Методические подсказки организатору детского досуга

- Досуг - дело деликатное, даже интимное. Стало быть и методика должна быть очень демократичной и гуманной.

- Выбор дела. Это прерогатива детей. У них доста­точно развитое чутье на то, чем хочется заниматься. Здесь нельзя «давить на психику», можно лишь заинте­ресовать, Заинтриговать, увлечь. Выбор - это предпоч­тение. Значит, надо сделать так, чтобы было из чего выбирать. Допустим, что обсуждаются ближайшие воскре­сенья, или дни праздника, или школьные каникулы. Вопрос ставится просто:

- Что будем делать? У Кого есть идей и предло­жения? А не провести ли нам...?

Пусть авторами идей будут все школьники.

- Что по этому поводу думает Вадим? Что подскажет нам Елена?

В досуговой практике мы, учителя, должны опираться на две тенденции поиска и отбора формы и содержа­ния; изыскательского (поиски нового, перспективного, принципиально важного для развития интересов детей! и нормативную (опора на сложившиеся, проверенные опытом, интересные и действенные модели досуга такие,как КВН, «От всей души», «Каникулярий», «Веселые старты» и т.п.).

- Напоминаю, что досуг детей всегда связан сихличными склонностями, с возможностью свободно распоря­жаться временем и выбирать занятие, и все же следует попытаться искать опережающие модели досуга, связывать изыскательство и нормативность.

- Приемы поиска и выбора очередного или перспек­тивного дела таковы:

- - «Разведка» интересных дел. Небольшим группам ребят поручается «разведать», куда можно коллективно пойти, где, что проводится интересного? Когда? Кого можно пригласить в гости? Кто может научить чему-либо новому, интересному? Что новенького из досуговых дел есть в газетах и журналах? А у соседей в школе?

- Группе ребят, у которых есть общий, прочный интерес к какой-либо деятельности, предлагается со­браться вместе, подумать и, опираясь на свой интерес, что-то предложить классу. Таким образом, спортсмены или туристы, коллекционеры или «технари», любители музыки или любители рисовать выдвинут свои идеи.

- Можно объявить конкурс на самое, самое... условия его просты: такого дела у нас еще не было, в нем могут участвовать все, оно проводится не в школе и т.д. Конкурс может быть индивидуальный и коллективный. Класс разбивается на группы, группы придумывают нечто необычное, что можно назвать сотворением радости. Кстати, это и есть определяющий момент жизни школы.

- Учитель проводит анкету, в которой либо разброс вопросов (смотришь, какой-то вызовет интересную под­сказку), либо конкретный (лобовой) вопрос: «Что ты предлагаешь нашему коллективу?» Может быть, вам в этом поможет игра «в исповеди». Исповедь - откровенное признание, сообщение своих мыслей, взглядов и даже покаяние. Различного рода опросы, интервью, анкеты перестали в наше время быть редкостью. Но вот более ста лет назад в Европе, затем в Новом свете прошла «эпидемия» интеллектуальной игры «в исповеди», «в вопросы и ответы». Известны, к примеру, исповедальные анкеты К.Маркса и его окружения. Их проводила его дочь Женни. Я предлагаю попробовать в работе с детьми также игровые анкеты, позволяющие детям раскрыться более откровенно и сделать это с интересом. Суть игровой анкеты - вопросы «во внутрь», мир мнений и мнения о мире детей, в тон числе о себе. Почему я называю такие анкеты игровыми? Потому что в них есть (должна быть) позиция «как будто», «а если...». Например, можно с ребятами провести анкету «Создадим остров робинзонов». А вопросы в такой анкете возможны такие:

- Если бы ты был (была) президентом острова, каким бы ты сделал свое правление?

- Какие животные и птицы должны жить на этой острове?

- Какие ребячьи учреждения надо открыть на острове робинзонов?

и т. д. Главное, чтобы вопросы были так сформулированы, чтобы отвечать на них для ребят было в удовольствие.

Коллективное придумывание дела. Методика планиро­вания, сценирования, составления программы дела не­плохо изложена в системе коммунарской педагогики И.П.Иванова. И я ее касался выше. Пробужденная энергия мышления даст свой результат.

Приглашение к участию в деле. Организовать отно­шение (мотивы) школьников к проводимому делу помогут такие «технологические» приёмы:

- Красочные объявления, афиши, плакаты, рекламы, нестандартные по форме, сюжетные, с интригующим текстом. Объявление - это тоже творчество ребят. Оно может быть объемным в виде домика, тумбы, фонаря, ракеты, парусника. Плоским, но необычным. В виде елки, солнца, ромашки, звезды. Образ плаката подскажет сюжет дела. Если это, к примеру, модель «Что? Где? Когда?», рекламу надо сделать в форме большого вопросительного знака. Если это чаепитие, пусть реклама будет нарисована в виде чайника. В тексте, конечно же, не следует писать выражения типа «Явка строго обязатель­на». Напротив, надо написать «Явка строго не обяза­тельна. Приглашаются только умные».

- Пригласительный билет. Это может быть большой коллективный билет и персональный, может быть билет-буклет, билет-программа. Билет можно сделать как авиационный, как театральный. Он может быть сюжетным -в виде бабочки, гриба, ягоды, листа, дерева. И даже билет-шапочка. Развернул и одел на голову.

- Приглашение - письмо, открытка, визитка. Такое приглашение в класс может принести школьный почтальон. Его можно отправить по почте. Конверт можно сделать большим и красочным.

- У какого-то досугового дела, например, у празд­ника, пусть будет «живая реклама». Скажем, проводите вы шахматный турнир, вызов на шахматное состязание ребят соседнего класса сделают «король», «ферзь» и «пешки» - ребята, специально костюмированные под шахматные фигуры.

У детей границы между игрой и реальностью не существует. Они в одном сплаве.

- Можно сделать объявление о предстоящем деле по школьному радио или школьному телевидению или создать особую группу приглашения. Приглашение - это уважение к участникам и гостям, это культура.

Встреча участников и гостей дела. Собственнотворческое дело со встречи и начинается. Какие здесь могут быть затейливые варианты:

- Встреча-церемониал. Гостей встречают, например, цветами, хлебом-солью, заздравной песней, особым приветствием.

- Сюжетная встреча. У входа в классную комнату, в зал разыгрывается театральное действие. К примеру, в день 8-го Марта девочек встречают мушкетеры, Дон Кихот и Санчо Панса, другие персонажи книг. Участники дела при входе должны ответить на устные вопросы, разгадать загадку, дать «выкуп».

- Пройти на вечер, праздник можно только по книге для сельской библиотеки, по репродукция для школьной картинной галерея, по самодельной игрушке или «предъявить» маску, карнавальный костюм, текст афоризма и т.п. Вариантов можно придумать много.

Организационный момент дела. Участники любого мероприятия должны раздеться, сдать верхнее платье, привести себя о порядок, настроиться, адаптироваться. Они могут осмотреть специальные выставки: передвижного музея, картинную галерею рисунки школьников, коллекции, поделки, аннотированные книги, плакаты, наглядные монтажи, реликвии и т. д. и т. п.

Начало дела. Творческие мероприятия предполагают и творческое, необычное начало, которое должно вызвать интерес и вникание. К приемам такого начала можно отнести:

- Представление гостей, церемониал знакомства,

- «Живой эпиграф», театрализация.

- Звуковые, световые, технические эффекты.

- Кинопролог, музыкальная увертюра, общая песня, ритуал подъема флага, вымпела, зажжение огня и др.

Композиция дела (основная часть). Дело может быть сценарным и импровизационным. В основной части соседствуют слово, образ, показ, творческая деятельность, конкурсность.

Занимательная часть. Она может быть рассыпана по композиции дела, может быть собрана в один блок. Сюда я отношу: общие песни, коллективные игры; конкурсы, забавы и аттракционы; танцы; концертные номера и выступления; сюрпризы; выступления гостей и др.

Завершающая часть. Она должна быть четкой, яркой, краткой. Здесь уместны; награждения; раскрытие секре­тов; коллективная оценка; принятие решения; ритуал;

общая песня и т.п.

Последействие. Это подведение итогов, анализ и оценка дела, наметка следующих дел.

Каким требованиям должно соответствовать досуговое дело?

Их следует выделить несколько:

ü Ориентир на всех ребят и на каждого школьника. Содержание, которое интересно всем. Большой выбор разных ролей и поручений. Ставка на разнообразие имен участников.

ü Творческий потенциал дела, питающий импрови­зацию, экспромт, свободу действий.

ü Пропорциональность частей проводимого дела, точный регламент, соответствующий возрасту школьников.

ü Соотношение обязательного и добровольного.

ü Широкое поле творческого общения, самовыраже­ния, самореабилитациию.

ü Единство формы и содержания, духовная, гуманная основа сотворчества и сотрудничества.

 

Некоторые условия, способствующие эффективности досуговой деятельности школьников

Что есть условия? Это те созданные, вызванные к жизни или подмеченные в ней традиционные ситуации, которые создают комфорт жизнедеятельности ребят, помогают мм чувствовать себя свободными людьми, а значит - товарищами, созидателями, деятелями.

1-ое - разновозрастная и разнополая компания соучастников досуговой деятельности. Единственными одновозрастными группами у нас до сих пор остаются школьные классы и летние отряды в лагерях. Все остальные, естественно возникающие группы детей, Подростков и юношества ~ разновозрастные. Именно эта разновозрастность (разумеется, в определенных пределах) делает их более эффективными в решении многих задач воспитательной практики. Именно в такой общ­ности - более богатые формы отношений, более разноплановые межличностные связи и контакты. Легче передается и усваивается опыт, возникает важный феномен - семейности. Значит классному руководителю следует сознательно расширять рамки своего возраста но - однородного коллектива сверстников. Пусть во многих деяниях класса участвуют братишки и сестренки, школь­ные друзья, шефы-старшеклассники, гости. Вообще, думая, в противовес школьным урокам, где двери в Классе заперты наглухо, дабы никто со стороны не увидел «издержки воспитания», надо сделать все клас­сные досуговые мероприятия открытыми буквально. Вход свободный для всех интересующихся. И еще: взрослые должны стать равными партнерами детей в их досуговой жизни. Уважение возраста всегда было на Руси одной из первых примет народной интеллигентности.

2-ое - культура досуга. Культурное содержание досуговой деятельности, выбора досуговых моделей, культура общения детей друг с другом и со взрослыми. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, значит, стимулирует крайние формы поведения: азарт, волнение, аффект, ожесточение, обиды и т. п. К примеру, очень низка культура <боления> болельщиков в детском спорте, состязаниях, коллективных играх. Здесь надо учить ребят достойно оценивать победу соперника; достойно переживать поражение «своих». То же и в кавеэнах, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», да и на смотрах художественной самодеятельности. Импровиз детей может проявиться и как зубоскальство, и как низкий уровень качества досуговых забав. Необходимо во всем обеспе­чивать нравственную опрятность досуговых дел.

3-е - создание бесконфликтной обстановки как гарантии творческого роста ребят. Милосердие - основа детского досуга, которая компенсирует детям все недополученные в обыденной школьной практике ценности. Но вместе с тем в нем много конфликтного. Замечена тяга подростков к скандальному искусству, ко всему запретному и дефицитному в досуге. Замечено ужесто­чение детских игр «эпохи перестройки». Что снимает конфликтность? Уважение, терпеливое отношение к досуговым предпочтениям детей. Даже отрицательный интерес может стать стартовой площадкой для выхода в другой - богатый мир досуга. Наличие выбора досуговой деятельности, досуговых ролей, в которых все себя найдут. Любой ребенок шире учения. Он полон потенций и возможностей. И надо предоставить ему досуговое пространство максимального использования своих сил. Снять конфликтность - это обеспечить пробу и самопро­верку всех творческих начал ребят. Конфликт конфликту рознь. Пусть останется конфликт творческого разногла­сия, разномыслия. Но пусть до минимума будут сведены конфликты на почве невостребованности, бесконечных запретов, цензуры, беспардонного вмешательства в яичный мир детей. Защитить ребенка - значит создать условия для свободного самовыражения, развития его:* духовных я физических сил.

4-ое - наличие сбалансированного педагогического «приданого», базы досуга. Воспитание всегда стоило дорого. Должно было стоить. Однако единственная бухгалтерская школьная статья «на культурно-массовые расходы» смехотворно мизерная. И поскольку «голь на выдумки хитра», предлагаю создавать свою личную базу, свое «приданое» самим классным руководителя. Посоветуйтесь с родителями, с шефами, если ещё существуют, с самими ребятами. Деньги можно найти и просто заработать (конечно, непросто). Но можно. Что же должно быть «идеально» в отдельном «воспитательном хозяйстве» отдельного классного коллектива? Называя без комментариев и предельно лаконично:

Ä Библиотека (возрастная, целевая, «программная» и «общечеловеческая») художественной литературы. Это может быть библиотека-передвижка, библиотечка, состав­ленная из домашних книг. Это может быть лишь каталог карточек «золотого фонда» литературы, с указанием кому из ребят принадлежит книга.

Ä Библиотечка рабочей литературы: энциклопедии, словари, справочная литература, методическая литература в адрес школьников.

Ä Фонотека, содержащая пластинки, магнитофонные пленки, «говорящие» журналы, подобранные и составлен­ные соответственно перспективам художественного развития школьников. Хорошо, если в фонотеке будут, пластинки с театральными шумами.

Ä Кинотека с подборкой художественных («программных») и документальных фильмов. Диафильмы, слайды.

Ä Изотека с подборкой картин, репродукций, необходимых для работы.

Ä Фототека; фотографии ТАСС, тематические фотоальбомы, фотобуклеты и т. д.

Ä Игротека с набором дидактических, строительных, технических, конструкторских, спортивных, подвижных, музыкально-хороводных игр, игр-аттракционов, сюжетно- ролевых развивавших игр, игровых упражнений, забав, досуговых потех и развлечений. В идеале - компьютерные игры. Игровые аксессуары, игрушки. Этот набор должен быть адресным, опережающим

Ä Театральный и досуговый реквизит; костюмы, парики, маски, грим, набор кукольного театра и т.д.

Ä Дискотека (мини) с набором светоаппаратуры.

Ä Спортивный инвентарь, спортивная форма, туристический и рыболовный инвентарь.

Ä Эколого-ботанический инвентарь.

Ä Трудовой инструментарий (общий набор инстру­ментов и «запас» материала: дерево, жесть, картон, клей и т.д.).

Ä -Бытовой инструментарий (гигиенический и обслуживаюший).

Ä Аптечка по оказанию первой помощи.

Ä Канцелярские товары и материалы.

Ä Техническая аппаратура (кинопроектор, магнито­фон, проигрыватель, видеоаппаратура, фотоаппаратура, диапроектор, бинокль и др.).

Ä Зооуголок.

Ä Сменная наглядность, информационный уголок.

Ä Рабочая документация класса.

Ä Все виды специальной одежды: спортивная, туристическая, форма дежурных, одежда для труда и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: