В толковом словаре можно встретить следующее определение переносного значения слова путь: «Средство, способ достижения чего-либо» (Т.Ф. Ефремова). Это направление развития человеческой судьбы на протяжении всей жизни. Линия судьбы, выстраиваемая кем-то осознанно, а кем-то бессознательно.
Судьба человека, его жизненные ориентиры всегда были в центре внимания писателей и поэтов, но каждый из них в зависимости от исторической эпохи, к которой он принадлежал, предлагал своё видение «правильного пути». Однако есть нечто, что объединяет их часто различное представления о жизненном пути человека - вневременные высшие нравственный ориентиры, заложенные в библейских заповедях: стремление к добру, правде, любви, чести, сохранения внутреннего достоинства.
Н.А. Некрасов, поэт с ярко заявленной гражданской позицией, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» видит лишь два пути:
Средъ мира дольнего
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую,
Взвесь волю твёрдую, -
Каким идти?
|
|
Поэт определяет первый путь как дорогу «страстей раба», которую выбирает «толпа».
О жизни искренней,
О цели выспренней
Там мысль смешна.
Жизнь таких людей наполнена враждой, борьбой за «блага бренные», «к добру глуха».
Вторая «дорога честная».
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд.
Поэт призывает своих современников выбирать второй путь:
Иди к униженным,
Иди к обиженным –
Будь первый там!
Именно такой путь он предугадал для своего героя - народного заступника Григория Добросклонова.
В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» тоже можно увидеть мотив выбора пути, который сводится к двум направлениям, в чём-то созвучным указанным Н.А. Некрасовым. Сам герой в начале романа мечтает скорее о первом пути, нежели чем о втором - о лёгкой и блестящей жизни столичного офицера: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что по мнению моему было верхом благополучия человеческого».
Но решение отца направляет его по иному пути: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Этот эпизод показывает, как часто именно родители направляют на истинный путь своих чад. Отец не хочет для сына лёгкой, беспечной судьбы, которая формирует в человеке «страстей раба», «к соблазну жадного». Андрей Петрович стремится к тому, чтобы сын вырос достойным человеком, превыше всего ценящим не удовольствия и сиюминутные блага этого мира, а высокую честь и достоинство человека: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.
|
|
И Петр Гринёв оправдал ожидания своего отца: он достойно выдерживает все испытания судьбы, выпавшие на его долю: не присягает Емельяну Пугачёву даже под страхом казни, не оставляет в беде Машу Миронову, делая всё возможное, чтобы спасти её от Швабрина. Боясь опорочить её имя, не объясняет на судебном расследовании причину своих поездок в стан Пугачёва. И такое мужественное и достойное поведение, по мнению А.С. Пушкина, должно быть вознаграждено судьбой, именно поэтому у романа счастливый конец: «Он был освобождён от заключения в конце 1774 года, по именному повелению», благодаря хлопотам Марии Мироновой, приехавшей в Петербург и удостоенной случайной встречи с императрицей, разговор с которой и повлиял на ход расследования.
Сцене прощания с сыном, отправляющимся в армию, созвучен и эпизод романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Николай Андреевич Болконский тоже не желает для сына лёгкого пути и не ищет для него «тёплого местечка» в армии: «Письмо Ми- хайлу Иларионовичу (Кутузову) отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность!» Князь - человек высоких моральных принципов, и следования им требует и от сына, «...а коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!».
Путь Андрея Болконского на войне был выстроен им в соответствии с требованиями своего отца: он ведёт себя как человек чести, и судьба позволяет ему осуществить свою мечту. На Аустерлицком сражении, когда солдаты вдруг начали бежать, в решающий момент Андрей Болконский берёт в руки знамя и с криком “Ура!” ведёт за собой солдат. Достигнув своей цели, неожиданно для себя князь Андрей понимает, насколько ничтожны были его устремления по сравнению с бесконечным небом, которое открылось перед ним, когда раненым он лежал на поле Аустерлица: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него».
Так часто человек, достигая своих целей, духовно вырастая, видит новые горизонты в своей жизни, намечает новые вехи на «честной дороге», главное - не сбиться с истинного пути на «просторную дорогу» «страстейраба».