Задачи и методика развития диалогической речи в дошкольном возрасте в разных возрастных группах

В развитии связной речи на первый план выступает формирование умений дошкольников строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, контаминированные тексты), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания. %

Дети должны осмысленно анализировать структуру любого высказывания: есть ли в нем зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет) или раскрываются микротемы, имеется ли завершение (конец).

Диалогическая речь у ребенка ситуативна и контекстуальна, поэтому многое в ней подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками. Диалогическая речь непроизвольна, реактивна; она мало организована.

Диалогическая форма речи, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют невербальные средва. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.

Для этого проводятся беседы (на разные темы из опыта ребенка), в диалоге развивается:- умение выслушать собеседника,- задать вопрос, - ответить. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения.

Мл.гр. На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушке и по картине, хотя параллельно дети выполняют фонетические, лексические и грамматические упражнения.

Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения (сначала по вопросам взрослого, совместно с ним, самостоятельно).

Ср.гр. В пересказывании лит.пр. дети передают содержание небольших сказок («Пузырь, соломинка и лапоть») и рассказов (Я. Тайц «Поезд», Е. Чарушин «Курочка», Н. Калинина «Помощники»). В рассказывании по картине («Кошка с котятами», «Собака со щенятами») дети учатся составлять небольшие рассказы и рассказов из личного опыта. Старш.гр. В пересказывании лит.пр. дети учатся связно, посл. и выр. излагать готовый текст без помощи взр. В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять опис или повест рассказ по ее содержанию. Придумывание событий. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.

В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов — описательные, повествовательные, контаминированные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: