Нарушаются все виды устной речи: автоматизированная, спонтанная, повторная, называние. Нарушаются чтение и письмо

Спонтанная речь

При грубой степени выраженности дефекта спонтанная речь практически отсутствует, имеется лишь речевой эмбол (ну, вот, и). Он экспрессивно насыщен, богато интонирован. В момент сильно эмоционального напряжения возможно произнесение автоматизированных речевых штампов «давай», «как же так?», «не знаю». Широко пользуются жестом и мимикой.

При средней степени выраженности дефекта спонтанная речь бедна, состоит из отдельных слов. Фраза возможна лишь у отдельных больных. Имеются аграмматизмы согласования, трудности употребления предлогов. Активный словарь состоит из высокочастотных слов – бытовая тематика. Произносительные трудности проявляются в поисках отдельных артикулем – звуковые искажения, литеральные парафазии. Темп речи нормальный, речевая активность достаточна, но в основном коммуникативная речь носит диалогический характер.

При легкой степени выраженности дефекта спонтанная речь достаточно развернута. Фраза развернута. Отдельные аграмматизмы. Словарный запас богат: не только бытовая лексика, но и малочастотные слова. Охотно вступает в общение. Речевая активность достаточно высока.

Автоматизированная речь

При грубой степени выраженности дефекта автоматизированная речь отсутствует. Иногда возможен сопряженный или отраженный счет, пение со словами.

При средней степени выраженности дефекта автоматизированная речь возможна. Произносительные трудности в ней значительно сглажены.

При легкой степени выраженности дефекта автоматизированная речь полностью сохранна.

Повторная речь

При грубой степени выраженности дефекта повторная речь, как правило, отсутствует, только может повторить гласные. В отдельных случаях повторение губных согласных. Повторная речь несколько опережает спонтанную: повторяет отдельные звуки, слова и простые фразы. При этом произносительные трудности менее выражены, чем в спонтанных высказываниях.

При средней степени выраженности дефекта повторная речь не страдает. Имеются некоторые произносительные трудности, но меньше, чем при спонтанной.

При легкой степени выраженности дефекта повторная речь сохранна.

Диалогическая речь

При грубой степени выраженности дефекта диалогическая речь отсутствует. Иногда возможны слова «да», «нет».

При средней степени выраженности дефекта диалогическая речь доступна, но ответы носят стереотипный характер. Имеется тенденция к использованию слов, содержащихся в вопросе, для формулировки ответа (Что здесь нарисовано?Нарисовано здесь…).

При легкой степени выраженности дефекта диалогическая речь полностью сохранна.

Называние

При грубой степени выраженности дефекта – называние отсутствует (это, значит – эмболы).

При средней степени выраженности дефекта возможно называние отдельных часто употребляемых предметов и наиболее распространенных действий.

При легкой степени выраженности дефекта называние как функция не страдает.

Фраза по сюжетной картинке

При грубой степени выраженности дефекта не доступно составить фразу.

При средней степени выраженности дефекта возможно составление простой по синтаксической конструкции фразы, бытового содержания. Трудности употребления предметов.

При легкой степени выраженности дефекта достаточно легко составление фразы по сюжетной картинке.

Пересказ текстов

При грубой степени выраженности дефекта пересказ невозможен.

При средней степени выраженности дефекта – возможен лишь в форме ответов на вопросы или по подробному плану.

При легкой степени выраженности дефекта пересказ возможен, но трудности формулирования сложных фраз, отдельные аграмматизмы. Свободному изложению мешают и произносительные трудности, характерные для экспрессивной речи в целом.

Понимание речи

При грубой степени выраженности дефекта в общем понимают обращенную к ним речь (ситуативно-бытовую). Не совсем доступны пониманию сложные логико-грамматические обороты (сын отца, отец брата, квадрат под кругом). Иногда имеются элементы отчуждения смысла слова при показе предметов, частей тела, а также в выполнении устных инструкций. Это связано из-за невозможности полноценной опоры на проговаривание при восприятии на слух соответствующих слов-названий. Не в состоянии понимать речь по радио, развернутую монологическую и диалогическую речь. Фонематический слух первично не страдает, хотя дифференциация оппозиционных фонем (с-ш, с-ц) затруднена. Нарушение кинестезии.

При средней степени выраженности дефекта понимают обращенную речь, справляются с показом предметов и частей тела, с выполнением устных инструкций. Развернутую монологическую речь, по радио часто не понимают. Затруднения в осмыслении слов с переносным значением, пословиц. Фонематический слух сохранен.

При легкой степени выраженности дефекта понимание речи сохранено.

Объем слухоречевой памяти

При грубой степени выраженности дефекта определить не удается из-за грубости первичного дефекта.

При средней степени выраженности дефекта объем снижен за счет трудностей проговаривания, подкрепляющего процесс удержания воспринимаемого акустического ряда.

При легкой степени выраженности дефекта – практически не снижен.

Состояние функций чтения

При грубой степени выраженности дефекта чтение грубо нарушено. Имеются лишь элементы чтения «про себя». Чтение вслух отсутствует – даже автоматизированных рядов. Возможно чтение вслух имен близких людей – мужа, дочки, сына… Буквы вслух не прочитывает, но иногда правильно показывает букву по ее названию.

При средней степени выраженности дефекта чтение возможно, но сопровождается произносительными трудностями. Буквы прочитывает и узнает. Часто чтение по догадке.

При легкой степени выраженности дефекта чтение практически не нарушено, за исключением отдельных ошибок в сложных по звуковой структуре словах, отражающих общие нарушения произношения.

Состояние функции письма

При грубой степени выраженности дефекта – отсутствует. В состоянии лишь написать свою фамилию. Списывание с трудностями самокоррекции. Невозможно письмо под диктовку даже тех букв, которые узнают по названиям. Звукобуквенный анализ состава слова страдает грубейшим образом: не в состоянии определить количество букв в слове, вставить пропущенную букву даже в простое слово (кот, дом – из 3-х букв).

При средней степени выраженности дефекта письмо грубо нарушено. В состоянии списывать слова и даже простые фразы, но не справляются с этим же материалом под диктовку. Главная причина – первичный распад связи артикулема-графема. При попытках письма многократно повторяют каждый звук слова, много пропусков литеральных парафазий (дом-том-ком-ном). Звукобуквенный анализ состава слова существенно страдает.

При легкой степени выраженности дефекта письмо нарушено не грубо. Под диктовку могут написать простые тексты. Письмо «от себя» страдает более, хотя попытки письменной коммуникации имеют место (записки родственникам, поздравления).

Состояние орального, артикуляторного и символического праксиса

При грубой степени выраженности дефекта оральныйпраксис при грубой афферентной афазии нарушен. Справляются лишь с имитацией простых оральных поз. Выполнение их по устной инструкции в большинстве случаев невозможно. Поиски позы, проявляющиеся в беспорядочных движениях языка и губ. Не могут повторять отдельные звуки, особенно гласные. Несколько облегчает задачу опора на визуальный артикуляторный образ фонемы. Символические оральные движения (поцелуй, дутье, плевок) существенным образом затруднены.

При средней степени выраженности дефекта имеются выраженные нарушения орального праксиса. Однако отдельные позы больные выполняют не только по образцу, но и по устной инструкции. Частые ошибки, поиски позы. Артикуляторный праксис также изменен, смешивают близкие по артикуляции звуки. Символический праксис страдает, но избирательно.

При легкой степени выраженности дефекта отмечаются легкие нарушения орально-артикуляторного праксиса, проявляющиеся в основном в усложненных условиях. Символический праксис не страдает.

Состояние функции счета

При грубой степени выраженности дефекта справляются с простыми счетными операциями, предъявляемыми в письменной форме. Первично разрядное строение числа не страдает. Однако устный счет, а также сложные действия, требующие «запоминания» каких-либо звеньев, недоступны больным (из-за отсутствия полноценной опоры на проговаривание).

При средней степени выраженности дефекта первичных нарушений счета не обнаруживается. В счетных сложных операциях выявляются ошибки, связанные, возможно, с общими изменениями мышления нейродинамического характера.

При легкой степени выраженности дефекта акалькулия в большинстве случаев не выявляется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: