Детское питание является одним из ключевых элементов, напрямую влияющих на процессы обмена веществ в организме, определяющих темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, способность организма сопротивляться различным неблагоприятным влияниям внешней среды.
Производство продуктов детского питания в Российской Федерации осуществляется на специализированных предприятиях и цехах пищевой и перерабатывающей промышленности.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» приказом Минсельхоза России от 11 февраля 2013 г. № 53 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460» с 1 августа 2015 года предусмотрена государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным на срок от 2 до 8 лет и направленным на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов (цехов) по производству продуктов детского питания.
|
|
Кроме того, предусматривается государственная поддержка по кредитным договорам, заключенным сроком до 1 года на закупку сельскохозяйственного сырья для производства детского питания для детей раннего и дошкольного возраста.
Производство детского питания осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» и технических регламентов на отдельные виды пищевой продукции.
С принятием технических регламентов Таможенного союза устанавливаются требования к показателям безопасности пищевой продукции, правилам и методам их контроля, отбора проб, к проведению государственного надзора и контроля за продукцией на всех стадиях ее оборота – от сырья до готовой продукции, к маркировке пищевой продукции, а также правилам оценки ее соответствия установленным требованиям.
Четкое соблюдение и применение на добровольной основе производителями детского питания требований технических регламентов позволит обеспечить выпуск качественной продукции для самых маленьких жителей нашей страны.
|
|
Решение этой важнейшей задачи будет способствовать успешному развитию отрасли, увеличению потребительского спроса и решению задач по импортозамещению, в том числе путем увеличения спроса на отечественные продукты детского питания.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ каждый имеет право на охрану здоровья. При этом право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Статьей 23 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определено право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статьей 52 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определено, что обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3 лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма.
Нормы лечебного питания утверждены приказом Минздрава России от 21 июня 2013 г. № 395н «Об утверждении норм лечебного питания».
Кроме того, в целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра.
|
|
В настоящее время в Федеральном регистре числится 3 943 ребенка, для которых единственным средством патогенетического лечения являются специализированные продукты лечебного питания. По данным Федерального регистра, указанное лечение назначено 3 126 детям.
Во исполнение пункта 41 плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р, в целях совершенствования нормативной правовой базы Российской Федерации в части обеспечения детей-инвалидов специализированными продуктами лечебного питания постановлением Правительства Российской Федерации
от 9 апреля 2015 г. № 333 утверждены Правила формирования перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2015 г.
№ 2052-р утвержден перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2016 год; приказом Минздрава России
от 9 июня 2015 г. № 324н утверждено Положение о Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по формированию перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.
Рациональное питание в детском и подростковом возрасте способствует гармоничному физическому и умственному развитию, высокой работоспособности и успеваемости школьника, создает условия для адаптации к факторам окружающей среды, оказывает существенное влияние на качество жизни, является необходимым условием формирования и сохранения здоровья детей и подростков.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) организация питания в образовательной организации возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
|
|
Питание обучающихся в общеобразовательных организациях организуется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409-08), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. № 45 (далее – СанПиН).
Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ определено, что в компетенцию образовательной организации входит создание необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания обучающихся, обеспечивают необходимые условия для соблюдения СанПиН на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей (пункт 14.2 СанПиН).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ правом на получение бесплатного питания в общеобразовательных организациях наделены дети из многодетных и малоимущих семей.
На основании статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся, не отнесенных к льготной категории, в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по состоянию на 1 мая 2017 года одноразовым горячим питанием охвачены 10 997 722 человека (64,61% от общего количества обучающихся), что на 2,03% выше, чем на 1 мая 2016 года, из них:
1–4 классы – 4 354 734 человека (64,06% от общего количества обучающихся на данном уровне образования);
5–9 классы – 4 167 561 человек (56,79% от общего количества обучающихся на данном уровне образования);
10–11 классы – 799 290 человек (48,13% от общего количества обучающихся на данном уровне образования).
Объем средств, направленных на организацию школьного питания обучающихся, составил 66 476 562,6 тыс. рублей, из них за счет средств:
бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) –
36 132 630,0 тыс. рублей;
из средств муниципальных бюджетов – 9 573 919,0 тыс. рублей;
из внебюджетных источников (благотворительные взносы физических
и юридических лиц) – 66 230 378, 1 тыс. рублей.
Стоимость школьного питания в разрезе регионов существенно различается, что обусловлено климато-географическими и социально-экономическими особенностями субъектов Российской Федерации.
По данным Роспотребнадзора, охват школьников горячим питанием в целом по Российской Федерации в 2016 году составил 89%. При этом наименьшие показатели отмечаются: в Республиках Дагестан (50%), Ингушетия (17%), Крым (65%), Северная Осетия-Алания (44%).
За последние 4 года отмечается снижение охвата 2-х разовым питанием, а в отдельных субъектах Российской Федерации данный показатель составляет менее 15%: в Республиках Алтай – 13,3%, Дагестан – 6%, Забайкальском – 6%, Приморском краях – 9%, Астраханской – 9%, Иркутской – 10,4%, Кемеровской – 11% областях.
В Орловской области, Ненецком и Чукотском автономных округах охват школьников горячим питанием составил 100%. Охват школьников горячим питанием ниже 75% отмечен в Республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесской, Крым, Северная Осетия-Алания, Курганской области,
г. Севастополе.
Показатель охвата школьников двухразовым горячим питанием в целом по Российской Федерации в 2016 году составил 29%, в том числе: по школьникам 1–4 классов – 36%; 5–11 классов – 24%. В 6 субъектах Российской Федерации охват школьников двухразовым горячим питанием по итогам 2016 года превысил 50%: Республика Саха (Якутия), Белгородская, Воронежская, Костромская, Липецкая, Тульская области.
В 7 субъектах Российской Федерации охват школьников двухразовым горячим питанием был ниже 10%: Республики Дагестан, Ингушетия, Забайкальский и Приморский края, Астраханская область, Еврейская автономная область.
В 2016 году удельный вес исследованных проб готовых блюд, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по микробиологическим показателям, составил 2,1%.
Неблагоприятная ситуация по качеству готовых блюд в организациях для детей и подростков отмечена в Республиках Дагестан, Карачаево-Черкесской, Саха (Якутия), Тыва, Хабаровском крае, Владимирской, Волгоградской, Иркутской областях, Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области.
Удельный вес исследованных проб готовых блюд, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по калорийности, составил 6%, по содержанию витамина С – 8%. Наиболее неблагоприятная ситуация по калорийности готовых блюд в организациях для детей и подростков отмечена в 4 субъектах Российской Федерации, где процент проб, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, выше 20% (Республики Дагестан, Карачаево-Черкесская, Тыва, Чукотский автономный округ).
В ходе контрольно-надзорных мероприятий детских образовательных организаций выявлялись нарушения в питании детей, в том числе невыполнение примерных меню, снижение энергетической ценности рационов, недостаток в питании детей фруктов, творога, рыбы, мяса, овощей, составление фактического рациона питания без учета физиологической потребности детей в основных пищевых веществах и энергии и т.д.
По всем образовательным организациям продолжают иметь место факты невыполнения норм питания по основным продуктам питания (мясо, молоко, творог, рыба, свежие фрукты, овощи, соки), а также занижение порций готовых блюд и восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов.
Удельный вес невыполнения норм питания по всем основным продуктам питание в течение 2 лет практически во всех образовательных организациях Республик Калмыкия, Удмуртской, Забайкальского, Красноярского краев, Ивановской области остается на порядок выше среднероссийского показателя.