Право на информацию является одним из основных и фундаментальных прав человека. В наше время информация пронизывает все сферы человеческой деятельности. Это обстоятельство обусловливает необходимость анализа его нормативно-правовой регламентации.
Долгое время право на информацию во многих зарубежных государствах не имело статуса самостоятельного, и даже сам термин "информация" редко использовался в их конституциях. Изменения произошли после принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., когда внесение норм, закрепляющих право на информацию, в национальные законодательства стало необходимым условием их соответствия международным стандартам в области прав человека.
Анализ законодательств стран мирового сообщества показал, что право на информацию включено в систему конституционных прав и свобод большинства государств, в том числе и отличающихся друг от друга посвоим формам, типам правовых систем, национально-культурным чертам. Однако круг образующих его содержание правомочий различен. Право на информацию рассматривается либо в узком смысле - как право доступа к информации (Южная Африка, Израиль, Албания, Южная Корея), либо в широком, т.е. как возможность совершения ряда действий, таких как искать, получать и распространять информацию (Болгария, Венгрия, Новая Зеландия, Финляндия, Чехия).
|
|
Переход к демократическому правлению для большинства стран привело к осознанию того, что свобода информации является правом человека. Почти все заново созданные или модифицированные конституции включили право на доступ к информации государственных органов власти. Более сорока стран-членов Организации Объединенных Наций теперь содержат в конституциях условия доступа к информации.
Конституции также часто стали содержать особенные условия для реализации права на информацию об окружающей среде и право физических лиц получать доступ к информации о себе.