Статьи религиозного содержания

 

Статьи публикуются по тексту, напечатанному во втором томе "Философии общего дела" (М., 1913). Редакционная работа над небольшими, как правило, статьями и набросками, входящими в этот том, принадлежала издателям - Н.П.Петерсону и В.А.Кожевникову.

С. 183. * Молитва "Отче наш" (Матф. 6, 9-13). Входит в Нагорную проповедь Христа. Дана как повеление: "Молитесь же так..."

** Молитва сораспятого с Христом разбойника, уверовавшего в Него на кресте: "И сказал Иисусу: помяни меня. Господи, когда приидешь в Цар-

 

==392

 

 

ствие Твое!" (Лук. 23, 24).

Заповеди блаженства (Матф. 5, 3-9) открывают Нагорную проповедь.

С. 184. * Символ веры - кредо, кратчайший свод догматов, которые составляют основу вероучения христианства. Состоит из двенадцати "членов" (частей). Составленный отцами церкви, был утвержден на Никейском (325) и Константинопольском (381) соборах. Троичность Бога, вочеловечение Иисуса Христа, его смерть, воскрешение и будущее пришествие составляют содержание первых восьми членов Символа веры, последние четыре касаются церкви, крещения, искупления грехов и воскресения мертвых к "жизни будущего века".

** "Блаженны миротворцы..." и "Блаженны изгнанные за правду..." (Матф. 5,9-10).

С. 186. * "Помни о жизни" (лат.).

** Лев Х (настоящее имя Джованни Медичи) - римский папа в 1513-1521 гг., получил [уманистическое образование, к религиозным вопросам относился довольно равнодушно.

** Сулейман Великий (1495-1566) - турецкий Султан, благодаря его завоеваниям Османская империя достигла наибольшего могущества. Лютер (1483-1546) - один из основателей протестантизма.

С. 187. * Анабазис Александра - здесь: история похода в Азию Александра Македонского (356-323 до н.э.), знаменитого полководца древности, завоевавшего земли до р. Инд, создавшего крупнейшую мировую империю.

** См. примеч. к IY Части "Записки" к с. 77

*** Имеется в виду воскрешение Христом Лазаря и последовавшее за этим решение совета "первосвященников и фарисеев" убить Христа (см. Иоан. II, 1-53).

С. 188. * См. выше примеч. к с. 184.

С. 189. * Федоров имеет в виду себя и своих последователей.

** Николай Николаевич Черногубов (1873-1941) - сотрудник Третьяковской галереи, исследователь жизни и творчества А.А.Фета. Был довольно близок к Федорову, оставил небольшие воспоминания о нем.

С. 190. * Имеются в виду православные обыденные храмы - см. Предисл.

** Федоров соединяет несколько повелений Христа своим ученикам (см. Иоан. 20, 21, Иоан. 14,12).

С. 191. * "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Иоан. 4, 34), за чем следует приглашение ученикам делать то же - собирать "плод в жизнь вечную" (Иоан. 4, 36).

С. 192. * Федоров соединяет два высказывания Христа в одно (см. выше прим. и Иоан. 5,17). Цитата неточная.

С. 193. * Текст молитвы принадлежит Федорову.

С. 195. * Сиро-халдеи (сирохалдейцы) - остатки некогда могущественной, в средние века широко распространенной (от Сирии до Китая) Церкви несторианского толка. Несторий - константинопольский патриарх (с

 

 

==393

 

 

428 по 431 гг.) утверждал, что Христос, рожденный человеком, только впоследствии стал Сыном Божиим. Учение Нестория осуждено как ересь.

** "Закон и пророки" - так обозначаются в Новом Завете Пятикнижие Моисееве и Книги пророков Ветхого Завета.

*** Богослужение сирохалдейцев слагается, в основном, из тех служб, что и в православии. Литургия Нестория совершается 3-5 раз в год.

С. 196. * Г.Властов - русский исследователь Ветхого и Нового Завета второй половины прошлого века. Федоров ссылается на его мнение, высказанное в работе: "Священная летопись первых времен мира и человечества" (СПб., 1876-1878).

С. 197. * Матф. 25, 1-13.

** Матф. 25,14-30.

С. 198. * Матф. 25, 31-46.

** "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Иоан. 8, 7).

*** Иоан, 10, 1-16. В Слове о добром, пастыре есть такие важнейшие мысли, привлекавшие особое внимание Федорова в его раскрытии смысла "Благой вести": "Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком" (ст. 10), "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (ст. II) и, наконец, "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" (ст. 16). Под овцами "не сего двора" надо полагать не иудеев, язычников.

**** Синоптики - авторы первых трех евангелий: Матфей, Марк и Лука. Эти евангелия называются синоптическими (от греческого "синопсис"), поскольку во многих частях они совпадают по своему содержанию.

С. 201. * Лук. 16, 19-31.

С. 203. * "Закон и пророки до Иоанна; с этого времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него" (Иоан. 16, 16).

** Синаксар (синаксарий) - в древней греческой и латинской церкви книга, содержавшая избранные христианские тексты для чтения на воскресных и праздничных, внебогослужебных собраниях верующих. Содержала, в основном, жития святых по этим дням. Сохранился древне-славянский перевод такого типа синаксара.

С. 204. * Неронам (ок. 340-420) - подвижник, один из учителей западной церкви, перевел Священное Писание на латынь (так называемая Вульгата). Предпослал этому переводу свои истолкования.

С. 205. * "Калики перехожие. Сборник стихов и исследование П.Бессонова", ч. 1, 2.-М., 1861-63. Федоров указывает том и страницу этого сборника, составленного славистом и издателем произведений народного тюрчествя11.А.Бессоновым (1828-1898).

** Федоров отсылает к книге французского археолога и искусствоведа, положившего основание изучению христианской иконографии, А.-Н.Дидрона (1806-67) - "Учебник христианской иконографии, греческой и латинской", изданной в 1845 году на французском языке.

С. 206. * Вифания - селение вблизи Иерусалима на юго-восточном склоне Масличной горы, где жил Лазарь с сестрами Марфой и Марией и

 

==394

 

 

куда нередко удалялся Иисус, особенно в последние дни своей земной жизни. Здесь произошло несколько важнейших событий евангельской истории, отсюда же и вознесся Иисус после воскресения.

С. 207. * Вчитываясь в евангелия, переживая их события, Федоров уносился воображением на берега Иордана, в сельскую Вифанию, в Иерусалим. В евангельских образах и сцеплениях фактов он открывал новые связи, домысливал биографии отдельных лиц, тех что имеют особое смысловое, символическое значение в Новом завете. Так он считал, что отцом Лазаря был Симон Прокаженный из Вифании (см. Матф. 26, 6-13 и Марк. 14,3-9).

** Симон Прокаженный устроил вечерю Иисусу незадолго до его распятия, за два дня до Пасхи.

*** Иосиф Аримафейский - член синедриона, "человек добрый и правдивый", тайный ученик Христа, получил у Пилата разрешение забрать тело Иисуса для погребения (Матф. 27, 57-60, Марк. 15, 43-46, Лук. 23, 50-53, Иоан. 19, 38-42). Никодим - фарисей, "один из начальников иудейских", ночью тайно посетивший Иисуса с целью понять суть его Вести (Иоан. 3, 1-21). Вместе с Иосифом Аримафейским совершил обряд погребения Учителя (Иоан. 19, 39-42). Закхей - см. примеч. к с. 88 к IY части "Записки".

**** По евангелию от Матфея, Марка и Иоанна, Иуда пошел к перво- священникам предавать Христа после того, как Учитель разрешил возлить себе на голову драгоценное миро, что вызвало ропот среди учеников. По евангелию от Иоанна, возмутился один Иуда: "Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?" (Иоан. 12,4-5).

С. 208. * Федоров допускает предположение, что сестра Лазаря Мария была прежде блудницей. Если в евангелиях от Матфея и Марка не называется имя женщины, возлившей на Иисуса драгоценное миро на вечере в Вифании, то в евангелии от Иоанна ею выступает Мария, сестра Лазаря: "Мария же взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его" (Иоан. 12,3). Смысл этого действия во всех евангелиях объяснен Христом одинаково - как приуготовление Его к погребению. Поскольку в первых двух евангелиях вечеря проходит в доме Симона Прокаженного, а в последнем, от Иоанна, на этой вечере служит сестра Лазаря и Марии - Марфа, здесь же присут-ствует Лазарь, то это, очевидно, и позволило Федорову предположить, что Симон мог быть отцом всех троих, и вифанская "вечеря" происходила в их общем доме.

** Это предположение Федорова не находит подтверждения в текстах евангелий.

*** Елеосвящение - одно из христианских таинств, в котором через помазание тела елеем, призывается на больного благодать ддя его исцеления. Федоров видит ее исток в помазании Христа миром на вечере в Вифании.

 

 

==395

 

С. 210. * В этом абзаце выразительно проявляется особый иконно-жи-вописный, символический жанр мышления Федорова. Он не раз проектирует в слове такие наглядные "иконы" своего видения. Кстати, он приглашал знакомых художников и поэтов, кому был дан дар живописания, воплотить такие воображаемые им сцены в картине или поэме.

С. 211. * Антиминс - четырехугольный плат, в центре которого изображено положение Христа в гроб, по углам - четыре евангелиста. В плащ вшиты мощи. На антиминсе совершается освящение Святых Даров в евхаристии.

** Первосвященническая молитва дана Иисусом ученикам перед своим уходом из мира (Матф. 17, 1-26). Главное в ней - призыв к единству ("да будут все едино..."). В данном случае Федоров имеет в виду два других момента этой молитвы: первый, связанный с обетованием воскресения, "жизни вечной" (Матф. 17, 2) и второй - с обращением Христа к ученикам: "Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир" (Матф. 17,18).

С. 212. * Служба, совершаемая вечером в Страстной Четверг, содержит чтение 12 отрывков из 4-х евангелий, посвященных страданию и казни Христа, 7-ое евангелие - Матф. 27, 33-54; 8-ое - Лук. 23, 32-49.

** Лук. 23,34.

С. 215. * Эпизод из евангелия от Матфея, когда сотник, т.е. воинский начальник, имевший под командыванием сотню солдат, вышел в Каперна-уме навстречу Христу с просьбой исцелить его больного слугу (Матф. 8, 5-13). Именно о нем Христос сказал: "и в Израиле не нашел Я такой веры" (ст. 10).

** Федоров исходит из предположения, что римский воин, о котором пишет евангелист Марк в эпизоде распятия Христа, тот же, что и проявивший редкую веру в божественное могущество Христа в Капернауме. "Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: "истинно Человек этот был Сын Божий" (Марк. 15, 38).

*** Константин Великий (ок. 285-337) - римский император, узаконивший христианство и поддерживавший христианскую церковь.

С. 216. * Знаменитая "Жизнь Иисуса" (1863) французского философа и писателя Эрнеста Ренана (1823-1892) рисовала Иисуса как исторически существовавшего проповедника, максимально освобождая при этом евангельское повествование от элемента сверхъестественного.

** Пьер Бертло (1827-1903) - французский химик, занимался синте-зированием органических соединений.

С. 217. * В работе "Философские диалоги и фрагменты" (1876) Ренан высказывал 'такую идею: "Итак, я вызываю иногда ужасную мечту - мечту о том, что авторитет сможет прекрасно когда-нибудь иметь в своем распоряжении ад, но не ад средневековья, в существовании которого нельзя было бы убедиться, но ад настоящий (Ренан Э. Собр. соч., Т. 5.-Киев, 1902, С. 162). "Научный", "усовершенствованный" ад поступает у Ренана, исповедовавшего идеал аристократического устройства общества, в распоряжение "аристократии ума", "непогрешимого папства", для того чтобы

 

==396

 

держать массу в абсолютном повиновении.

** "В то время, когда ты удостоился посещения" (франц.).

*** В своей "Истории происхождения христианства" (1863-83) Ренан исключил из своей интерпретации евангельских событий все чудесное, сверхъестественно -божественное.

**** Это, по неоднократно высказывавшемуся мнению Федорова, самое глубокое определение человека. В погребении мыслитель усматривал пер-воначальный импульс к воскрешению умершего: хоронили, прятали мертвого, как в землю зерно, в надежде, что восстанет, опять вырастет.

С. 218. * Старо-капюлики составляют ряд общин немецких и швейцарских католиков, которые отвергли некоторые папские догматические новшества, и, прежде всего, догмат о непогрешимости папы. Старокатолики стремились восстановить дух древней христианской церкви и войти в общение с другими церквами. В 1892 году на люцернском конгрессе было решено вступить в официальные отношения с русской православной церковью.

** Проскомидия - первая часть литургии, особый ритуал приготовления вещества для евхаристии.

С. 220. * Александр Бэн (1818-1903) - английский философ и психолог.

С. 221. * Генри Джордж (1839-1897) - американский экономист, выдвигал идею единого земельного налога как средство борьбы с бедностью, которая, по его мнению, происходит от частной собственности на землю. Альфред Уоллес (1823-1913) - знаменитый английский натуралист, разработавший одновременно с Дарвиным теорию естественного отбора. В последние двадцать лет жизни, увлекшись социалистическими идеями, выступал как сторонник национализации земли.

С. 222. * Речь идет об явлении Одиссею тени Агаменона в одиннадцатой песне "Одиссеи" Гомера.

С. 224. * Диотима - реально существовавшая в 5 век до н.э. жрица. В диалоге "Пир" Платон вложил в ее уста представление о любви как жажде творчества, которое она развивает в диалоге с Сократом.

С. 225. * Знаменитые браки в греческой мифологии, в которых более яркую роль играет женская половина. Эпиметей - сын титана и океаниды, брат Прометея, Ландора - первая женщина, созданная из земли и воды Афиной и Гермесом; Лелей - сын героя Эака, Фетида - самая прекрасная из нереид, морских божеств.

С. 226. * Бунзен - немецкий дипломат, археолог и историк религии второй половины 19 века.

** Федоров приводит несколько основных в истории человеческой мысли "формул", концентрирующих в себе целые мировоззренческие миры: от античного, ветхозаветного, христианского (как пример, взят один из отцов церкви 4 века Василий Великий) до ряда крупнейших философов нового времени. Знаменитое сократовское "Познай самого себя", по мысли Федорова, логически завершилось, точнее деградировало, в - "знай только себя" Макса Штирнера (1806-1856) с его проповедью имморализма и

 

 

==397

 

нигилизма. Декартовское "сознаю, следовательно, существую", также легко скатывающееся в "сознаю только себя", привело к идеализму и агностицизму в кантовском учении о формах и границах познания.

С. 228. * Федор Иванович Буслаев (1818-97) - филолог и искусствовед, автор трудов по древнерусской литературе, издатель древних рукописей. Тесно общался с Федоровым в Румянцевском музее.

С. 229. * Даниил - ветхозаветный пророк, в "Книге пророка Даниила" им было явлено не только будущее, но и сроки его исполнения (знаменитое пророчество о "семидесяти седминах - 9, 24). Им предсказано пришествие Спасителя, Его казнь и разрушение иерусалимского храма. Геродот (5 век до н.э.) - древнегреческий историк, называемый "отцом истории".

** "Музей 3-го Рима", т.е. Румянцевскйй московский музей и библиотека, в которой Федоров проработал четверть века. Москва как третий Рим - религиозная концепция, выдвинутая в XYI веке старцем Филофеем и обосновывавшая историческое преемство московского государя от византийских императоров (Византия - "второй Рим"), в свою очередь наследовавших власть от римских императоров. Федоров переосмысливает эту концепцию, усматривая в ней указание на долг России в "общем деле".

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: