Предмет орфоэпии. Орфоэпические законы в области гласных, согласных, отдельных грамматических форм

Орфоэпия(< гр. orthos – правильный + epos – речь) – это совокупность норм языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Различаются произносительные нормы (состав фонем, их реализация в различных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация). В более широком понимании к орфоэпии относят образование вариантных грамматических форм. Орфоэпией также называется раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила. Традиционно в орфоэпию включаются вес произносительные нормы языка. С другой выдвинутой Пановым точки зрения, к орфоэпии относятся лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариантность в русском языке; этим орфоэпия отличается от фонетики, которая изучает фонетические законы, не знающие исключений. К орфоэпии относятся вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и вариантность фонемного состава одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий (було[ч]ная, було[ш]ная). Орфоэпия отмечает ударение в слове: твОрог, творОг. Орфоэпия рассматривает социально-значимые произносительные варианты, т.е. те, которые типичны для разных групп людей, говорящих на литературном языке, а также стилистические варианты, сознательно выбираемые в различных социальных ситуациях. Орфоэпические варианты могут также характеризовать: младшую и старшую нормы, которые сосуществуют, однако младшая все более вытесняет старшую; общенародную и профессиональную сферу употребления (Искра, искрА); мужскую и женскую речь(удлинение согласных и гласных в мужской и женск. речи соответственно); территориальные разновидности р.я. Орфоэпические варианты могут принадлежать разным стилям (п[о]эт, н[о]ктЮрн – высок. Стиль, н[а]ктюрн – нейтральный). Выпадение гласных в разговорной речи: не[кт]рые. Допуская несколько вариантов, орфоэпия указывает, какое место занимает каждый из них в литературном произношении. В силу своей социальной значимости орфоэпичесике варианты могут использоваться, к примеру, в сценической речи для характеристики персонажа. В выработке литературных норм особая роль принадлежит московскому говору. Уже в XVII веке сложились основные закономерности русского лит. Языка, в основу которого лег московский говор. Старомосковское произношение и сейчас составляет основу орфоэпических норм, несколько изменившихся в XXвеке. Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения. Причины отступления от лит. Норм – развитие языка, влияние диалектов, письмо. Орфоэпические нормы в области гласных. В современном русском литературном языке господствует Иканье, т.е. совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных фонем, кроме <у>, в звуке [и]: [п’итак], [р’ика]. В ХIХ веке господствовало Эканье(оно и сейчас встречается в лит. Произношении). На месте <а> после [ш], [ж], [ц] в первом предударном слоге произносится:[ а^ъ]: ша^ъги, жа^ъра. Но в некоторых словах произносится в связи с прежней нормой звук [ы^ъ]. В ХХ в. сначала в разговорной речи, а примерно с середины века и в нейтральном стиле лит. языка на месте заударного [ы^ъ] в неконечном и конечном закрытом слогах распространилось произношение [ъ], ставшее в настоящее время господствующим: опы^ъты. В разговорной речи на месте редуцированного [у] 2-й степени встречается произношение [ъ] после твердого согласного:гъбернатор, зъмужем, къвыркаться и [и^э] после мягкого: комм[и]нике, име[и]щийся. В кодифицированном лит. языке такое встречается лишь в виде оговорок. Проклитики и энклитики могут не подчиняться нормам редукции гласных. В них возможны безударные [о], [э], безударный а после мягких согласных и звуков, воплощающих, безударный прикрытый а не в первом предударном слоге: дьяк он – дьякон. В некоторых проклитиках в первом предударном слоге выступает ъ: обещал, так выполни [тък_выпълни]. В некоторых сложных и сложно-сокращенных словах и словах с некоторыми приставками, как и в клитиках, возможно произношение гласных без качественной редукции: м[е]жинститутский, с[о]редактор, стр[о]йотряд.

В области согласных орфоэпические нормы регламентируют такие случаи произношения:

а) Замена в некоторых словах [г] взрывного на [Х] фрикативное (как в украинском языке). Звук [ Х ] рекомендуется произносить в словах бухгалтер, господи, у бога, ага.

б)Произношение долгого твердого согласного [ж] на месте букв жж, зж. Лишь в некоторых словах у ряда носителей языка (чаще всего у интеллигентов пожилого возраста) сохранился старомосковский вариант произношения с долгим мягким согласным [ж] в таких словах, как дрожжи, брызжет, визжать, дребезжать, брюзжать, вожжи, езжу, позже, дожди, дождик. Надо отметить, что такие варианты произношения все более выходят из употребления.

в) Произношение сочетания ЧН как [шн] или [чн]. В современном русском языке отмечается тенденция к сближению произношения с написанием, и вариант [шн] на месте орфографического ЧН как обязательная и единственная орфоэпическая норма отмечается лишь для некоторых слов: конечно, скучно, яичница, скворечник, прачечная, горчичник, нарочно (ср. явно устаревшие для современного языка варианты произношения, отмеченные в “Толковом словаре русского языка” Д.Н.Ушакова: молочник - моло[шн]ик, коричневый - кори[шн]евый, гречневый - гре[шн]евый). Поскольку старая орфоэпическая норма исчезает из языка достаточно медленно, возникают параллельные произносительные варианты: горни[чн]ая - горни[шн]ая, полуно[чн]ик --полуно[шн]ик, двое[шн]ик - двое[чн]ик, порядо[чн]ый - порядо[шн]ый. В последние годы появилась тенденция произносить с [чн] женские отчества: Ильинична, Кузьминична, Никитична и др., которые совсем недавно рекомендовалось произносить только через [шн].В некоторых словах разное произношение различает слова семантически: пере[чн]ица -столовый прибор, старая пере[шн]ица (разг.-просторечн.) - устойчивый оборот с неодобрительной оценкой лица; серде[чн]ые капли, серде[чн]ый приступ - связанный с сердцем как внутренним органом, серде[шн]ый друг - близкий, родной.Со звуком [ш] произносится и сочетание ЧТ в словах что, чтобы, кое-что (но: почта, мачта и многие другие слова - только с [чт]).

г) Произношение мягких согласных в конце слова, которые иногда под действием просторечия или диалектной речи неправомерно заменяются твердыми согласными: семь, восемь, очень, теперь, вепрь.

д) Произношение согласных на месте удвоенных букв может быть долгим (касса - ка[с]а) или кратким (суббота - су[б]ота).

Долгий согласный должен произноситься в следующих случаях:на месте интервокальной группы согласных после ударения: ваґнна, гаґмма, из клаґсса; на стыке приставки и корня, предлога и знаменательного слова: рассердился, беззлобный, с собакай. Краткий согласный произносится:в интервокальной группе перед ударением, кроме случаев, отмеченнывыше: суббота, иллюминация, терраса, территория; на месте удвоенной согласной в положении перед согласными: классный, программный, группка.

Произнесение иностранных слов

Основная часть слов иноязычного происхождения фонетически освоена нашим литературным языком, и произношение в них гласных и согласных звуков подчиняется законам русской орфоэпии (мотив, аромат, координация, академия, терапевт). Лишь немногие заимствованные слова не русифицировались полностью, и в их произношении есть отступления от действующих в русском языке законов. Эти отступления заключаются в следующем:Произношение звука [о] в безударном положении: бордо - [бордоґ], досье - [досjэґ],болеро - [болэироґ], модерато - [модэыраґто]. Это по преимуществу слова книжного стиля.Ослабленный безударный звук [оа] произносится в некоторых заимствованных именах собственных: Одиссей, Долорес, Россини, Орджоникидзе, Орфей, Отелло. Произношение твердых согласных перед гласным [э]. В ряде слов рекомендуется твердое произношение: атеизм, отель, тембр, стенд, термос, ателье, эстетика, шоссе, кабаре, реквием; в других словах согласные обязательно смягчаются перед [э]: шинель, реклама, рейс, агрессор, эффект, берет, Одесса. Возможно сосуществование двух произносительных вариантов: [д]епо и [д]эпо, [д]екан - [д]экан, бан[д]ероль и бан[д]ероль. Такая сложная картина произношения согласных звуков перед [э] объясняется следующим образом. До сравнительно недавнего времени (2 - 3 десятилетия назад) в русском языке позиция парных по мягкости-твердости согласных перед звуком [э] была слабой, т.е. все парные согласные перед [э] могли произноситься только мягко. Этот фонетический закон подверг своему действию и заимствованные слова, которые сначала (в соответствии с языком-источником) произносились с твердым согласным перед [э]. Существовала тенденция к смягчению согласных перед [э] во многих иноязычных словах. Однако в самом русском языке в это время формируется новая фонетическая позиция: перед [э] могут стоять как мягкие, так и твердые согласные, т.е. эта позиция для согласных звуков становится сильной по твердости-мягкости. Причиной этого стало появление большого количества истинно русских слов с твердыми согласными перед [э]. Большей частью это были буквенные аббревиатуры: ЭВМ, МТС, ИДВ (Институт Дальнего Востока), КПД(=кпд) (коэффициент полезного действия), КПЗ (камера предварительного заключения и др.). В настоящее время произношение твердого или мягкого согласного перед [э]для многих слов стало их индивидуальной характеристикой, и для получения верных рекомендаций следует обращаться к “Орфоэпическому словарю”.

Искажение заимствованных слов (неправомерное выпадение, вставка или замена звуков):

38. Старомосковский и современный варианты русской орфоэпии. Причины смены орфоэпических норм.

Орфоэпия современного русского литер языка представляет собой исторически сложившуюся систему, которая наряду с новыми чертами в большей степени сохранила старые, традиционные черты, отражающие пройденные литер языком исторический путь. Исторической основой рус литер прроизношения явл важнейшие черты разговор языка города Москвы, кот сложились еще в перовой половине 17 в. К указанному времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт, объединило в себе особенности произношения и сев и юж наречий рус яз. Приобретая обобщенный характер, московское произношение явилось выражением общенационал. М.В. Ломоносов считал основой литер произношения московское «наречие». Московские произносительные нормы передавались в др. экономические и культурные центры в качестве образца и там усваивались на почве местных диалект особенностей. Так складывались особенности произношения, несвойственные московской орфоэпической норме. Наиболее четко выраженными были особенности произношения в Петербурге, культурном центре и столице России 18-19 вв. В то же время и в московском произношении не было полного единства: существуют произносительные варианты, имевшие разную стилист окраску.
С развитием и укреплением нац языка московское произношение приобрело характер и звание нац произносительных норм. Выработавшаяся таким образом орфоэпическая система сохр и в наст время во всех своих основных чертах в качестве устойчивых произносительных норм литер языка. В формировании литер произношения исключительная роль принадлежит радиовещанию, телевидению и звук кино, кот служат мощным средством распространения литер произношения и поддержания его единства. Произносительная система совр литер яз в своих основах и определенных чертах не отличается от произносительной системы дооктябрьской эпохи. Различия между первой и второй имеют част характер. Возникшие в совр литер произношении изм-я и колебания касаются преимущественно произношения отдельных слов и групп их, а также отдельных грамм форм. (моюс - моюсь, боюс - боюсь).Новый произносительный вариант, измен фонетическую систему - долгое твердое ж на месте долгого мягкого(вожжи, дрожжи). Приведенные примеры доказывают, что нов произносительные нормы неравноправны. Они или улучшают произносительную систему или отмирают. 2 разновидности произносительного стиля: разговорный и публичный(книжный). В словах, когда различия произношения обусловлены исключительно областью фонетики, выделяют 2 стиля: полный и разговорный(неполный).Полный стиль отличается четким произносительным звуков, что достигается медленным темпом речи. Разговорный стиль характеризуется более быстрым темпом и, естественно, меньшей тщательностью артикуляции звуков. Общеславянскими(или праславянскими) называются слова, унаследованные древнерусским яз-м из языка слав племен, занимавших к началу н.э. обширную территорию Восточной, Центральной Европы и Балкан. В кач-ве единого средства общения он использовался приблизительно до 7 в н.э., т.е. до того времени, когда в связи с расселением славян(оно началось раньше, но наибольшей интенсивности достигло к 6-7 вв) распалась и языковая общность. Естественно предполагалось, что в период распространения единого общеславянского языка уже существовали некоторые тер обособленные диалектные различия, кот в дальнейшем послужили оснований для формирования отдельных славянских языковых групп: южнославянских, западнославянских и восточнославянских. Однако в каждой из этих групп выделяются слова, появившиеся в период общеславянского единства. Например, общеславянскими являются наименования, связанные с растительным миром: дуб, липа, ель, сосна клен, лес, бор, ветка и др.; названия культурных растений: просо, ячмень, овес идр, названия труд процессов и орудий труда: ткань, ковать, сечь; названия жилища и его частей: дом, сени, пол, кров; названия домашних и лесных птиц: курица, гусь; названия продуктов питания: квас, кисель, сыр и др. Восточнославянскими(или древнерусскими) называются слова, кот начиная с 8 в возникли уже только в языке восточных славян (предков совр русских, украинцев, белорусов),объединенных в 9 в. Большим феодал гос-вом –Киевской Русью. Историческая лексикология располагает пока незначительными сведениями о специфике др. восточнославянской лексики. Однако несомненно, что есть слова, известные только трем восточным славянским яз-м. К таким словам относятся, например, названия различных свойств, качеств, действий: сизый, хороший, рокотать; термины родства, быт названия: падчерица, дяд, кружева; названия птиц, животных: зяблик, белка; ед счета: сорок, девяносто; ряд слов с общ временным згн-м: сегодня, внезапно и др. Собственно русскими называются все слова(за иск-м заимствованных),кот появились в языке уже тогда, когда он сформировался сначала как язык великорусской народности(с 15в),а затем как национальный рус язык(с 17).Собственно русскими будут, например, наименования действий: ворковать, разредить, размозжить; названия предметов быта, продуктов питания: обои, облучок, обложка; наименования отвл понятий: итог, обман, обиняк и мн. др.(краткий этимологический словарь см).

Происхождение и состав русского алфавита. Варианты букв. Соотношение буквы и звука.

Кириллица – алфавит, который был создан на основе греческого в 863 г. славянским просветителем Кириллом для перевода греческих церковных книг на старославянский язык. Именно кириллица стала основой для современного русского письма. На Руси кирилловское письмо появилось в конце X в., после официального принятия христианства. Конечно, еще с давних пор славяне использовали для письма какие-то «черты и резы». О них мы узнаем из записей черноризца Храбра. Когда появляется кириллица, то весьма несовершенное письмо уступает ей место. Кириллица – это переработка новогреческого алфавита. Хотя в этот период фонетическая система древнерусского языка отличалась от старославянской, кирилловский алфавит, разработанный с учетом всех особенностей старославянского языка, оказался вполне пригодным для записи древнерусской речи. Недостающие буквы или заимствовали из еврейского (ш и ц), или изобретали вновь, как ж и ч, в них возможно предположить идеографическое изображение первого звука слов жук и чаша. Новыми стали буквы греческого алфавита – юсы, схожие с тамгами.

Буква и обозначает древнегреческую «эту» (палеографически н), которая в новогреческом языке стала звучать как иъ – сочетание греческой йоты с предшествующим глухим ъ (или ў – вспомним дифтоническое раскрытие через йi русского ы, несвойственного, непривычного для западноевропейского уха. Видимо, таким же образом воспринимал его и составитель первой славянской азбуки. Можно предположить, что звук [ы] появился значительно позже (в «татарский» период), но тогда буква ъ кириллицы – просто обозначение твердости согласного перед и, следовательно, обозначение непалатального и (как мы теперь передали бы украинский и). Был придуман и особый знак для ъ.

Созданная азбука была занесена вместе с книгами болгарского письма к восточным славянам, в т.ч. и русским, для языка которых она оказалась в отдельных случаях несоответственной. По церковной традиции юсы сохранялись, хотя к XI в. в русском языке уже не было носовых гласных, которые перешли в у и ’а.

Весь процесс развития русского письма от древнего уставного до позднейшей скорописи XVII в. изучается наукой, называемой палеографией.

С конца XVI в. к письму присоединилось книгопечатание (первопечатником был Иван Федоров). В начале XVIII в., в общем процессе освобождения от авторитарности церкви, кириллица была заменена гражданским шрифтом, который принял более закругленные очертания. В 1701 г. в Россию были привезены «новоизобретенных русских литер три азбуки с пунцовыми матрицами и формами, да два стана на ходу со всяким управлением».

Петр I сам вычеркнул из образца нового шрифта все устаревшие знаки вроде механически перенесенных с греческого алфавита букв пси, омега, от и другие, а также не соответствующие русской фонологии церковнославянские юсы.

В 1708–1710 гг. Петром I была проведена еще одна реформа. Церковный шрифт был заменен гражданским: рисунок букв стал более простым и округлым, были введены строчные и прописные буквы (в кириллице всегда использовались одни и те же буквы), буквенные обозначения чисел заменены арабскими цифрами, устранены надбуквенные обозначения (ударение, титло).

Официально были закреплены буквы э и я. Некоторое время спустя Академией наук были внесены некоторые поправки в гражданский алфавит Петра I – в 1835 и 1758 гг. были исключены буквы зело и кси.

Петровский гражданский алфавит просуществовал без изменений до 1918 г. К этому времени ощущалась необходимость изъятия из алфавита таких букв, как ять, и десятеричное, фита, ижица; ер в конце слова осложнял письмо. Лишь 23 декабря 1917 г. Народным комиссариатом просвещения был издан декрет о введении нового правописания. В приложении к этому декрету были перечислены основные правила нового правописания.

Начиная с 1918 г. и до настоящего времени русский алфавит не изменялся.

Русский алфавит был принят в основу графики ряда славянских языков восточной ветви (белорусского, украинского) с некоторыми уточнениями в соответствии с фонологией этих языков.

Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке

Между буквами и звуками в русском языке устанавливаются неоднозначные качественные и количественные отношения.

Одна и та же буква может обозначать различные звуки, например, буква а может обозначать звуки [а] (мал [мал]), [и] (часы [ч’ис́ы]), [ы] (жалеть [жыл’́эт’]), что связано с изменением произношения гласных в безударных слогах; буква с может обозначать звуки [с] (сад [сат]), [с’] (гость [гос’т’]), [з] (сдать [здат’]), [з’] (сделать [з’д’́элат’]), [ж] (сжать [жжат’]), [ш] (расшить [рашш́ыт’]), [щ’] (расщепить [ращ’щ’ип’́ит’]), что связано с уподоблением согласных по разным признакам.

И наоборот: один и тот же звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и] может быть обозначен буквами и (мир [м’ир]), а (часы [ч’ис́ы]), я (ряды [р’ид́ы]), е (певун [п’ив́ун]).

Если рассматривать слово с точки зрения тех количественных соотношений, которые устанавливаются между буквами и звуками, то можно выявить следующие возможные соотношения:

1. Одна буква может обозначать один звук: шов [шоф]; это соотношение имеет место тогда, когда гласный стоит после непарного по твёрдости / мягкости согласного и гласная буква обозначает только качество гласного звука: так, например, буква о в слове стол [стол] не может быть иллюстрацией этого однозначного соотношения, так как в этом случае она обозначает не только звук [о], но и твёрдость согласного [т].

2. Одна буква может обозначать два звука: яма [й’́ама] (буквы я, ю, е, ё в начале слова, после гласных и разделительных знаков).

3. Буква может не иметь звукового значения: местный [м’́эсный’] (непроизносимый согласный), мышь [мыш] (мягкий знак в грамматической функции после непарных по твёрдости / мягкости согласных).

4. Одна буква может обозначать признак звука: конь [кон’], банька [б́ан’ка] (мягкий знак в функции обозначения мягкости парного согласного в конце и середине слова).

5. Одна буква может обозначать звук и признак другого звука: мял [м’ал] (буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного [м’]).

6. Две буквы могут обозначать один звук: моется [м́оица], нёсся [н’́ос’а].

Может показаться, что три буквы также могут обозначать один звук: мыться [м́ыца], однако это не так: звук [ц] обозначен буквами т и с, а ь выполняет грамматическую функцию – указывает на форму инфинитива..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: