Государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей

Меры социальной поддержки семей, имеющих детей, устанавливаются как на федеральном уровне, так и на региональном.

Система государственных пособий семьям, имеющим детей, на федеральном уровне устанавливается Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ).

Право на получение государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей имеют как лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, т.е. работающие граждане, так и лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, т.е. неработающие граждане.

Выплата государственных пособий лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС), гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и гражданам, проходящим военную и приравненную к ней службу, – за счет средств федерального бюджета.

В 2016 году произведена индексация государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей на 7% (2015 г. – на 5,5%; 2014 г. – на 5%).

Размеры государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей в указанном периоде составляли:

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами, – 581,73 рубль (2015 г. – 543,67 рубля; 2014 г. – 515,33 рублей);

- единовременное пособие при рождении ребенка – 15 512,65 рублей (2015 г. – 14 497,8 рублей; 2014 г. – 13 741,99 рубль);

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком: минимальный размер –
2 908,62 рублей по уходу за первым ребенком и 5 817,24 рублей по уходу за вторым ребенком (2015 г. – 2 718,34 рублей и 5 436,67 рублей, соответственно; 2014 г. – 2 576,63 рублей и 5 153,24 рублей, соответственно), максимальный размер, выплачиваемый гражданам, проходящим военную и приравненную к ней службу, а также уволенным в период отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации, – 11 634,5 рубля (2015 г. – 10 873,36 рублей; 2014 г. – 10 306,5 рублей);

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, – 24 565,89 рублей (2015 г. – 22 958,78 рублей; 2014 г. – 21 761,88 рублей);

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, – 10 528,24 рублей (2015 г. – 9 839,48 рублей; 2014 г. – 9 326,52 рублей);

- единовременное пособие при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), в приемную семью) – 15 512,65 рублей (2015 г. – 14 497,8 рублей; 2014 г. – 13 741,99 рублей).

При усыновлении ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, начиная с 2013 года, назначается единовременное пособие при передаче ребенка в семью. В 2016 году размер данного пособия составил 118 529,25 рублей (2015 г. – 110 775; 2014 г. – 105 000 рублей).

В 2016 году на выплату государственных пособий из федерального бюджета было направлено:

- 75 502 498,6 тыс. рублей – на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (2015 г. – 71 598 735,3 тыс. рублей; 2014 г. – 65 446 847,4 тыс. рублей);

- 952 008,9 тыс. рублей – на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (2015 г. – 1 006 340,3 тыс. рублей; 2014 г. – 1 049 083,5 тыс. рублей);

- 1 263 625,7 тыс. рублей – на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей-сирот в семьи граждан (2015 г. – 1 217 097,9 тыс. рублей; 2014 г. – 1 568 862, 6 тыс. рублей).

Также в 54 субъектах Российской Федерации за счет средств региональных бюджетов усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям выплачивается единовременное пособие при всех формах устройства детей-сирот в семью. По информации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, размер единовременного пособия составляет от 10 000 до 1 000 000 рублей в зависимости от формы семейного устройства и категории устраиваемых детей-сирот.

Предоставление государственных пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, также регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В 2015 году предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с материнством составила 670 000 рублей, в 2014 году – 624 000 рублей.

С 1 января 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. № 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации» установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС, которая составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 718 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2016 года.

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% среднего заработка работающей женщины, на который начисляются страховые взносы в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В 2016 году максимальная сумма пособия по беременности и родам составляла 53 916,67 рублей в среднем за полный календарный месяц (2015 г. – 49 666,7 рублей).

Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам составляет 140 календарных дней, в случае осложненных родов – 156 календарных дней, при многоплодной беременности и при рождении 2 и более детей – 194 календарных дня.

Дополнительно к пособию по беременности и родам выплачивается единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель).

В 2016 году размер указанного пособия составлял 581,73 рубль (2015 г. – 543,67 рубля; 2014 г. – 515,33 рублей).

После окончания отпуска по беременности и родам работающим женщинам предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. За период такого отпуска и до достижения ребенком возраста 1,5 лет выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ.

В 2016 году максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляла 21 554,85 рубля (2015 г. – 19 855,78 рублей; 2014 г. –
17 990 рублей).

В 2016 году расходы ФСС на выплату государственных пособий составили:

- 0,56 млрд. рублей – на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (2015 г. – 0,54 млрд. рублей);

- 118,11 млрд. рублей – на выплату пособия по беременности и родам (2015 г. – 111,41 млрд. рублей);

- 22,15 млрд. рублей – на выплату единовременного пособия при рождении ребенка (2015 г. – 21,11 млрд. рублей);

- 157,36 млрд. рублей – на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком (2015 г. – 138,76 млрд. рублей).

В 2016 году в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством решалась задача по обеспечению права застрахованных граждан на получение гарантированных государством пособий по обязательному социальному страхованию.

По действующему законодательству выплата таких пособий осуществляется работодателем по месту работы гражданина в счет уплаты страховых взносов в ФСС. Поэтому в случае финансовой несостоятельности или недобросовестности работодателя возникает риск неполучения гражданином государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.

В 2016 году был принят Федеральный закон от 9 марта 2016 г. № 55-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 48 и 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», подготовленный Минтрудом России в целях обеспечения своевременной выплаты застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Указанным Федеральным законом часть 4 статьи 13 Федерального закона
от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, которой предусмотрены случаи выплаты пособий застрахованному лицу непосредственно территориальными органами ФСС, дополнена случаем, когда в отношении организации проводятся процедуры банкротства.

Таким образом, на сегодняшний день нормами Федерального закона
от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ предусмотрена выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком непосредственно территориальными органами ФСС в следующих случаях:

- прекращение деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями;

- отсутствие возможности выплаты страхователем указанных пособий в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации;

- отсутствие возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем указанных пособий застрахованному лицу;

- в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя.

Кроме того, с июля 2011 года ФСС в отдельных субъектах Российской Федерации реализуется пилотный проект, в соответствии с которым назначение и выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным гражданам во всех случаях осуществляют непосредственно территориальные органы ФСС.

В настоящее время в пилотном проекте участвуют 20 субъектов Российской Федерации (Республики Карачаево-Черкесская, Крым и Татарстан, Хабаровский край, Астраханская, Белгородская, Курганская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Тамбовская области, город федерального значения Севастополь, с 1 июля 2016 года – Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 22 декабря 2016 г. № 1427 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 294» с 1 июля 2017 года к ним присоединятся еще 13 субъектов Российской Федерации (Республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Алтайский и Приморский края, Амурская, Вологодская, Магаданская, Омская, Орловская, Томская области и Еврейская автономная область).

Переход всех субъектов Российской Федерации на новый механизм выплат страхового обеспечения предусмотрен с 1 января 2021 года.

Во всех субъектах Российской Федерации, участвующих в пилотном проекте, застрахованные лица гарантированно получают пособия непосредственно от ФСС.

В 2016 году расходы на выплату государственных пособий в субъектах Российской Федерации, участвующих в пилотном проекте, составили 51 952,97 млн. рублей, из них: 110,27 млн. рублей – на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; 20 080,77 млн. рублей – на выплату пособия по беременности и родам; 4 204,71 млн. рублей – на выплату единовременного пособия при рождении ребенка; 27 557,21 млн. рублей – на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 июня 2010 г. № 481 детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях), предусмотрена выплата ежемесячного пособия.

Размер указанного пособия в 2016 году составил 2 117,5 рублей, выплата была произведена 1 460 получателям.

На выплату ежемесячного пособия было направлено 45 574,5 тыс. рублей (2015 г. – 48 584,9 тыс. рублей; 2014 г. – 52 573,3 тыс. рублей).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1051 предусмотрено предоставление пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР).

Размер пособия на проведение летнего отдыха детей в 2016 году составил 22 361,4 рублей (2015 г. – 20 898,5 рублей; 2014 г. – 19 809 рублей), выплата была произведена 732 получателям.

На предоставление указанной выплаты было направлено 22 962,8 тыс. рублей (2015 г. – 21 953,6 тыс. рублей; 2014 г. – 19 297 тыс. рублей).

В рамках подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» осуществляются мероприятия по социальному обеспечению детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета.

Дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом
от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для данной категории обучающихся в части обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем обеспечиваются в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

В федеральном бюджете на 2016 год на указанные цели было предусмотрено 8 380,1 млн. рублей. Кассовое исполнение составило 8 241,2 млн. рублей или 98,3% к плановым назначениям.

В составе расходов федерального бюджета ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 428-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» (далее – Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 428-ФЗ) с 1 января 2015 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано осуществление федеральных полномочий по выплате части компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии на производственном объединении Маяк и вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в том числе и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста 3 лет.

В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 428-ФЗ функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий возложены на Федеральную службу по труду и занятости (далее – Роструд).

В 2016 году на выплату пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста трех лет в рамках осуществляемой субвенции было направлено порядка 7 015 521,9 тыс. рублей.

Годовая численность получателей пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста 3 лет составила порядка 62 тыс. человек.

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2016 года статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ) ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, заменено на ежемесячную выплату на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет в фиксированных размерах.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста 3 лет назначено до 30 июня 2016 года, сохраняется право на получение указанного пособия в размере и на условиях, установленных Законом Российской Федерации
от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона
от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ), до наступления оснований прекращения его выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В 2016 году в рамках осуществляемой субвенции на ежемесячную выплату на каждого ребенка до достижения им возраста трех лет было направлено порядка 91 267 тыс. рублей.

Годовая численность получателей ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет составила порядка 6 тыс. человек.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» Рострудом осуществляется выплата алиментов на несовершеннолетних детей с выплат в возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате ядерных аварий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. № 986 «О финансовом обеспечении расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В 2016 году на данную выплату было направлено 3 143 тыс. рублей
(2015 г. – 2 879,2 тыс. рублей; 2014 г. – 2 735,8 тыс. рублей). Выплата была произведена 25 получателям (2015 г. – 27 получателей; 2014 г. – 28 получателей).

Кроме того, одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за ребенком-инвалидом.
Финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС.

 

  Оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц по уходу за детьми-инвалидами
Расходы в млн. рублей Количество оплаченных дней (тыс. дней)
2014 год 1 742,6 1 112,8
2015 год 2 685,6 1 164,5
2016 год 3 008,5 1 183,2

 

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации
от 26 марта 2008 года № 404 в 2016 году продолжилось выделение субсидий Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Объем субсидий, предоставленных указанному Фонду, составил в 2016 году 838 209,9 тыс. рублей (2015 г. – 855 000 тыс. рублей, 2014 г. – 950 000 тыс. рублей).

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) установлено, что вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей, относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, а также статьей 16 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств регионального бюджета семьям, воспитывающим детей, устанавливается пособие на ребенка. Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2016 года Федерального закона
от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ законодательными и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации могут быть изменены условия и периодичность выплаты пособия на ребенка, но не реже одного раза в квартал.

Во всех субъектах Российской Федерации установлена система мер социальной поддержки семей с детьми, в том числе в виде пособий: на ребенка; на детей одиноких матерей; на детей военнослужащих по призыву; на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; на детей из многодетных семей; на детей-инвалидов; на детей родителей-инвалидов, на детей родителей-студентов, на детей из семей коренных малочисленных народов Севера и другие.

В соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации размер пособия на ребенка колеблется от 90 рублей в Республике Алтай до 13 019 рублей в Санкт-Петербурге, выплачиваемого на ребенка-инвалида с особыми потребностями.

В ряде регионов размер пособия дифференцируется в зависимости от возраста ребенка, численности детей в семье, очередности рождения.

В Республике Коми пособие выплачивается на детей в возрасте от 0 до 1,5 лет, от 1,5 до 3 лет, от 3 до 6 лет, от 6 до 16(18) лет; в Республике Саха (Якутия) – на детей в возрасте от 0 до 3 лет, от 3 до 6 лет, от 6 до 16(18) лет; в Ленинградской области и Ямало-Ненецком автономном округе – на детей от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 16 (18) лет; в Московской области – на детей от 0 до 1,5 лет, от 1,5 до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 16(18) лет; в Ярославской области – на детей от 0 до 3 лет, от 3 до 18 лет; в г. Санкт-Петербурге – на детей от 0 до 1,5 лет, от 1,5 до 7 лет, от 7 до 16(18) лет. В повышенном размере пособие на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет предоставляется в Оренбургской области, на детей в возрасте от 0 до 1,5 лет – в г. Москве.

Размер пособия на ребенка в зависимости от очередности рождения дифференцирован в Республике Ингушетия: пособие на ребенка предоставляется семьям, воспитывающим от одного до четырех детей, от пяти и более детей; в Чувашской Республике – семьям с одним ребенком, с двумя детьми, с тремя и более детьми; в Рязанской области – семьям, в которых воспитывается один ребенок, двое, трое, четверо, пятеро и более детей.

В Калужской области на второго и последующих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет пособие выплачивается в размере 4 000 рублей; детям одинокой матери до 7 лет – в размере 5 000 рублей, в возрасте от 7 лет до 16(18) лет – в размере 400 рублей; в Орловской области – на второго и последующих детей одиноких матерей и детей, родители, которых уклоняются от уплаты алиментов, выплачивается в повышенном размере; в г. Санкт-Петербурге – при рождении первого ребенка, при рождении второго и последующих детей.

Как правило, размер пособия на детей одиноких матерей выше минимального размера пособия в 2 раза; размер пособия на детей военнослужащих по призыву и детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, – в 1,5 раза.

Пособие на ребенка в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, выплачивается с учетом районного коэффициента.

На декабрь 2016 года численность получателей пособия на ребенка составила чуть более 4,4 млн. человек (2015 г. – 4,7 млн. человек; 2014 – 4,9 млн. человек). Численность детей, на которых пособие назначено, в 2016 году – более 7,7 млн. человек (2015 г. – более 8,1 млн. человек; 2014 г. – 8,2 млн. человек). Сумма выплаченных пособий по субъектам Российской Федерации за 2016 год составила 51,7 млрд. рублей (2015 г. – более 49 млрд. рублей; 2014 г. – более 46,5 млрд. рублей).

 

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ) при рождении (усыновлении) второго ребенка или последующих детей у граждан Российской Федерации возникает право на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде материнского (семейного) капитала.

Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала осуществляются за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета в бюджет ПФР.

Согласно Федеральному закону от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2016 год», размер материнского (семейного) капитала составил 453 026 рублей.

Положениями Федерального закона от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ
«О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона
«О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее –Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ) определено, что индексация размера материнского (семейного) капитала приостановлена до 1 января 2018 года.

Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» приостановка индексации размера материнского (семейного) капитала распространена на период до 1 января 2020 года.

За время реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г.
№ 256-ФЗ по состоянию на 1 января 2017 года территориальными органами ПФР выдано 7 611 750 государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, что составляет порядка 90% от количества рожденных
с 1 января 2007 года вторых, третьих и последующих детей. Из общего количества выданных сертификатов 924 787 (с учетом г. Байконура) было выдано в 2016 году.

Количество обращений с заявлениями о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала составило 4 749 260, в том числе:

4 364 059 – о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (91,9% от общего количества обращений);

381 870 – о направлении средств материнского (семейного) капитала на оказание платных образовательных услуг (8% от общего количества обращений);

3 331 – о направлении средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии женщины (0,07% от общего количества обращений).

С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», предусматривающий установление возможности семьям, имеющим
детей-инвалидов, распорядиться средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на приобретение товаров и услуг, обеспечивающих адаптацию и социализацию детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (за исключением расходов на медицинские услуги, а также на реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

В 2016 году с заявлениями о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в территориальные органы ПФР обратилось 868 842 гражданина, в том числе:

761 028 граждан – о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (87,6% от общего числа обращений);

107 428 граждан – о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на оказание платных образовательных услуг (12,3% от общего числа обращений);

348 граждан – о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии женщины (0,04% от общего числа обращений);

38 граждан – о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на приобретение товаров и услуг, обеспечивающих адаптацию и социализацию детей-инвалидов (0,004% от общего числа обращений).

Объем средств, направленных на предоставление дополнительных мер государственной поддержки за все время реализации Федерального закона
от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ по состоянию на 1 января 2017 года по основным направлениям использования средств материнского (семейного) капитала, составил 1 597,12 млрд. рублей, (2016 г. – 312,89 млрд. рублей), в том числе по направлениям:

на улучшение жилищных условий – 1 576,82 млрд. рублей (2016 г. – 306,33 млрд. рублей), из них:

на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение или строительство жилья, – 1 044,54 млрд. рублей (2016 г. – 196,89 млрд. рублей);

на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств – 532,28 млрд. рублей (2016 г. – 109,44 млрд. рублей);

на получение образования детей – 19,66 млрд. рублей (2016 г. – 6,45 млрд. рублей);

на формирование накопительной пенсии женщин – 0,64 млрд. рублей (2016 г. – 0,10 млрд. рублей);

на компенсацию расходов, связанных с приобретением товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, – 0,001 млрд. рублей (2016 г. – 0,001 млрд. рублей).

В 2016 году была продолжена реализация Федерального закона
от 20 апреля 2015 г. № 88-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала». По 374 452 заявлениям владельцев сертификатов было перечислено 7,24 млрд. рублей.

В соответствии с пунктом 3 Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, был принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 181-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году», предусматривавший возможность получения гражданами, право которых на дополнительные меры государственной поддержки возникло по 30 сентября 2016 года, единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в размере 25 тысяч рублей. По состоянию на 1 января 2017 года перечислено 45,21 млрд. рублей по 1 847 030 заявлениям о предоставлении единовременной выплаты.

Полностью распорядились средствами материнского (семейного) капитала 54,9% владельцев государственных сертификатов.

В целях реализации положений статьи 12 Федерального закона
от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 184н утверждены Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии. В соответствии с поданными заявлениями об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии ПФР осуществляются процедуры отзыва из управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов указанных средств.

По состоянию на 1 января 2017 года территориальными органами ПФР принято 263 заявления об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, из них 70 заявлений – в 2016 году. По 250 заявлениям управляющими компаниями и негосударственными пенсионными фондами возращены средства в сумме 76,11 млн.рублей в связи с отказом застрахованных лиц от направления указанных средств на формирование накопительной пенсии, из них в 2016 году – 22,64 млн. рублей по 68 заявлениям.

Всего по 167 заявлениям о распоряжении средствами, ранее направленными на формирование накопительной пенсии, на другие направления, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г.
№ 256-ФЗ, перечислено 38,81 млн. рублей, из них в течение 2016 года – 12,52 млн. рублей по 54 заявлениям.

В 2016 году была продолжена работа по совершенствованию законодательства, регламентирующего предоставление дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлена возможность получения гражданами государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в форме электронного документа.

В соответствии с решением органов исполнительной власти Российской Федерации в 78 субъектах Российской Федерации предусмотрен материнский (семейный) капитал либо приравненные к нему меры социальной поддержки семей, имеющих детей, финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Размер регионального материнского (семейного) капитала колеблется от 25 тыс. до 350 тыс. рублей.

Направления использования средств материнского (семейного) капитала, предоставляемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Средства регионального материнского капитала (приравненных к нему мер социальной поддержки) в 58 субъектах Российской Федерации могут быть использованы на улучшение жилищных условий, в том числе на ремонт жилья, обеспечение инженерными коммуникациями, в 44 субъектах Российской Федерации – на получение образования детьми или родителями.

В ряде регионов целевые направления использования средств материнского (семейного) капитала, предоставляемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующими нормативными правовыми актами не определены (Республики Адыгея, Марий Эл, Северная Осетия-Алания, Забайкальский, Приморский края, Архангельская, Владимирская, Вологодская, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кировская, Липецкая, Тюменская, Ярославская области, Чукотский автономный округ).

Нормативными актами Республик Бурятия, Калмыкия, Коми, Тыва, Хакасия, Саха (Якутия), Камчатского, Красноярского, Пермского, Приморского и Хабаровского краев, Воронежской, Калининградской, Орловской, Ленинградской, Магаданской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Тверской, Тульской, Ульяновской, Челябинской областей, Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Еврейской автономной области, г. Санкт-Петербурга предусмотрено, что средства регионального материнского капитала также могут быть направлены на лечение ребенка или родителей (получение платных медицинских услуг и высокотехнологической медицинской помощи), приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, приобретение автотранспортного средства, в том числе для ребенка-инвалида, приобретение предметов ухода за ребенком первого года жизни, приобретение земельных участков, на развитие личного подсобного хозяйства, в том числе путем приобретения сельскохозяйственной техники и продуктивных животных, на уплату налогов (транспортного, на имущество физических лиц, земельного), на страхование имущества семьи и жизни ребенка, приобретение товаров длительного пользования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: