Деятельность органов внутренних дел по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми

В соответствии с Конституцией Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях и их воспитание являются правом и обязанностью родителей.

Принятие Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года способствовало динамичному развитию законодательства в сфере защиты прав и интересов детей.

В рамках реализации указанных нормативных актов в Российской Федерации Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ введен запрет международного усыновления однополыми парами, Федеральным законом
от 7 мая 2013 г. № 75-ФЗ ратифицированы Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающейся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, и Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений.

Приоритетным направлением деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов является профилактика семейного неблагополучия, как одного из основных факторов, способствующих снижению уровня защищенности детей.

По данным МВД России, за последние 3 года преступность в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации носила нестабильный характер (2016 г. – 69,6 тыс.; 2015 г. – 96,5 тыс.; 2014 г. – 86,3 тыс.).

Рост числа преступлений данной категории зарегистрирован в 2015 году (+11,8%). Однако в целом в период 2014-2016 годов наблюдается положительная динамика сокращения уровня преступных деяний в отношении детей (на 19%).

В 2016 году потерпевшими признано 78,7 тыс. несовершеннолетних
(2015 г. – 102,6 тыс.; 2014 г. – 95,4 тыс. детей).

Вместе с тем отмечается тенденция увеличения числа несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенными членами их семей, фактически проживающими совместно с ними (2016 г. – 12 268; 2015 г. – 11 756;
2014 г. – 9 133).

Наиболее актуальной остается проблема предупреждения данных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних их родителями или иными законными представителями.

Ежегодно сохраняется высокая доля потерпевших несовершеннолетних от общего числа жертв преступлений рассматриваемой категории: 2016 г. – 69% (8 469); 2015 г. – 68,7% (8 075); 2014 г. – 70,6% (6 264).

В этой связи органами внутренних дел на постоянной основе проводится профилактическая работа в отношении родителей (иных законных представителей несовершеннолетних), не исполняющих обязанности по воспитанию детей. На конец 2016 года на учете в органах внутренних дел состояло 134,7 тыс. родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию детей (2015 г. – 134,1 тыс.; 2014 г. – 132 тыс.).

К административной ответственности в 2016 году привлечены 519,9 тыс. лиц (2015 г. – 528,9 тыс.; 2014 г. – 577,4 тыс.) данной категории, в том числе 469,5 тыс. лиц (2015 г. – 468 тыс.; 2014 г. – 441 тыс.) – за неисполнение обязанностей по воспитанию детей (часть первая статьи 5.35 КоАП РФ), 713 (2015 г. – 778, 2014 г. – 1,4 тыс.) – за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (часть вторая статьи 6.10 КоАП РФ), 309 (2015 г. – 348; 2014 г. – 421) – за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака (часть вторая статьи 6.23 КоАП РФ).

В отношении родителей и иных законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних, допускающих жестокое обращение с детьми, в 2016 году возбуждено 1 824 уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (2015 г. – 2 146; 2014 г. – 2 171).

Крайней мерой реагирования в случае злостного уклонения от исполнения родительских обязанностей является лишение родительских прав.

В 2016 году по материалам, подготовленным с участием органов внутренних дел, лишены родительских прав 7,8 тыс. родителей (2015 г. – 8,7 тыс.; 2014 г. – 10 тыс.).

Мероприятия по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми носят комплексный характер и осуществляются органами внутренних дел во взаимодействии с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Программно-целевой метод обеспечивает высокий уровень межведомственной координации, является инструментом выработки эффективных способов решения проблемы семейного неблагополучия, а также социальной поддержки и улучшения положения детей.

Например, в 2016 году на территории Республики Коми стартовала программа по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми «Территория добра (2016-2017 годы)», которая в 2015 году прошла конкурсный отбор инновационных социальных программ субъектов Российской Федерации, проведенного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Защитим детей от насилия!».

Постановлением Правительства Курганской области от 24 мая 2016 г.
№ 138 принята государственная программа «Завтра начинается сегодня», получившая грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в объеме 6,7 млн. рублей.

Мероприятия в сфере защиты детства реализовывались в рамках долгосрочных целевых программ: «Профилактика правонарушений в Курганской области» на 2014–2018 годы, «Дети Зауралья – заботимся вместе!», «Семья и дети Камчатки» на 2015–2018 годы, «Семья и дети Ярославии» на 2016–2020 годы.

В ходе реализации программы Тамбовской области «Защитим детей от насилия» на 2015–2017 годы расширены инфраструктура и спектр предоставляемых услуг для детей и семей с детьми. Созданы новые организационные структуры: мобильная выездная служба «Игровая на колесах», семейные клубы «Ответственный родитель», стационарное кризисно-реабилитационное отделение, служба психологического здоровья, стационарное отделение социальной психолого-педагогической реабилитации детей, подвергшихся жестокому обращению или насилию, преступным посягательствам, а также детей, склонным к суицидам, кризисное отделение помощи для женщин с детьми, попавших в кризисную ситуацию, подвергшихся физическому или психическому насилию, потерявших жилье, работу, 7 пилотных тренинговых площадок «Семейное равновесие», на базе которых отрабатываются новые профилактические услуги «Групповая психологическая работа с детьми с агрессивным поведением», «Групповая психологическая работа с родителями, склонными к агрессивному поведению в отношении детей (управление гневом)». Сформирован Банк инновационных региональных программ, методов и технологий работы в сфере защиты прав детей (далее – Банк), размещенный на сайте регионального оператора Тамбовского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования» по адресу в сети «Интернет»: http://detyamfond.68edu.ru/. На сегодняшний день Банк включает 4 региональные программы и 27 инновационных опытов, реализованных организациями различной ведомственной принадлежности.

Для обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при осуществлении деятельности по поддержке семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отдельных регионах Российской Федерации сформированы соответствующие координирующие органы.

Так, постановлением Правительства г. Санкт-Петербурга от 2 сентября 2004 г. № 1464-п при Правительстве г. Санкт-Петербурга создан постоянно действующий коллегиальный консультативный орган – Координационный совет по вопросам семьи и детства.

Положительно зарекомендовал себя многолетний опыт работы Координационной правительственной комиссии по профилактике и предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми в Республике Алтай, созданной распоряжением Правительства Республики Алтай от 21 июля 2010 г. № 353-р в целях координации деятельности по поддержке семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с приказом республиканского Министерства образования и науки от 8 апреля 2015 г. № 112 в Удмуртской Республике действует Экспертный совет по анализу чрезвычайных происшествий, несчастных случаев и фактов жестокого обращения с детьми, а также по оценке своевременности, качества и эффективности принимаемых мер в рамках индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с пострадавшими детьми. В рамках полномочий данный совет рассматривает материалы, проводит экспертизу деятельности органов государственной власти и муниципального управления Удмуртской Республики по фактам жестокого обращения с детьми, выносит заключения в адрес руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействиях) которых усматриваются нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка. В течение 2016 года Экспертным советом рассмотрено 89 сообщений (2015 г. – 71).

На основе межведомственного взаимодействия разрабатываются и реализуются комплексные планы мероприятий в данной области.

В 2016 году началась реализация плана межведомственных мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений, саморазрушающего поведения несовершеннолетних, предупреждению жестокого обращения с детьми и преступлений в отношении них в Вологодской области на 2016-2017 годы, утвержденного постановлением областной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 3 марта 2016 г. № 5.

В целях создания условий для эффективной защиты детей от жестокого обращения и иных преступных посягательств со стороны взрослых, организации обмена информацией, свидетельствующей о таких фактах, утвержден совместный приказ прокуратуры Забайкальского края, Управления МВД России по Забайкальскому краю, Министерства здравоохранения, Министерства образования, науки и молодежной политики, Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 24 июля 2014 г. № 41/679/68/345/664/454 «О выявлении фактов и порядке направления и разрешения информации об обстоятельствах, свидетельствующих о жестоком обращении с несовершеннолетними со стороны родителей и лиц, на которых возложены обязанности по их воспитанию», которым регламентированы межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, порядок передачи в органы внутренних дел сведений о фактах насилия, жестокого обращения с несовершеннолетними для проведения проверки и принятия решения в соответствии с действующим законодательством, раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми и принятие мер оперативного реагирования по устранению причин и условий, им способствующих.

Успешному решению задач по раннему выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, качественному проведению с ними индивидуальной профилактической работы с привлечением всех субъектов системы профилактики с целью предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних, способствует создание во многих субъектах Российской Федерации банка данных таких детей и семей.

Например, в Ямало-Ненецком автономном округе в соответствии с постановлением Правительства от 7 апреля 2016 г. № 327-П начата работа по формированию и ведению регионального банка данных семей и несовершеннолетних «группы особого внимания», предназначенного для организации комплексного взаимодействия, повышения эффективности и качества работы государственных органов исполнительной власти автономного округа, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, участвующих в реализации государственной политики в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений, а также контроля за семьями, находящимися в социально опасном положении.

Межведомственный подход к решению задач в сфере защиты детей от насилия эффективно реализуется в ходе проведения профилактических акций, операций, мероприятий.

В Кемеровской области ежегодно проводится межведомственная акция «Детство без обид и унижений», направленная на развитие механизмов своевременного выявления фактов жесткого обращения с детьми, в Республике Марий Эл – «Защитим детство», в Чувашской Республике – «Дети и семья», в Красноярском крае – «Остановим насилие против детей», в Оренбургской области – «Помоги ребенку», в Смоленской области – «Семья – территория без насилия».

В целях выявления семей на ранних стадиях семейного неблагополучия, организации своевременной реабилитационной работы по профилактике социального сиротства, предотвращения жестокого обращения с детьми в Алтайском крае в период с 23 по 25 марта 2016 года проведена межведомственная комплексная профилактическая операция «Малыш».

Для своевременного принятия мер реагирования по фактам неблагополучной обстановки в семьях, имеющих несовершеннолетних детей, нарушения их прав и законных интересов в ряде субъектов Российской Федерации нарабатывается опыт взаимодействия органов внутренних дел с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и учреждениями здравоохранения (женскими консультациями, детскими поликлиниками, травматологическими пунктами), образования, социальной защиты населения. Создаются межведомственные службы, способные в оперативном режиме оказать помощь семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Интересен опыт Владимирской области, где сформирован комплекс подобных структур:

- службы экстренного реагирования, в состав которых включены представители всех органов и учреждений системы профилактики (услуги оказаны 415 семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и проживающим в сельской местности);

- межведомственные «консультативные пункты» по оказанию бесплатной социально-правовой, социально-педагогической, социально-психологической помощи и консультаций семьям с детьми по месту жительства (за консультацией обратились около 4 тыс. семей);

- межведомственная областная служба «Социальный участковый», в рамках которой социальные работники закрепляются за населенными пунктами в муниципальных образованиях, ведут прием граждан, организуют социальные рейды по семьям (помощь оказана 2,3 тыс. несовершеннолетним и 2,5 тыс. семьям);

- «открытые приемные», в том числе для детей и родителей по проблемам насилия и жестокого обращения с детьми (принято 1,5 тыс. обращений, оказано 2 тыс. психолого-педагогических услуг);

- «социальные гостиные» для детей, подвергшихся жестокому обращению, а также детей из семей с высоким риском жестокого обращения (психолого-педагогическая помощь оказана 2 тыс. детей, в том числе 26 подвергшимся жестокому обращению).

В целях оперативного реагирования на случаи семейного неблагополучия, оказания экстренной помощи несовершеннолетним и членам семьи, пострадавшим от физического и психического насилия, в Амурской области сформированы межведомственные службы реагирования «Скорая социальная помощь» и «Социальный патруль», создание которых позволило организовать оперативные систематические выезды в отдаленные поселения области с целью патронирования семей для вывода их из кризисной ситуации и создания приемлемых условий для возращения детей. В 2016 году мобильными бригадами организовано свыше 8 тыс. выездов, в ходе которых выявлено 463 семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации (2015 г. – 480; 2014 г. – 572), в кровные семьи возращено 432 ребенка (2015 г. – 525; 2014 г. – 481).

Аналогичный опыт наработан в Калужской области, где мобильными бригадами службы «социальный патруль» в 2016 году осуществлен 371 выезд.

Во многих регионах Российской Федерации, в частности, в Республике Татарстан, Камчатском крае, Брянской, Владимирской, Омской, Тюменской и Ярославской областях, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре реализуется проект «Социальная участковая служба», который позволяет оперативно решать вопросы, возникающие при выявлении семей на ранних стадиях неблагополучия, и осуществлять комплексный подход к оказанию семье помощи по выходу ее из трудной жизненной ситуации.

Важным направлением деятельности в сфере профилактики семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми является оказание помощи жертвам семейно-бытового насилия.

Например, в Нижегородской области на базе государственного казенного учреждения «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Бригантина» открыто отделение «Кризисная квартира», предназначенное как временное убежище для женщин и детей, находящихся в конфликте с семьей или подвергшихся домашнему психофизическому насилию. Во время проживания в «Кризисной квартире» с женщинами и детьми проводятся индивидуальные правовые консультации, психологическая работа и иные реабилитационные мероприятия.

В 2016 году услугами «Кризисной квартиры» воспользовались 8 семей (8 женщин и 13 несовершеннолетних детей) из 3 муниципальных районов Нижегородской области и 3 районов г. Нижнего Новгорода.

Проводится работа по повышению компетенций замещающих родителей в вопросах ненасильственного общения, преодоления трудного поведения детей и подростков, переживания нормативных кризисных ситуаций.

Решению задач по сохранению кровной семьи, профилактике социального сиротства способствует оказание медицинской помощи семьям, где родители страдают алкоголизмом и наркоманией.

В Республике Бурятия для поддержки семей из группы риска реализуется социальный проект «С чистого листа», целью которого является оказание помощи неблагополучным семьям в отказе от злоупотребления алкоголем, а также в трудоустройстве. В 2016 году в проекте приняло участие 18 человек.

Деятельность органов опеки и попечительства, органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, и органов по делам молодежи попрофилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми

Федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются полномочия по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, в том числе детьми-сиротами, и оказанию помощи детям, подвергшимся жестокому обращению.

Основными направлениями этой деятельности являются:

- организация коррекционной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в целях предупреждения случаев утраты детьми родительского попечения и изъятия детей из семьи;

- совершенствование системы защиты прав детей-сирот, передаваемых на воспитание в семьи граждан;

- социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания благоприятных условий для воспитания находящихся в них детей, а также использования ресурсов этих организаций в деятельности по социальной адаптации детей-сирот, подготовке и сопровождению замещающих семей.

В то же время не меньшая ответственность возлагается законодательством Российской Федерации и на органы власти всех уровней, в частности, на органы опеки и попечительства, основной задачей которых является защита прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей, которые по тем или иным причинам лишены родительской опеки.

По состоянию на 31 декабря 2016 года общая численность специалистов по охране детства составила 11 374 человека.

Развитие законодательства способствует появлению тенденции расширения полномочий и компетенций специалистов органов опеки и попечительства, в том числе за счет установленных законодательством субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в последние годы отмечается расширение категорий судебных дел с участием специалистов органов опеки, категорий граждан (лица из числа детей-сирот, кандидаты в замещающие родители, приемные родители), увеличение категорий дел с иностранным участием (детей и взрослых).

Начиная с 2013 года, Минобрнауки России организовано и проведено повышение квалификации более 5 тыс. специалистов по вопросам защиты прав детей.

Число специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, прошедших повышение квалификации, организованное Минобрнауки России (72 часа), в том числе с использованием интернет-технологий, в 2016 году составило 1,5 тыс. (2015 г. – 2,6 тыс.).

В 2016 году Минобрнауки России разработана программа профессиональной переподготовки работников органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в Российской Федерации по специальности «Специалист органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних».

Кроме того, было проведено 12 обучающих семинаров для более
2 тыс. специалистов органов опеки и попечительства и организаций для детей-сирот, специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей. Организованы методические консультации для специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей. Все выездные семинары проходят с участием специалистов Минобрнауки России, ведущих экспертов и практиков в вопросах защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе членов Совета семей, воспитывающих детей-сирот, при Минобрнауки России.

В целях распространения лучшего опыта субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам профилактики семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми, Минобрнауки России ежегодно проводит ряд общественно-значимых мероприятий, в том числе «Всероссийский съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прошедший в 2016 году с 26 по 30 июня в г. Москве. Участие в указанном мероприятии приняли более 500 человек из 85 субъектов Российской Федерации.

Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» в рамках выполнения научно-исследовательской работы «Изучение особенностей деятельности работников органов опеки и попечительства в отношении различных категорий подопечных с учетом их законных интересов и разработка начного, программно-методического и кадрового обеспечения их дополнительной профессиональной подготовки» в 2016 году разработана программа профессиональной переподготовки работников органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в Российской Федерации по специальности «Специалист органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» (срок обучения – 506 часов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: