Российская Федерация остается наиболее привлекательной страной для трудовых мигрантов из бывших союзных республик. В последние годы в миграционных процессах появились новые тенденции. Вслед за мужчинами в Россию потянулись их жены и дети. Семейная миграция набирает обороты, ставя перед законодателями, госструктурами и обществом новые вызовы.
По данным Автоматизированной системы аналитической отчетности МВД России, в 2016 году на территорию Российской Федерации въехало более 16,4 млн. иностранных граждан, в том числе 1,5 млн. детей в возрасте до 18 лет (9,8%).
До 2014 года доля детей в миграционных потоках стабильно возрастала, но в 2015 году отмечено ее снижение на 1,4 процентных пункта. Резкий рост въехавших несовершеннолетних мигрантов в 2014 году и последующая стабилизация их потока связана с общественно-политической обстановкой на Украине.
Динамика въезда несовершеннолетних иностранных граждан
(удельный вес от общего числа въехавших иностранных граждан
и лиц без гражданства)
|
|
В 2016 году рост числа въезжающих детей мигрантов в абсолютных значениях составил 89,4 тыс. человек или 6,1%. Абсолютный прирост прибывших детей-иностранцев сформировался в основном за счет прибывших лиц в возрасте 17 и менее лет из следующих стран СНГ: Таджикистана (+44,0 тыс. человек), Киргизии (+28,6 тыс. человек) и Азербайджана (+21,2 тыс. человек); стран ЕС: Германии (+6,4 тыс. человек), Эстонии (+4,9 тыс. человек) и Латвии (+3,4 тыс. человек); из других стран: значительный рост прослеживается только у граждан Китая (+21,5 тыс. человек).
Большинство несовершеннолетних мигрантов прибывает из стран СНГ.
В 2016 году доля таких мигрантов составляла 74,4% (2015 г. – 78,6%) от всех прибывших из-за рубежа несовершеннолетних.
Количество прибывших детей из стран ЕС в отчетном году возросло более чем на 28,3 тыс. человек, их доля в общем потоке несовершеннолетних составила 9,9% (2015 г. – 8,5%).
Динамика доли въезда несовершеннолетних мигрантов стран СНГ и ЕС один раз за последние семь лет меняла вектор своей направленности
и переломным моментом был 2014 год. Так, до 2014 года доля числа въезжающих детей из стран СНГ ежегодно возрастала, а из стран ЕС снижалась. Начиная с 2015 года, соотношение долей числа въезжающих детей из стран СНГ и ЕС приобрело прямо противоположную тенденцию, т.е. доля числа въезжающих несовершеннолетних из стран СНГ стала снижаться, а из стран ЕС возрастать.
Доля числа въехавших лиц в возрасте 17 и менее лет из стран СНГ и ЕС
в Российскую Федерацию в период 2010-2016 гг.
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |
СНГ | 75,3% | 76,2% | 77,8% | 79,0% | 83,1% | 78,6% | 74,4% |
ЕС | 14,1% | 12,7% | 11,3% | 10,1% | 7,8% | 8,5% | 9,9% |
|
|
Абсолютное большинство среди прибывших несовершеннолетних мигрантов составляют граждане Украины – 371 тыс. или 23,9% от общего числа въехавших детей, Казахстана – 266 тыс. или 17,1%, Таджикистана – 105,2 тыс. или 6,8%, Киргизии – 103,1 тыс. или 6,6% и Азербайджана– 92,6 тыс. или 6%.
Большинство детей в общем потоке прибывающих на территорию Российской Федерации иностранных граждан различных государств принадлежит гражданам Абхазии (несовершеннолетние составляют 25,3% всего потока из данной страны), Объединенных Арабских Эмиратов (24,7%) и Южной Осетии (19,4%).
В 2016 году с территории Российской Федерации выехало 14,8 млн. человек, в том числе несовершеннолетних – 1,4 млн. или 9,2% (2015 г. – 1,5 млн. (9,2%); 2014 г. – 1,5 млн. (9,8%)).
Количество зарегистрированных несовершеннолетних мигрантов по месту жительства в 2016 году составило 76,5 тыс. человек или 12,3% от общего количества зарегистрированных иностранных граждан (2015 г. – 73,1 тыс. (12,2%); 2014 г. – 50,1 тыс. (10,3%)).
Основными регионами регистрации по месту жительства мигрантов
до 18 лет в 2016 году являлись: Московская область (5,9% от общего числа зарегистрированных мигрантов до 18 лет), Воронежская область (4,5%), Краснодарский край (4,3%), Ростовская (3,6%) и Свердловская (3,2%) области.
Регистрация по месту жительства мигрантов до 18 лет
за период с 2012 по 2016 год по гражданской принадлежности
(пятерка лидеров в абсолютных числах, тыс.человек)
2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | |||||
Узбекистан | 5,4 | Казахстан | 7,2 | Украина | 13,8 | Украина | 33,7 | Украина | 34,0 |
Казахстан | 5,3 | Узбекистан | 5,7 | Казахстан | 8,3 | Казахстан | 9,3 | Казахстан | 10,1 |
Украина | 3,6 | Армения | 4,3 | Узбекистан | 7,8 | Узбекистан | 8,1 | Узбекистан | 7,7 |
Армения | 3,6 | Украина | 3,7 | Армения | Армения | 4,8 | Таджикистан | 5,9 | |
Таджикистан | 2,6 | Таджикистан | 2,7 | Таджикистан | 3,7 | Таджикистан | 4,5 | Армения | 5,6 |
В 2016 году в гражданство Российской Федерации принято 69,8 тыс. детей (2015 г. – 55,6 тыс.; 2014 г. – 42,4 тыс.), что составляет 26,5% от общего количества иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых
в российское гражданство.
На конец 2016 года на учете территориальных органов МВД России состояли 57 тыс. детей, получивших временное убежище (2015 г. – 42,6 тыс.; 2014 г. – 63,6 тыс.), что составляет 25% от общего количества лиц данной категории.
На конец отчетного периода 137 детей состояли на учете в качестве беженцев (2015 г. – 186 детей; 2014 г. – 200 детей), что составляет 23% от общего числа лиц, признанных и состоящих на учете в качестве беженцев.
В соответствии с законодательством Российской Федерации дети лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище, вправе получать бесплатное образование в общеобразовательных учреждениях наравне с гражданами Российской Федерации, а также содействие в устройстве детей в государственные и муниципальные дошкольные учреждения.
По данным статистических отчетов по формам «2-СООТЕЧ» и
«3-СООТЕЧ» на территорию России в составе семей участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Государственная программа), за 2010–2016 годы переселились 126,2 тыс. детей, в том числе в 2010 году – 2,8 тыс.; в 2011 году – 6,2 тыс.; в 2012 году – 12,2 тыс.; в 2013 году – 8,2 тыс.; в 2014 году – 24,7 тыс.; в 2015 году – 41,4 тыс.; в 2016 году – 30,7 тыс.
Доля числа переселившихся детей в составе семей участников Государственной программы в 2016 году составила 20,9% (2015 г. – 23,8%;
2014 г. – 23,3%).
Сохраняется тенденция уменьшения количества вынужденных переселенцев, и, как следствие, происходит сокращение численности несовершеннолетних детей в составе семей вынужденных переселенцев.
В 2016 году доля детей составила 2,8% от общего числа такой категории граждан или 535 человек (2015 г. – 810; 2014 г. – 1,1 тыс.).
|
|
Дети семей вынужденных переселенцев, в том числе
и несовершеннолетние, не имеющие статуса вынужденного переселенца, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, выделяемых
на эти цели.
Помимо этого предусмотрена социальная поддержка такой категории детей в предоставлении путевок в летние оздоровительные лагеря и санаторно-курортные учреждения Российской Федерации.
Общая характеристика российского рынка детских товаров
Ключевым показателем развития индустрии детских товаров в соответствии со Стратегией развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 962-р, является доля российских товаров для детей на российском рынке. Прогнозируемая в рамках исследования в 2016 году доля российских товаров для детей составила 25%. Согласно экспертным исследованиям, в 2016 году в сфере индустрии детских товаров доля сегмента детской одежды составила 31% рынка детских товаров, обувь – 9%, товары для новорожденных – 26%, игрушки – 22%, прочее – 12%. Аналогичным соотношением долей крупнейших сегментов характеризовался рынок детских товаров в 2014 и 2015 годах.
Объем российского рынка товаров для детей в 2016 году составил около 530 млрд. рублей, в 2015 году – 515 млрд. рублей, в 2014 году – 507 млрд. рублей.
В настоящее время в рамках реализации подпрограммы «Индустрия детских товаров» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» реализуются следующие механизмы государственной поддержки:
1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2014 года № 1179 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским управляющим организациям индустриальных парков индустрии детских товаров на возмещение части затрат на создание и (или) развитие имущественного комплекса, в том числе инфраструктуры индустриальных парков индустрии детских товаров, в рамках подпрограммы «Индустрия детских товаров» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предоставляются субсидии на компенсацию выпадающих доходов управляющим организациям при предоставлении скидки резидентам индустрии детских товаров по уплате арендной платы за земельные участки, здания, сооружения, расположенные в индустриальном парке.
|
|
В рамках указанной меры государственной поддержки в 2016 году субсидии были предоставлены 2 организациям в объеме 13 041,4 тыс. рублей.
2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2014 года № 1162 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов индустрии детских товаров в рамках подпрограммы «Индустрия детских товаров» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предоставляются субсидии в целях стимулирования инновационной деятельности организаций индустрии детских товаров.
В рамках указанной меры государственной поддержки в 2016 году субсидии были предоставлены 15 организациям в объеме 480 387,8 тыс. рублей.
3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 г. № 1212 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2013–2016 годах, на реализацию приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров, а также на компенсацию части затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров в рамках подпрограммы «Индустрия детских товаров» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в целях стимулирования инвестиционной активности российских организаций предоставляются субсидии для создания, расширения, модернизации производств товаров для детей.
В рамках указанной меры государственной поддержки в 2016 году субсидии были предоставлены 3 организациям в объеме 4 225,5 тыс. рублей (2015 г. – 295 106,3 тыс. рублей; 2014 г. – 26 983,1 тыс. рублей).
4. Обеспечение расходов по продвижению российских товаров и услуг индустрии детских товаров на российские и зарубежные рынки.
В 2016 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации были заключены государственные контракты на сумму 117,46 млн. рублей на выполнение услуг по следующим основным направлениям: исследование рынка и мониторинг индустрии детских товаров за 2015–2016 годы, оказание услуг по работе со СМИ и проведению рекламной и PR-кампании в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (включая работу с соответствующими аккаунтами в социальных сетях), обеспечение участия российских производителей индустрии детских товаров в ключевых тематических выставочных, ярмарочных и форумных мероприятиях в России и за рубежом.
В целях продвижения российских детских товаров в 2016 году были проведены следующие мероприятия: организованы коллективные экспозиции производителей индустрии детских товаров под эгидой Минпромторга России на Московском международном салоне образования «ММСО–2016»,
XI Международной специализированной выставке товаров для детей
«Детство–2016», Анимационной выставке и фестивале детских развлечений «Мультимир», XXII международной выставке «Мир детства–2016», Всероссийском фестивале народных промыслов «Русское арт-наследие», Неделе Моды в Москве «Сделано в России», VI Международном спортивном форуме «Россия–спортивная держава». В рамках указанных мероприятий приняли участие более 100 предприятий индустрии детских товаров.
Организованы бизнес-миссии в Германию в рамках 56-й Международной выставки товаров для детей младшего возраста «Kind + Jugend 2016 The Trade Show for Kid's First Years» и бизнес-миссия в Китай в рамках
VI Международной выставки детских товаров «China Kids Expo 2016». В течение 2016 года также проведен ряд ярмарок детских товаров в
г. Санкт-Петербурге, г. Уфе, г. Ростов-на-Дону с участием более 70 предприятий индустрии детских товаров, а также фестиваль «Сделано для детства» во Всероссийском детском центре «Орленок» (далее – ВДЦ «Орленок») с участием 52 компаний индустрии.
15 декабря 2016 года Минпромторг России провел Конгресс индустрии детских товаров – 2016. Более 300 лидеров российской индустрии, эксперты, представители отраслевых ассоциаций и профильных ведомств подвели итоги уходящего года, обсудили перспективы и планы развития отрасли товаров для детей на 2017 год и меры, необходимые для обеспечения российских детей качественной и безопасной продукцией. Конгресс стал заключительным и итоговым мероприятием года в индустрии.
В настоящее время продолжается работа по реализации II этапа Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года.