Етичні аспекти відносин між корпорацією і споживачем

 

Отношения между корпорациями и потребителями отроятся на основе рынка, который соединяет их обоюдными выгодами. Впервые в 1961 г. американскими специалистами были сформулированы "Семь прав потребителей":

1. право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя;

2. право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя);

3. право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т. п., помогающую потребителю сделать разумный выбор и принять решение;

4. право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием;

5. право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов;

6. право на потребительское просвещение, то есть приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения о приобретении;

7. право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущих поколений.

Соблюдение этих прав позволяет решить многие проблемы, например связанные с рекламным манипулированием потребителями, повышением престижа страны на мировом уровне и т. д.

Проблема отношений между организациями-производителями и потребителями возникает очень часто. В конечном счете, хотя организация и стремится к получению максимально высокой прибыли, ее деятельность будет успешной только в случае, если она даст потребителям то, что они хотят.

Система отношений между организациями-производителями и потребителями, однако, будет успешно работать при выполнении двух условий: если потребитель получит достаточно адекватную и точную информацию о продукции, с тем чтобы он мог принять обоснованное решение о ее приобретении, и если потребитель свободен в выборе того, что он хотел бы купить.

Организации должны обеспечивать безопасность своей продукции, улучшать стандарты контроля качества. Производя в целом качественную продукцию, производитель чаще всего предпочитает умалчивать о ее дефектах или потенциальных опасностях, которые могут появиться позже, в процессе эксплуатации или потребления. Информацию об этом потребитель получит, только столкнувшись с недостатками. Кроме того, проблема безопасности и качества продукции имеет еще один в определенной степени этический аспект: от выпуска фирмами конкурентоспособных, качественных товаров зависит престиж страны на мировом рынке.

Другая не менее важная моральная проблема отношений между организация-ми-производителями и потребителями – реклама. Реклама важна в процессе конкуренции между организациями и служит помощником при формировании потребностей потенциальных покупателей. Однако здесь появляется проблема точности, правдивости получаемой потребителями информации. Даже за безвредным, на первый взгляд, преувеличением, допущенным рекламой, следует возникновение моральных проблем: потребитель, не получая точной информации, лишен возможности свободного, обоснованного, разумного выбора. Еще одна важная моральная проблема, связанная с рекламой, – это проблема манипулирования потребителем, навязывания ему ненужной продукции, создания у него потребностей и желаний, которые в процессе реальной жизни возникнуть не могли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: