10.10 – 157, статьям 19.4, 19.5, 19.6, 19.7, 20.25 – 7711.

Привлечено к административной ответственности юридических
лиц – 2186, должностных лиц – 6357, индивидуальных
предпринимателей – 3198, граждан – 9398.

По выявленным нарушениям приняты следующие меры:

- выдано предписаний об устранении выявленных
нарушений – 19123 (на 26,1% выше 2011 года) на площади – 6,0 млн. га;

- исполнено 10240 предписаний (на 28,2% больше) на
площади – 2,4 млн. га;

- составлено протоколов об административных правонарушениях – 25719 (на 33,2% больше прошлого года);

- вынесено постановлений по делу об административном правонарушении – 18389 (на 2,3% больше прошлого года);

- вынесено постановлений на основании протоколов о правонарушениях, выявленных в рамках муниципального земельного контроля – 86.

Рис.6. Динамика количества выданных предписаний

- наложено административных штрафов на сумму – 111,1 млн. рублей;

- взыскано административных штрафов на сумму – 87,6 млн. рублей (79% от наложенных штрафов);

 

Рис. 7. Динамика административных штрафов

 

- вынесено постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении – 998 (на 83 меньше 2011 года);

- количество дел об административных правонарушениях, направленных на рассмотрение в органы прокуратуры – 331;

- количество дел об административных правонарушениях, направленных на рассмотрение по принадлежности в иные органы исполнительной власти – 442;

- количество дел об административных правонарушениях, направленных мировым судьям – 7703;

- количество материалов, направленных в Федеральную службу судебных приставов для принудительного взыскания штрафов – 2040
(на 72 материала больше прошлого года);

- площадь земельных участков, по которым направлены предложения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о принудительном изъятии этих земельных участков – 61,7 тыс. га, из них изъято – 6,04 тыс. га;

- площадь земельных участков, по которым оформлен добровольный отказ правообладателей – 25,8 тыс. га;

- площадь земельных участков, по которым направлены предложения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о расторжении договоров аренды – 71,3 тыс. га, из них расторгнуты договоры аренды на площади – 56,0 тыс. га.

Анализ судебной практики показал, что количество решений, вынесенных судебными органами первой инстанции об административных правонарушениях в пользу территориальных управлений Россельхознадзора значительно выше – 1704 (88% от общего количества решений), чем в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 134 (7% от общего количества судебных решений, находящихся в судах общей юрисдикции), 5% решений судов находятся на обжаловании решений судов первой инстанции в вышестоящие судебные органы.

Количество постановлений Россельхознадзора, обжалованных юридическими лицами в арбитражных судах первых инстанций, составило
296 шт. Из них вынесено 161 решение в пользу территориальных управлений Россельхознадзора (54,3%) и 124 решения в пользу юридических лиц
(41,9% от общего количества решений), 3,8% – на стадии рассмотрений.

Основными причинами прекращения судами производства по делам об административных правонарушениях являются недостаточность доказательной базы; отсутствие события и состава административного правонарушения; малозначительность совершенного административного правонарушения; отсутствие доказательств, отсутствие надлежащих доказательств состава административного правонарушения;истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; отсутствие доказательств того, что в результате невыполнения юридическим лицом установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв произошло ухудшение качественного состояния земель.

По сравнению с прошлым годом отмечен рост числа судебных разбирательств на 47 процентов.

Одним из направлений деятельности территориальных управлений Россельхознадзора является выявление земельных участков сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, заросших наркосодержащими растениями. В 2012 году выявлено таких земель общей площадью около 5,0 тыс. га (на 1,7 тыс. га больше 2011 года). Наибольшие площади обнаружены в Красноярском крае (2,5 тыс. га), Омской области (728,3 га), Кемеровской области (537,0 га), Ульяновской области (400,0 га), Оренбургской области (303,3 га).

Культура соблюдения земельного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами, использующих земли сельскохозяйственного назначения и земельные участки сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, в целом по Российской Федерации, находится на более низком уровне, чем у российских сельхозтоваропроизводителей.

В 2012 году выявлено 345 правонарушений (в 2,3 раза больше
уровня 2011 года), совершенных иностранными гражданами на общей площади 1,1 тыс. га. В среднем количество нарушений, совершенных иностранными гражданами на 1 га российской земли, в 65 раз превышают средние показатели по России.

Наибольшее число недобросовестных правообладателей, как и ранее, зафиксировано в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (96,2%) и составляет соответственно 271 и 61 случаев из 345 выявленных правонарушений.

Одним из самых распространенных видов правонарушений на землях сельскохозяйственного назначения являются захламление земель отходами производства и потребления, укрывным материалом, порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, уничтожение плодородного слоя почвы. Общая площадь таких нарушений по итогам года составила:

- невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв – 659,3 га;

- порча земель 464,9 га.

Важным показателем эффективности осуществления государственного земельного надзора территориальными управлениями Россельхознадзора являются сведения по контролю за исполнением ранее выданных предписаний по устранению нарушений и приведению земель в состояние, пригодное к использованию земель по целевому назначению,
т.е. – вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в оборот.

За 2012 год должностными лицами Россельхознадзора выявлены нарушения земельного законодательства на площади 6,5 млн. га, выданы предписания об устранении выявленных нарушений на площади 6,0 млн. га, исполнено 10240 предписаний (53,5% от количества выданных предписаний), что на 2253 больше, чем количество исполненных предписаний в 2011 году.

Всего за 2012 год в результате исполнения выданных предписаний вовлечено земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот площадью 822,8 тыс. га.

В целом соблюдение земельного законодательства Российской Федерации пользователями и владельцами земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов для полноты картины должна также содержать сведения о величине ущерба, наносимого почве как объекту охраны окружающей среды в результате нарушений, иметь финансовое выражение.

Возмещение нарушителями нанесенного ущерба является важным инструментом, предупреждающим и пресекающим нарушения земельного законодательства, и характеризует эффективность осуществления государственного земельного надзора.

За прошедший год 61 территориальное управление Россельхознадзора вело работу по взысканию вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, противоправными действиями виновными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате осуществления ими хозяйственной деятельности.

Выявлено более 2 тысяч случаев нарушения земельного законодательства с нанесением вреда почвам на площади 16,1 тыс. га, общая сумма причиненного ущерба составила 8,3 млрд. рублей, из которых:

- в добровольном порядке возмещено 2,1 млрд. рублей (в том
числе 46,2 млн. рублей возмещено в денежном эквиваленте,
2,08 млрд. рублей – путем проведения рекультивационных работ),

- в судебном порядке было предъявлено около 160 исков на сумму
1,67 млрд. рублей, возмещено 743,0 млн. рублей (в том числе
478,2 млн. рублей в денежном эквиваленте, 264,7 млн. рублей – путем проведения рекультивационных работ).

Основные виды нарушений, связанные с нанесением вреда
почвам, – это несанкционированные свалки твердых бытовых отходов на землях сельхозназначения, уничтожение плодородного слоя почвы в результате разлива нефтепродуктов, несанкционированное обращение с пестицидами и агрохимикатами, перекрытие плодородного слоя почвы (жидкий навоз, песок, щебень, глина и т.п.).

Наибольшие суммы возмещенного в судебном порядке вреда
отмечены в Управлениях Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (115,4 млн. рублей, взыскано
с ОАО «Сибтрубопроводстрой»), по Удмуртской Республике
(34,5 млн. рублей, взыскано с Правительства Удмуртской Республики), по Забайкальскому краю и Амурской области (23,6 млн. рублей, взыскано с ООО «Агинская золото-промышленная компания»).

Наибольшие суммы вреда, возмещенные в добровольном порядке в денежном эквиваленте или путем проведения рекультивационных работ, отмечены в Управлениях Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям (46,7 млн. рублей), по Воронежской области (19,1 млн. рублей), по Тверской и Псковской областям (24,7 млн. рублей), по Самарской области (21,6 млн. рублей), по Магаданской области (34,0 млн. рублей), по Иркутской области (208,7 млн. рублей).

Совместно с федеральными государственными
бюджетными учреждениями, подведомственными Россельхознадзору
(далее – Учреждения), за 2012 год отобрано 36,6 тыс. почвенных образцов на площади 500 тыс. га, в том числе:

21,9 тыс. почвенных образцов для контроля сохранения плодородия почв, в результате исследования которых было обнаружено 2698 случаев снижения плодородия почв (в 3 раза больше 2011 года) на площади
36,9 тыс. га.

17,9 тыс. почвенных образцов на выявление загрязнения почв солями тяжелых металлов, мышьяком, радионуклидами, пестицидами, нефтепродуктами, патогенами и экопатогенами. По результатам исследований которых выявлено загрязнение почв земель сельскохозяйственного назначения следующими опасными химическими веществами на площади 13,3 тыс. га (по сравнению с 2011 годом в 1,3 раза выявлено больше загрязненных земель), в том числе:

- остаточными количествами пестицидов – 1,3 тыс. га (в 302 почвенных образцах);

- солями тяжёлых металлов и мышьяком – 4,6 тыс. га (в 1016 почвенных образцах);

- нефтепродуктами – 98 га (в 330 почвенных образцах);

- радионуклидами – 648 га (в 11 почвенных образцах);

- нитратным азотом и другими токсикантами – более 8 тыс. га
(в 1861 почвенном образце).

Наибольшие площади земельных участков, загрязненных остаточными количествами пестицидов, выявлены в Республике Татарстан (490 га), Приморском крае (280 га) и Самарской области (120 га).

Наибольшие площади земельных участков, загрязненных солями тяжёлых металлов и мышьяком, выявлены в Красноярском крае (664 га), Орловской (788 га) и Курской (834 га) областях.

Обо всех выявленных земельных участках, загрязненных пестицидами, агрохимикатами, солями тяжелых металлов, мышьяком и другими токсикантами в количествах, превышающих предельно допустимые, территориальные управления Россельхознадзора информируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, а также органы прокуратуры для принятия соответствующих мер.

Кроме того, территориальные управления Россельхознадзора взаимодействуют с учреждениями агрохимической службы в рамках Схемы взаимодействия центров и станций агрохимической службы, центров химизации и сельскохозяйственной радиологии, подведомственных Минсельхозу России, с территориальными управлениями Россельхознадзора от 2 декабря 2011 г.

Так, в рамках взаимодействия 2012 году в территориальные управления Россельхознадзора федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Минсельхозу России, направлено
202 формы отчетности по выполнению агрохимических мероприятий, по фактам самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя – 32 материала. От территориальных управлений было направлено
7114 запросов по показателям плодородия, из которых в отношении
5825 были предоставлены материалы. Предоставленная информация была использована территориальными управлениями в 2978 контрольно-надзорных мероприятиях, по результатам которых были приняты следующие административные меры: составлено 957 протоколов, вынесено
907 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 9,429 млн. руб., выдано 737 предписаний.

Должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора за 2012 год проведено 6,5 тыс. проверок в отношении органов местного самоуправления в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований земельного законодательства при осуществлении ими своей деятельности в области земельных отношений. В ходе указанных проверок выявлено 3,1 тыс. нарушений, составлено
2,7 тыс. протоколов, выдано 2,8 тыс. предписаний об устранении административных правонарушений, наложено штрафов на сумму
16,8 млн. рублей, взыскано 12,8 млн. руб.

Одним из самых распространенных видов нарушений земельного законодательства является незаконное образование свалок промышленных и бытовых отходов органами муниципальных образований на землях сельхозназначения (работа Россельхознадзора в этом направлении будет указана ниже).

Кроме того, на территории субъектов Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах Россельхознадзором зафиксирована тенденция к росту правонарушений, обнаруженных на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, допущенных в результате сдачи в аренду таких земельных участков иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства. Причем это грубые нарушения требований по охране почв, наносящие существенный вред сельскохозяйственным угодьям, а именно, снятие плодородного слоя почвы, загрязнение опасными для здоровья и жизни человека и животных веществами. Существуют факты заключения договоров аренды земельных участков и между органами местного самоуправления с такими недобросовестными арендаторами.

Следует отметить, что в настоящее время идет передача полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля от сельских поселений в муниципальные районы.

Таким образом, нарушения земельного законодательства муниципальными образованиями указывают на неэффективную организацию органами местного самоуправления по обеспечению сохранности и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и ненадлежащий контроль со стороны субъектов Российской Федерации по реализации статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации.

С целью уточнения экологической обстановки на поднадзорных территориях территориальными управлениями Россельхознадзора еще
с 2011 года проводится работа по обследованию земель сельскохозяйственного назначения с целью выявления захламления, свалок, скопления отходов производства и потребления.

За 2012 год было выявлено на землях сельскохозяйственного назначения 4079 свалок, мест захламления отходами производства и потребления на площади 7,2 тыс. га. Вследствии неисполненияорганами местного самоуправления обязанностейпо организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, предусмотренных Федеральным законом
от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наибольшее количество выявленных в 2012 году свалок образовано органами местного самоуправления–2239 свалок на площади 3,76 тыс. га. Гражданами допущено– 1077 свалок на площади 1875 га, иными лицами – 709 свалок на площади 1530 га, садово-огородническими товариществами – 72 свалки на площади 148,5 га.

По указанным фактам наложено штрафов на сумму 20,2 млн. руб., выдано 3040 предписаний, проведено 2594 внеплановые проверки по исполнению ранее выданных предписаний, из них исполнено
1996 предписаний, всего ликвидировано 2490 свалок, на площади 3,9 тыс.га.

По результатам обследований, проведенных должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора, самое большое количество несанкционированных свалок выявлено в Оренбургской области – 185 шт. (площадь захламления 451 га), в Пермском крае – 186 шт. (площадь захламления 260,8 га), в Забайкальском крае и Амурской области – 163
и 152 шт. соответственно (площадь захламления – 11,6 и 103,6 га соответственно).

В соответствие с поручениями Россельхознадзора от 27 января 2012 г. № ФС-РХ-5/956 и от 12 ноября 2012 г. № ФС-АС-5/14994 территориальными управлениями Россельхознадзора при проведении контрольно-надзорных мероприятий территориальными управлениями Россельхознадзора
на землях сельскохозяйственного назначения было выявлено
312 несанкционированных карьера по добыче общераспространенных полезных ископаемых на площади 892 га, выдано 215 предписаний, наложено штрафов на сумму 3,7 млн. рублей, сумма причиненного ущерба по расчетам составила 1,63 млрд. рублей.

Наибольшее количество несанкционированных карьеров было выявлено в следующих субъектах: в Брянской области (10 карьеров общей площадью 9,21 га), в Орловской области (8 карьеров общей площадью
2,91 га), в Курской области (13 карьеров общей площадью 4,71 га), в Калужской области (12 карьеров общей площадью 32,96 га), в Калининградской области (6 карьеров общей площадью 1,81 га), в Красноярском крае (7 карьеров общей площадью 5,13 га).

Также стоит отметить, что территориальные управления Россельхознадзора проводят совместные проверки с представителями администраций районов и районных прокуратур для более быстрого реагирования.

Материалы проверок с неустраненными нарушениями направляются в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.

В целях повышения эффективности осуществления государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов территориальными управлениями Россельхознадзора заключены соглашения о взаимодействии с территориальными органами следующих федеральных органов исполнительной власти:

Росреестр, Росприроднадзор, Росгидромет, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, органами прокурорского надзора, Министерство чрезвычайных ситуаций, Служба судебных приставов, Ростехнадзор;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

министерства сельского хозяйства, министерства природных ресурсов, иные органы исполнительной власти в сфере агропромышленного комплекса при администрациях субъектов Российской Федерации.

Представители территориальных управлений Россельхознадзора входят в состав земельных комиссий при администрации субъектов Российской Федерации, а также в состав межведомственных рабочих групп (федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) по вопросам в сфере земельных отношений.

Заключены соглашения с администрациями муниципальных образований и сельских поселений.

За 2012 год территориальными управлениями Россельхознадзора было проведено 4098 совместных контрольно-надзорных мероприятий по вопросам соблюдения земельного законодательства в рамках заключенных соглашений и в пределах установленной Россельхознадзору компетенции
(на 1347 больше, чем в 2011 году).

В 2012 году была создана федеральная государственная информационно-аналитическая система с применением ГИС-технологий по осуществлению контрольно-надзорных полномочий Россельхознадзора
(ГИС «Деметра») на территории города Москвы и Московской области.

Программа предусматривает создание и ведение базы данных земельных участков сельскохозяйственного назначения в виде многослойной карты, сопровождаемой всеми необходимыми сведениями о состоянии земельного участка с использованием архивных данных 1985, 2008
и 2011 годов, результатами надзорных мероприятий и динамики изменений типов землепользования за период 2008 – 2011 годы.

Приказом Россельхознадзора от 11 февраля 2013 г. № 58
ГИС «Деметра» введена в тестовый режим эксплуатации
с 11 февраля 2013 г.

В средствах массовой информации территориальными управлениями Россельхознадзора было размещено 12735 материалов в области государственного земельного надзора, в том числе 3020 материалов размещено в печати, 554 – на телевидении, 9161 – размещено на сайтах территориальных управлений.

Россельхознадзор принял участие в работе над проектами федеральных законов, разработанных Минсельхозом России:

- проект федерального закона № 325474-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»(далее – Проект федерального закона № 325474-6);

- проект федерального закона № 272857-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»(далее – Проект федерального закона № 272857-6);

- проект постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Кроме того, Россельхознадзор принимает совместно с Минсельхозом России участие в исполнении распоряжения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 110-р «О системе показателей государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения» для формирования государственных информационных ресурсов о землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с указанной системой.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: