Масонство), «философия чувства» (М. Щербатов, Н. Карамзин, А.Н. Радищев)

Основные отличительные признаки русской философии

Конечно, Россия ориентировалась на западную культуру, поэтому приняла христианство, но христианство было принято ею в восточном варианте. Таким образом проявляется стремление сохранить дистанцию в отношении культурной и религиозной традиции, характерной для Западной Европы. Позднее введение христианства на Руси и сочетание христианских и языческих элементов в культуре привели к тому, что христианское миропонимание явилось не столько незыблемой основой жизни, сколько проблемой, от решения которой зависел смысл жизни отдельного человека и всей нации. Но это проблема не может быть решена окончательно. Итак, первая черта русской философии – искание скрытого смысла христианских идей.

Вторая черта – выдвижение на первый план двух тесно взаимосвязанных проблем: а) проблемы сущности и смысла человеческого бытия;б) проблемы смысла и закономерностей истории.

Третья черта – дуализм в понимании мира, человека и истории.

Человек:с одной стороны, укоренен в вечном, духовном бытии, непосредственно связан с богом;

с другой стороны, принадлежит материальному, временному бытию.

Западная философия пришла к целостному представлению о человеке, снимающего противоречия двух начал его бытия. В русской философии акцентировалось внимание на глубине и радикальности этого противоречия, которое снимается только в эсхатологической перспективе развития мира и человеческого общества. Все это вело к усилению этической проблематики и сближением этики с онтологией и философией истории.

Таким образом, западная диалектика отличается от русской. В западной философии диалектика – рационалистична, в ней главное – закономерное взаимодействие противоположностей, разрешающееся в их синтезе. В русской философии диалектика – иррационалистична, в ней противоречия воспринимаются как абсолютные, не способные к гармоничному синтезу. Поэтому выявление противоречий не приводит к их сглаживанию, а более остро обозначает трагизм человеческого существования.

Период Киевской Руси (Х1 — Х111вв.).

К числу наиболее значительных произведений иучений периода Киевской Руси относятся «Слово'озаконе иблагодати» митрополита Иллариона (XIв.), которое поднимает вопросы философии истории, и «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху» (XIIв.)-первый трактат на Руси, посвященный проблемам гносеологии.

Петровские преобразования конца XVII—начала ХЧШ в. привели
к тому, что вXVIIIв. произошло значительное сближение русской
культуры сзападноевропейской. Вчастности, это нашло свое выраже-
ние в развитии идей просветителей на русской почве. К числу видней-
ших русских просветителей могут быть отнесены М.В. Ломоносов,
Н.И. Новиков иА.Н. Радищев.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 —1765) -крупнейший
русский ученый-естествоиспытатель 18в. По своим философским воззрениям Ломоносов был деистомньюто-
новскоготипа, азначит, допуская сотворение мира Богом, считал, что
Бог более не вмешивается вдела природы, поэтому Ломоносов был
склонен к материалистическому объяснению природы. Все природные тела состоят из мельчайших частиц, которые он называл не корпуску-
лами, как Ньютон, акак Лейбниц —монадамиили иногда атомами. Но
вотличие от Лейбница эти монады он считал материальными'. Ломо-
носов развил свой вариант учения опервичных и вторичных каче-
ствах', обосновал закон сохранения вещества идвижения.

Татищев, Васиний Никитич (1686-1750)Вся литературная деятельность Татищева, включая и труды по истории и географии, преследовала публицистические задачи: польза общества была его главною целью. Татищев был сознательным утилитаристом. Мировоззрение его изложено в его «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ». Основной идеей этого мировоззрения была модная в то время идея естественного права, естественной морали, естественной религии, заимствованная Татищевым у Пуфендорфа и Вальха. Высшая цель, или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезною» наукою. К последней Татищев относил медицину, экономию, законоучение и философию.

Радищев Александр Ни-
колаевич
(1749 —1802) —видный русский писатель,
философ, политический мыслитель. еревод книги Мабли«Размышления огрече-
ской истории ипричинах благоденствия инещастиягреков» (1773);
ода «Вольность» (начало 1880-х); «Житие Ф.В. Ушакова» (1789);
«Письма к другу, жительствующемувТобольске» (1782); «Путеше-
ствие из Петербурга вМоскву» (1790); «О человеке, его смертности
ибессмертии» (написана в1791 —1797, опубликована в1809); ода
«Осм-надцатое столетие» (написана в1790-е гг.); Философские воззрения. По философским воззрениям Радищева
можно отнести кдеистам. Важнейшее его философское сочинение-
это написанная им вссылке книга «О человеке, его смертности ибес-
смертии». Вдухе рационализма Просвещения он вэтой работе рас-
сматривал различные аргументы впользу смертности (в первой поло-
вине книги) ибессмертия (во второй половине) человеческой души.
Читателю предлагается самому выбрать ту точку зрения, которая ему
представляется более убедительной. Однако овыборе самого Радище-
ва можно вопределенной степени судить по концовке книги спризы-
вом верить вто, что «вечность не есть мечта».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: