Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Класс делится на подвижные по составу небольшие группы, каждая из которых по своему овладевает учебным материалом.
КСО – коллективный способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Сущность коллективного обучения: все (коллектив) обучают каждого и каждый обучает всех (коллектив).
Если задача (вопрос) при коллективном обсуждении может быть решена одним человеком
То при коллективном обучении активно участвуют все; все решают проблему (а не принимают решение), все являются активными участниками обсуждения; каждый работает с каждым, коллектив учит каждого своего члена.
В этой ситуации ученики:
· Отмечают успехи друг друга;
· Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
· Обсуждают изучаемый материал совместно;
· Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, преобразовывать информацию, отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;
· Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.
Модель поабзацной проработки текста (А.Г. Ривин)
Разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.
Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочерёдно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). Оптимальное количество тем в группе — 9-11.Поэтому если в классе 30-40 учеников, то, следовательно,
3-4 одновременно «ведут», «специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются 15-20, а то и больше рассказов, которые распределяются между детьми.
Объём статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не меньше одной страницы).
С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом энной ему статьи так, чтобы уметь её рассказать, ответить на все вопросы.
Работа, организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя.Домашних заданий в технологии КСО нет.