Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних

И защите их прав

Задача по обеспечению единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации возложена на координационный орган – Правительственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Правительственная КДНиЗП).

Общее количество комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДНиЗП), созданных в субъектах Российской Федерации, по итогам 2016 года составило 3 121, в том числе 85 региональных и 3 036 территориальных (муниципальных). Деятельность региональных КДНиЗП обеспечивают 186 специалистов, территориальных (муниципальных) – 5 355. Также в решении вопросов, связанных с защитой прав детей, задействованы активные граждане, объединенные в 6 553 общественные КДНиЗП.

Правительственной КДНиЗП в 2016 году проведено 4 заседания, на которых рассмотрено 7 вопросов (2015 г. – 4 заседания; 2014 г. – 3):

- о летней оздоровительной кампании как инструменте предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних в 2016 году;

- о реализации мероприятий, направленных на совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации досуга и дополнительного образования детей;

- о практике выявления немедицинского потребления несовершеннолетними наркотических средств и психотропных веществ и включении их в программы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей;

- о применении в отношении несовершеннолетних медиативных технологий и работе служб медиации;

- о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

- о порядке предоставления услуг семьям, находящимся в социально опасном положении, а также мероприятиях, направленных на профилактику социального сиротства;

- о результатах работы Правительственной КДНиЗП по итогам 2016 года.

В течение 2016 года различным федеральным органам исполнительной власти, а также региональным исполнительным органам государственной власти решениями Правительственной КДНиЗП дано 19 поручений, 9 из которых исполнены. Также выполнено 10 поручений по решениям, принятым в 2015 году. Завершение исполнения остальных поручений предусмотрено в 2017 году в соответствии с установленными сроками.

В рамках реализации плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы Минобрнауки России совместно с федеральными органами исполнительной власти разработаны критерии оценки эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, методические рекомендации по их использованию, а также методические рекомендации по совершенствованию деятельности КДНиЗП.

Существенное внимание Правительственной КДНиЗП уделялось вопросам методического обеспечения деятельности не только КДНиЗП, но и иных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по различным направлениям их работы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Так, Минобрнауки России совместно с МВД России, Минздравом России, Минтрудом России и ФСИН России подготовлены и направлены в региональные КДНиЗП методические рекомендации по подготовке отчета о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории субъекта Российской Федерации.

В рамках исполнения решения Правительственной КДНиЗП в апреле 2016 года Минобрнауки России были направлены методические рекомендации по вопросам организации деятельности отделов или других структурных подразделений в составе исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, на которые возложены полномочия по обеспечению деятельности КДНиЗП (далее – Аппарат).

В указанных методических рекомендациях обращается особое внимание на необходимость разграничения компетенции между КДНиЗП и Аппаратом, обеспечивающим ее деятельность.

Проведенный мониторинг показал, что для обеспечения деятельности региональных КДНиЗП Аппараты фактически созданы только в 39 регионах (46%), для территориальных (муниципальных) комиссий – в 583 муниципальных образованиях (19,5%), что не позволяет обеспечить условия для организации на должном уровне системной работы самого коллегиального органа.

В целях изучения фактического положения дел в сфере реализации государственной политики по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и оказания методической помощи специалистам по решению Правительственной КДНиЗП членами межведомственных рабочих групп в 2016 году при организации выездов в субъекты Российской Федерации особое внимание обращалось на вопросы организации деятельности КДНиЗП, координирующих деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по предупреждению безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также на эффективность принимаемых ими профилактических мер.

С 2014 года представители Минобрнауки России, Рособрнадзора, МВД России, Минздрава России, ФСИН России, аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» ознакомились с деятельностью субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 12 регионах.

Изучение деятельности не только КДНиЗП, но и иных органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволило сделать вывод о наличии у специалистов, работающих с детьми, потребности в оказании методической помощи.

В связи с этим Минобрнауки России с 1 апреля 2016 года был создан информационный ресурс центра методического обеспечения деятельности КДНиЗП, предназначенный для оказания методической и консультативной помощи представителям КДНиЗП, а также для распространения эффективного опыта работы и реализации программ дополнительного профессионального образования в целях повышения квалификации (www.sgap.ru/about-kdnizp).

С учетом предложений представителей органов власти субъектов Российской Федерации в 2016 году издан справочник региональных КДНиЗП, что позволит наладить информационную составляющую взаимодействия между КДНиЗП различных регионов в решении вопросов защиты прав детей.

По решению Правительственной КДНиЗП в ноябре 2016 года в г. Уфе (Республика Башкортостан) было проведено III Всероссийское совещание по вопросам организации деятельности КДНиЗП на тему «О применении в отношении несовершеннолетних медиативных технологий и работе служб медиации».

В работе данного мероприятия приняли непосредственное участие как члены Правительственной КДНиЗП, так и представители федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, председатели, заместители председателей, ответственные секретари, члены КДНиЗП 78 субъектов Российской Федерации, представители экспертного сообщества в области защиты прав детей и научной общественности.

По результатам проведенного Всероссийского совещания подготовлен и направлен в регионы сборник материалов, содержащий региональный опыт, в том числе положительные практики в области реализации медиативного подхода.

Участниками совещания сформулированы задачи по развитию служб медиации и применению медиативного подхода в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в части совершенствования законодательства Российской Федерации.

В 2016 году особое внимание уделялось вопросам совершенствования федерального, а также регионального законодательства, регулирующего деятельность КДНиЗП.

В 2016 году внесены изменения в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, а также в Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 995, которым четко определена двухуровневая система КДНиЗП в субъектах Российской Федерации: региональные и территориальные (муниципальные), что позволило устранить ранее существовавшие пробелы.

В 2017 году продолжена работа по совершенствованию деятельности КДНиЗП всех уровней, которая осуществляется в том числе с учетом Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной совместно с планом мероприятий на 2017–2020 годы по ее реализации распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: