Оценка социально-экономического положения семей, имеющих детей

Российская Федерация остается наиболее привлекательной страной для трудовых мигрантов из бывших союзных республик. В последние годы в миграционных процессах появились новые тенденции. Вслед за мужчинами в Россию потянулись их жены и дети. Семейная миграция набирает обороты, ставя перед законодателями, госструктурами и обществом новые вызовы.

По данным Автоматизированной системы аналитической отчетности МВД России, в 2016 году на территорию Российской Федерации въехало более 16,4 млн. иностранных граждан, в том числе 1,5 млн. детей в возрасте до 18 лет (9,8%).

До 2014 года доля детей в миграционных потоках стабильно возрастала, но в 2015 году отмечено ее снижение на 1,4 процентных пункта. Резкий рост въехавших несовершеннолетних мигрантов в 2014 году и последующая стабилизация их потока связана с общественно-политической обстановкой на Украине.

Динамика въезда несовершеннолетних иностранных граждан

(удельный вес от общего числа въехавших иностранных граждан

и лиц без гражданства)

 

 

 

В 2016 году рост числа въезжающих детей мигрантов в абсолютных значениях составил 89,4 тыс. человек или 6,1%. Абсолютный прирост прибывших детей-иностранцев сформировался в основном за счет прибывших лиц в возрасте 17 и менее лет из следующих стран СНГ: Таджикистана (+44,0 тыс. человек), Киргизии (+28,6 тыс. человек) и Азербайджана (+21,2 тыс. человек); стран ЕС: Германии (+6,4 тыс. человек), Эстонии (+4,9 тыс. человек) и Латвии (+3,4 тыс. человек); из других стран: значительный рост прослеживается только у граждан Китая (+21,5 тыс. человек).

Большинство несовершеннолетних мигрантов прибывает из стран СНГ.
В 2016 году доля таких мигрантов составляла 74,4% (2015 г. – 78,6%) от всех прибывших из-за рубежа несовершеннолетних.

Количество прибывших детей из стран ЕС в отчетном году возросло более чем на 28,3 тыс. человек, их доля в общем потоке несовершеннолетних составила 9,9% (2015 г. – 8,5%).

Динамика доли въезда несовершеннолетних мигрантов стран СНГ и ЕС один раз за последние семь лет меняла вектор своей направленности
и переломным моментом был 2014 год. Так, до 2014 года доля числа въезжающих детей из стран СНГ ежегодно возрастала, а из стран ЕС снижалась. Начиная с 2015 года, соотношение долей числа въезжающих детей из стран СНГ и ЕС приобрело прямо противоположную тенденцию, т.е. доля числа въезжающих несовершеннолетних из стран СНГ стала снижаться, а из стран ЕС возрастать.

Доля числа въехавших лиц в возрасте 17 и менее лет из стран СНГ и ЕС
в Российскую Федерацию в период 2010-2016 гг.

  2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
СНГ 75,3% 76,2% 77,8% 79,0% 83,1% 78,6% 74,4%
ЕС 14,1% 12,7% 11,3% 10,1% 7,8% 8,5% 9,9%

 

Абсолютное большинство среди прибывших несовершеннолетних мигрантов составляют граждане Украины – 371 тыс. или 23,9% от общего числа въехавших детей, Казахстана – 266 тыс. или 17,1%, Таджикистана – 105,2 тыс. или 6,8%, Киргизии – 103,1 тыс. или 6,6% и Азербайджана– 92,6 тыс. или 6%.

Большинство детей в общем потоке прибывающих на территорию Российской Федерации иностранных граждан различных государств принадлежит гражданам Абхазии (несовершеннолетние составляют 25,3% всего потока из данной страны), Объединенных Арабских Эмиратов (24,7%) и Южной Осетии (19,4%).

В 2016 году с территории Российской Федерации выехало 14,8 млн. человек, в том числе несовершеннолетних – 1,4 млн. или 9,2% (2015 г. – 1,5 млн. (9,2%); 2014 г. – 1,5 млн. (9,8%)).

Количество зарегистрированных несовершеннолетних мигрантов по месту жительства в 2016 году составило 76,5 тыс. человек или 12,3% от общего количества зарегистрированных иностранных граждан (2015 г. – 73,1 тыс. (12,2%); 2014 г. – 50,1 тыс. (10,3%)).

Основными регионами регистрации по месту жительства мигрантов
до 18 лет в 2016 году являлись: Московская область (5,9% от общего числа зарегистрированных мигрантов до 18 лет), Воронежская область (4,5%), Краснодарский край (4,3%), Ростовская (3,6%) и Свердловская (3,2%) области.

Регистрация по месту жительства мигрантов до 18 лет
за период с 2012 по 2016 год по гражданской принадлежности

(пятерка лидеров в абсолютных числах, тыс.человек)

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Узбекистан 5,4 Казахстан 7,2 Украина 13,8 Украина 33,7 Украина 34,0
Казахстан 5,3 Узбекистан 5,7 Казахстан 8,3 Казахстан 9,3 Казахстан 10,1
Украина 3,6 Армения 4,3 Узбекистан 7,8 Узбекистан 8,1 Узбекистан 7,7
Армения 3,6 Украина 3,7 Армения   Армения 4,8 Таджикистан 5,9
Таджикистан 2,6 Таджикистан 2,7 Таджикистан 3,7 Таджикистан 4,5 Армения 5,6

 

В 2016 году в гражданство Российской Федерации принято 69,8 тыс. детей (2015 г. – 55,6 тыс.; 2014 г. – 42,4 тыс.), что составляет 26,5% от общего количества иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых
в российское гражданство.

На конец 2016 года на учете территориальных органов МВД России состояли 57 тыс. детей, получивших временное убежище (2015 г. – 42,6 тыс.; 2014 г. – 63,6 тыс.), что составляет 25% от общего количества лиц данной категории.

На конец отчетного периода 137 детей состояли на учете в качестве беженцев (2015 г. – 186 детей; 2014 г. – 200 детей), что составляет 23% от общего числа лиц, признанных и состоящих на учете в качестве беженцев.

В соответствии с законодательством Российской Федерации дети лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище, вправе получать бесплатное образование в общеобразовательных учреждениях наравне с гражданами Российской Федерации, а также содействие в устройстве детей в государственные и муниципальные дошкольные учреждения.

По данным статистических отчетов по формам «2-СООТЕЧ» и
«3-СООТЕЧ» на территорию России в составе семей участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Государственная программа), за 2010–2016 годы переселились 126,2 тыс. детей, в том числе в 2010 году – 2,8 тыс.; в 2011 году – 6,2 тыс.; в 2012 году – 12,2 тыс.; в 2013 году – 8,2 тыс.; в 2014 году – 24,7 тыс.; в 2015 году – 41,4 тыс.; в 2016 году – 30,7 тыс.

Доля числа переселившихся детей в составе семей участников Государственной программы в 2016 году составила 20,9% (2015 г. – 23,8%;
2014 г. – 23,3%).

Сохраняется тенденция уменьшения количества вынужденных переселенцев, и, как следствие, происходит сокращение численности несовершеннолетних детей в составе семей вынужденных переселенцев.
В 2016 году доля детей составила 2,8% от общего числа такой категории граждан или 535 человек (2015 г. – 810; 2014 г. – 1,1 тыс.).

Дети семей вынужденных переселенцев, в том числе
и несовершеннолетние, не имеющие статуса вынужденного переселенца, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, выделяемых
на эти цели.

Помимо этого предусмотрена социальная поддержка такой категории детей в предоставлении путевок в летние оздоровительные лагеря и санаторно-курортные учреждения Российской Федерации.

 

Общая характеристика российского рынка детских товаров

Ключевым показателем развития индустрии детских товаров в соответствии со Стратегией развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 962-р, является доля российских товаров для детей на российском рынке. Прогнозируемая в рамках исследования в 2016 году доля российских товаров для детей составила 25%. Согласно экспертным исследованиям, в 2016 году в сфере индустрии детских товаров доля сегмента детской одежды составила 31% рынка детских товаров, обувь – 9%, товары для новорожденных – 26%, игрушки – 22%, прочее – 12%. Аналогичным соотношением долей крупнейших сегментов характеризовался рынок детских товаров в 2014 и 2015 годах.

Объем российского рынка товаров для детей в 2016 году составил около 530 млрд. рублей, в 2015 году – 515 млрд. рублей, в 2014 году – 507 млрд. рублей.

В настоящее время в рамках реализации подпрограммы «Индустрия детских товаров» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» реализуются следующие механизмы государственной поддержки:

1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2014 года № 1179 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским управляющим организациям индустриальных парков индустрии детских товаров на возмещение части затрат на создание и (или) развитие имущественного комплекса, в том числе инфраструктуры индустриальных парков индустрии детских товаров, в рамках подпрограммы «Индустрия детских товаров» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предоставляются субсидии на компенсацию выпадающих доходов управляющим организациям при предоставлении скидки резидентам индустрии детских товаров по уплате арендной платы за земельные участки, здания, сооружения, расположенные в индустриальном парке.

В рамках указанной меры государственной поддержки в 2016 году субсидии были предоставлены 2 организациям в объеме 13 041,4 тыс. рублей.

2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2014 года № 1162 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов индустрии детских товаров в рамках подпрограммы «Индустрия детских товаров» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предоставляются субсидии в целях стимулирования инновационной деятельности организаций индустрии детских товаров.

В рамках указанной меры государственной поддержки в 2016 году субсидии были предоставлены 15 организациям в объеме 480 387,8 тыс. рублей.

3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 г. № 1212 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2013–2016 годах, на реализацию приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров, а также на компенсацию части затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров в рамках подпрограммы «Индустрия детских товаров» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в целях стимулирования инвестиционной активности российских организаций предоставляются субсидии для создания, расширения, модернизации производств товаров для детей.

В рамках указанной меры государственной поддержки в 2016 году субсидии были предоставлены 3 организациям в объеме 4 225,5 тыс. рублей (2015 г. – 295 106,3 тыс. рублей; 2014 г. – 26 983,1 тыс. рублей).

4. Обеспечение расходов по продвижению российских товаров и услуг индустрии детских товаров на российские и зарубежные рынки.

В 2016 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации были заключены государственные контракты на сумму 117,46 млн. рублей на выполнение услуг по следующим основным направлениям: исследование рынка и мониторинг индустрии детских товаров за 2015–2016 годы, оказание услуг по работе со СМИ и проведению рекламной и PR-кампании в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (включая работу с соответствующими аккаунтами в социальных сетях), обеспечение участия российских производителей индустрии детских товаров в ключевых тематических выставочных, ярмарочных и форумных мероприятиях в России и за рубежом.

В целях продвижения российских детских товаров в 2016 году были проведены следующие мероприятия: организованы коллективные экспозиции производителей индустрии детских товаров под эгидой Минпромторга России на Московском международном салоне образования «ММСО–2016»,
XI Международной специализированной выставке товаров для детей
«Детство–2016», Анимационной выставке и фестивале детских развлечений «Мультимир», XXII международной выставке «Мир детства–2016», Всероссийском фестивале народных промыслов «Русское арт-наследие», Неделе Моды в Москве «Сделано в России», VI Международном спортивном форуме «Россия–спортивная держава». В рамках указанных мероприятий приняли участие более 100 предприятий индустрии детских товаров.

Организованы бизнес-миссии в Германию в рамках 56-й Международной выставки товаров для детей младшего возраста «Kind + Jugend 2016 The Trade Show for Kid's First Years» и бизнес-миссия в Китай в рамках
VI Международной выставки детских товаров «China Kids Expo 2016». В течение 2016 года также проведен ряд ярмарок детских товаров в
г. Санкт-Петербурге, г. Уфе, г. Ростов-на-Дону с участием более 70 предприятий индустрии детских товаров, а также фестиваль «Сделано для детства» во Всероссийском детском центре «Орленок» (далее – ВДЦ «Орленок») с участием 52 компаний индустрии.

15 декабря 2016 года Минпромторг России провел Конгресс индустрии детских товаров – 2016. Более 300 лидеров российской индустрии, эксперты, представители отраслевых ассоциаций и профильных ведомств подвели итоги уходящего года, обсудили перспективы и планы развития отрасли товаров для детей на 2017 год и меры, необходимые для обеспечения российских детей качественной и безопасной продукцией. Конгресс стал заключительным и итоговым мероприятием года в индустрии.

В настоящее время продолжается работа по реализации II этапа Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: