Закономерности усвоения детьми грам. Строя русского языка: овладение синтаксическим и морфологическим сторонами речи, способамисловообразования, словотворчества

14) Методика развития речи дошкольников на грамматическом уровне.

Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).Другой важнейшей единицей грамматического строя языка является предложение. Предложение, как и слово, вступает в отношения с другими предложениями, образуя разные виды сложных предложений или текст.

Грамматика тесно связана с другими сторонами языковой системы: ее звуковым строем, лексикой (в сфере производства слов и в дфере словосочетаний), а также с фразеологией. Важнейшим видом лексико-семантического соединения слов является словосочетание.

Мл.гр. большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активизацией поиска ребенком правильной формы слова.

Обучение изменению слов по падежам, согласованию имен существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши). В игре «Чего не стало?» дети упражняются в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных.

Взрослый подбирает пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая пирамидки, ленточки (разного цвета и разного размера, длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).

Сначала взрослый предлагает детям рассмотреть игрушки.

— Что это? (Матрешка.) Давайте посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Она меньше или больше первой? (Меньше.) Теперь посмотрите на пирамидки, какие они? Одна большая, другая.... (Поменьше, маленькая.)

Аналогично рассматриваются другие игрушки.

Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит детей к употреблению падежных форм. Игра в «прятки» помогает освоить эти грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах, дети, находя их, называют правильно слова с предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).

Особое место на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся — умывается, оделся — одевается). Для этого проводятся разнообразные игры. «КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям показывают картинки животных, а они называют, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожитдом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Такую игру можно проводить на разные темы, например о животных и птицах: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

Ср.гр.- расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (и без наглядного материала).

Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных (нет шапки, варежек, брюк); правильному согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).

Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай!) происходит в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям.

Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около).

В средней группе проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок-утята-не стало утят; зайчонок-зайчата-много зайчат; лисенок-лисята-нет лисят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но масленка, солонка).

Кроме того, детей надо знакомить с происхождением и образованием некоторых слов («Почему грибы называют подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором?... шапку-ушанкой..., цветок-подснежником?). Особенное внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действием игрушки, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла-залезла-вылезла; несла-принесла-унесла). Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр -каркает,поросенок хрю-хрю - хрюкает). Обучение образования глаголов (мыло -мылит, звонок -звенит, а также учитель - учит,строитель -строит, но врач - лечит).

Старш.гр. При формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и имен существительных, образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).

У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть: учит, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: веселый-весело;быстро(быстрый), громко(громкий).

Дети находят родственные слова в контексте, например со словом желтый: В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает(желтеть). Листья на деревьях(желтеют).

Умение образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами помогает детям понимать различие смысловых оттенков слова: береза-березка-березонька. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал-забежал-подбежал) и имен прилагательных (умный-умнейший, плохой-плохонький, полный-полноватый). В старшей группе вводится новый вид работы — ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова — из слогов и звуков.

Подг.гр. направлены на обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, на формирование языковых обобщений.Продолжается работа по согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются. Они даются в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот»; даются сочетания с несклоняемыми существительными: пошел в новом пальто, играл на пианино; предлагается образовать степень прилагательного (умный-умнее; добрый-добрее; тихий-тише).

В специальных играх и упражнениях детям дается задание с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок (злой-злющий, толстый-толстенный, полный-полноватый). Например, в игре «Как сказать правильно?» дети учатся различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу. Воспитатель говорит:-Послушайте, что я вам скажу, и подумайте, правильно ли будет такое выражение: полный человек. Что это значит? (Толстый.) А можно ли сказать «полное дерево»? Как правильно сказать? (Большое дерево.) Полная бумага или толстая? Что может быть полным? Мы скажем полный (колодец, карман, кошелек, стакан); полная (чаша, тетя, тарелка); полное (ведро); полные (дяди, карманы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: