Супраморализм, или всеобщий синтез

(Т.Е. ВСЕОБЩЕЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ)

 

Название этой работы представляет собой попытку Федорова дать "ученое" название своему учению. Предпринятое в ней краткое изложение

 

 

==390

 

 

идей "общего дела" в.виде двенадцати "пасхальных вопросов" отличается стремлением к четкости формулировок и даже афористичности. Работа написана в 1902 г. Печатаются ее первые три части, представляющие по существу законченное отдельное произведение.

С. 146. * Шарль Рише (1850-1935) - французский физиолог и психолог, автор ряда литературных произведений. У него встречается пренебрежительная интонация в отношении прошедших и будущих поколений. (См.: Рише. Куда мы идем?.- Напечатано как приложение к переводу романа Беллами "Через сто лет". - СПб., 1893. С.238).

С. 149. * Федоров сознательно излагает свой сугубо "ученый" супроморализм в форме "пасхальных вопросов" - как он считает, народно-крестьянского выражения идеи воссозидания прошедших поколений. "Пасхальные вопросы" - символическое обозначение проблем, встающих в связи с проектом "внехрамовой литургии", имманентного воскрешения.

С. 151. * Федоров соединяет две формулы, встречающиеся в Библии. Первая часть выражена в словах: "Я Бог отца твоего. Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова" (Исх. 3, 6), т.е. Бог отцов, что стало в Евангелии подтверждением идеи воскресения: "Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Матф. 22, 32; Марк. 12, 2; Лук. 20, 38).

С. 153. * Вольное переложение строки из стихотворения Баратынского "На смерть Гете", в котором немецкий поэт прославлялся как великий язычник: "С природой одною он жизнью дышал".

С. 154. * Имеется в виду извержение вулкана Мон-Пеле, в результате которого был целиком уничтожен самый большой город острова Мартиника - Сен-Пьер и погибли все его жители.

С. 161. * Университет, университетская наука - у Федорова одно из обозначений казенной, сословной, оторванной от коренных нужд жизни науки. "Университету" в таком особом смысле философ противопоставлял проективный музей как исследующее и обучающее учреждение, одушевленное родственным, отеческим чувством. В системе взглядов Федорова студенческие беспорядки порицались и рассматривались как "восстание сынов на отцов".

С. 165. * Федоров имеет в виду стихотворение Хомякова, русского философа-славянофила, публициста, поэта (1804-1860) - "Кремлевская заутреня на пасху" (впервые напечатано в журнале "Москвитянин", N 9,1850).

** Речь идет о циркулярной ноте министерства иностранных дел, в которой Россия выступила инициатором проведения мирной конференции (состоялась в Гааге в 1899г.).

С. 166. * Заключительный стих Нагорной проповеди (Матф. 5, 48).

С. 168. * В "Книге пророка Ионы" (Ветхий Завет) жители Ниневии, осужденные Богом на смерть за свои злодеяния ("Еще сорок дней – и Ниневия будет разрушена!") покаялись, выслушав проповедь Ионы, и страшный приговор был с них снят.

** Самодержавие истолковывается Федоровым особым образом: он вкладывает в него как в готовую, уже существующую форму свое утопиче-

 

 

==391

 

 

ски-проективное содержание. Для русского философа идеальный самодержец, "стоящий в отцов и праотцов место", воспитатель, ведущий к совершеннолетию свой народ, встает во главе государства, переходящего в отечество. Именно в таком проективном, должном смысле самодержавие противопоставляется конституционализму западных демократий.

С. 170. * "Иоан. 5,17.

С. 171. * Федоров рассматривает "Рай" Данте из его "Божественной комедии", представленной поэтом по системе Птолемея девятью небесами, над которыми он помещает Эмпирей, где царит Вечный Свет Троичного божества.

** "Римский орел", символ Римской империи, представлен на втором небе рая, небе Меркурия, императором Юстинианом 1. В речи, обращенной к Данте, гордо превозносит заслуги империи.

С. 173. * Первые три заповеди Ветхого Завета из десяти (Исх.20, 34 и Второзак, 5) - монотеистической сущности, они запрещают иметь чужих богов, кроме Яхве, и поклоняться им. Четвертая заповедь содержит предписание соблюдать субботу, "день покоя", целиком посвященный богопочитанию. Пятая настаивает на необходимости уважения родителей ("почитай отца твоего и матерь твою"); это важнейшая этическая заповедь по мысли Федорова. Для философа "Бог отцов" есть небесный представитель земных наших отцов, а земные отцы (и тут он опирается на известную традицию, в частности, на Филона Александрийского) суть символы Отца

Небесного. Поэтому первые пять ветхозаветных заповедей соотносятся для Федорова с "наибольшей заповедью", данной уже Христом: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим" (Матф. 22,37).

С. 181. * Кондорсе (1743-1794) - французкий писатель, политический деятель, один из родоначальников теории "прогресса", бесконечного совершенствования человечества. В своем сочинении "Эскиз исторической картины развития человеческого духа" утверждал, что в ходе развития общества срок жизни человека будет увеличиваться, "если не до бесконечности, то до неопределенной длительности", и даже появится возможность достижения бессмертия. Для Федорова бессмертие без воскрешения невозможно ни физически, ни нравственно"

С. 182. * "Не постыдно" (лат.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: