Практически вся история общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы свидетельствует о том, что человечество развивало свою экономику без учета трех важнейших обстоятельств: ассимиляционного потенциала природной среды,
исчерпаемости невозобновляемых природных ресурсов и существования трансграничных переносов загрязняющих веществ. По мере
расширения спектра и масштабов воздействия человека на природу изменения состояния окружающей среды по своей величине приблизились к предельным значениям, что спровоцировало в 50-60-е годы XX в. формирование локальных экологических нарушений в районах растущих индустриальных центров, а в последующем — глобальные изменения окружающей среды. К началу 70-х годов XX в. практически во всех развитых странах наблюдалось кризисное обострение экологических проблем и осознание их реальной опасности для человека. В этих условиях возникло одно из направлений международного сотрудничества — международно-правовая охрана окружающей природной среды. К настоящему времени сформированы базовые принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, реализация которых способна обеспечить всеобщую экологическую безопасность в интересах настоящего и будущих поколений. Эти принципы таковы:
|
|
• каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
• каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
• экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;
• хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
• любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которых непредсказуемы, недопустимы;
• контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной
среды и природных ресурсов должен быть установлен на основе международных критериев и параметров;
• необходимо обеспечение свободного и беспрепятственного
международного обмена научно-технической информацией по
проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;
• государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;
• все споры, связанные с проблемами окружающей природной
среды, должны разрешаться мирными средствами.
|
|
На основе этих принципов формировались и формируются источники международно-правовых экологических норм. К ним относятся резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН), а также решения других международных организаций и конференций (договоры, соглашения, конвенции и т.п.). Точкой отсчета законодательного творчества стали две резолюции: «Экологическое развитие» и «Охрана природы», принятые ГА ООН в декабре 1968 г. В первой из них @3.12.1968 г.) провозглашалась важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека и надлежащего экологического и социального развития.
Во второй резолюции, принятой по инициативе ЮНЕСКО A8 декабря 1968 г.),
была отмечена необходимость целостного системного анализа совокупности состояния окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны, а также изложена концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития. В этом же документе термин «охрана природы» был интегрирован в более широкий — «охрана окружающей среды». Идеи этого акта были развиты на конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 5—16 июня 1972 г.). Среди 26 принципов, принятых на этом форуме в виде «Декларации принципов», заслуживают быть выделенными следующие:
• право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;
• сохранение природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений;
• экономическое и социальное развитие, обеспечивающее улучшение окружающей среды;
• суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов;
• ответственность государств за ущерб окружающей среде;
• решение международных проблем окружающей среды следует
осуществлять в духе сотрудничества;
• избавление человека и окружающей его среды от последствий
применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.
Важным решением Стокгольмской конференции явилось создание постоянно действующего органа по охране окружающей среды
ЮНЕП (United Environment Program — Программа ООН по окружающей среде). Деятельность этой организации затрагивает проблемы
здоровья человека, условия его жизни, охрану природных ресурсов,
включая генетические, образование и профессиональную подготовку, торговлю, экономику, технологию. Не менее значимым явилось
и создание фонда окружающей среды, плана мероприятий по решению организационных, экономических, политических вопросов
охраны окружающей среды, взаимоотношений государств и международных организаций.
На этой конференции день 5 июня был провозглашен Всемирным днем окружающей среды - Днем эколога.
В последующие годы подобные встречи стали регулярными.
Наиболее важные решения по экологической безопасности были
приняты на совещании европейских стран (кроме Албании), США
и Канады в Хельсинки A975), на котором руководители государств
определили цели, области, формы и методы экологического сотрудничества. Вопросам выполнения Хельсинкских договоренностей
была посвящена Венская встреча представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
(СБСЕ). В итоговом документе, принятом в Вене A975), были при-
ведены рекомендации правительствам государств о сокращении
выбросов серы на 30% к 1995 г., о поощрении мер по сокращению
производства озоноразрушающих газов, об исследовании явлений
глобального потепления климата и соответствующей роли выбросов
диоксида углерода и других газов, об укреплении и развитии программ по изучению трансграничных переносов загрязняющих биосферу веществ, а также по обмену информацией о потенциально опасных химических веществах, включая оценку риска для здоровья человека и окружающей среды.
|
|
Идеи СБСЕ были развиты на конференции ООН по окружаю-
щей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г.
Принятые на этой конференции решения способны изменить всю
нашу жизнь, ибо в них указаны пути к более стабильному, безопас-
ному и справедливому будущему для всего человечества. В их число
должны войти развитые страны, страны с переходной экономикой,
ответственные за 55% общемировых выбросов СО2.
Один из таких путей обозначен в Киотском протоколе к «Рамоч-
ной конвенции об изменении климата» (РКИК) (Киото, Япония,
1997 г.). Согласно этому документу развитые страны и страны с пе-
реходной экономикой, являющиеся сторонами Протокола, должны
к 2008—2012 гг. сократить свои выбросы парниковых газов в сред-
нем не менее чем на 5% от уровня 1990 г.
Анализ экологической обстановки в мире и отдельных его регионах, подготовка необходимых документов, организация выполнения международных договоров и соглашений, контроль за исполнением принимаемых решений осуществляется международными
организациями по охране окружающей среды
Генеральная Ассамблея ООН в соответствии с ее Уставом занимает ведущее положение в международном экологическом сотрудничестве, организуя через Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) многогранную деятельность по охране окружающей среды, соблюдению прав человека в части обеспечения здоровой и благоприятной для жизни природной среды.
Международный союз охраны природы и природных ресурсов
(МСОП) направляет свою деятельность на сохранение естественных
систем, редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы, заповедников, национальных парков и т. п., одновременно ведет большую работу в области экологического просвещения, по организации заповедных зон, ведению Красной книги редких и исчезающих видов растений и животных, подготовке и проведению международных конференций по охране природы.
Сельскохозяйственная и продовольственная организация объединенных наций (ФАО) занимается проблемами мировых продовольственных ресурсов и сельского хозяйства, связанными с охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана.
|
|
Здесь приведены только основные экологические международные организации. Следует подчеркнуть, что в своей деятельности
каждая из них весьма активно сотрудничает с другими при решении
тех или иных проблем. Так, в ГСМОС кроме ВМО входят ЮНЕСКО,
МАГАТЭ, ИМО. Благодаря такому тесному сотрудничеству удается создавать документы, {международные конвенции, договоры, соглашения, протоколы), которые используются государствами в формировании экологической политики, обеспечивающей устойчивое развитие.