Общетеоретические подходы к исследованию общества

 

Множество разнородных подходов, что вы­зывает трудности в их описании и классификации. Трудности в классификации связаны с тем, что они редко ис­пользуются в чистом виде: обычно исследователи прибегают к разно­родным, альтернативным подходам, т.к. общество неоднородно. Поэтому классификация достаточно условна. Исходя из принадлежности двум важнейшим подходам: идиографическому и номотетическому.

Идиографический метод направлен на выявление, описание и интерпретацию индивидуально-неповторимых особенно­стей единичного объекта. Номотетический - опи­сание и объяснение закономерных, всеобщих связей класса объектов. Номотетический связывается с естествознанием, идиографический — с социально-гуманитарными науками. Но такое разделение не всегда плодотворно. Во-первых, познание сопря­жено с выявлением общего, законосообразного, т. е. того, что под­дается объяснению. В социально-гуманитарном познании это общее определяется как типическое. Во-вторых, и при изучении природы исследователь сталкивается со случайными явлениями, которые оцениваются как «помехи» и относит к adhoc, т. е. применительно к данному случаю. В-третьих, социальность исследуется преимущественно номотетическим методом, а человек - идеографическим. Уместен принцип дополнитель­ности, обращение к обеим методологиям.

Номотетические подходы: А) Натуралистический подход - методология и установки классического естествоз­нания. Требование объективности при изучении общества, стрем­ление элиминировать субъективно-личностное, заменив его понятием «масса», «толпа». Ррассмотрение общественных процессов как имеющих собственную логику суще­ствования. Требование математизации обществознания, установка на раскрытие законов общественного развития (смену общественно-экономических формаций Маркс определял как закономерный естественно-исторический процесс). К обществознанию предъявлялись требования и критерии оценки результатов познания, принятые в естественных науках: должны быть объек­тивными, общезначимыми, достоверными, проверяемыми, инвариантны­ми. Номотетические методы имели основания в индустриальных обществах, где формируются монополии распространяющие свое влияние во всем мире. Стандартизация охватывает все сферы жизни (СМИ). Мегаполисы создают условия анонимности, стандарти­зации личности. Создается общество «массового потребления», личность становится «колесиком и винтиком» огромного соци­ального механизма. Выражен у Маркса – формации.

Б) Логико-гносеологический подход - выявление за­кономерностей общественного развития. Остается в сто­роне дискуссия о существовании таких закономерностей. Поиск закономерностей ограничивался сферой географического детерминизма, описания социальных процессов в терминах синергетики, социобиологии, либо технологического (Д. Белл) или экономического (Маркс) детерминизма. Научное объяснение исторического про­цесса в рамках философии, т.е. объ­ективное рассмотрение общества, исходя из реальных фактов, того, что имеет внутреннюю логику бытия. Пример - социальная философия марксиз­ма: общество - сверхсложная саморазвивающаяся система, общая для всех стран, находящихся на одинаковой стадии экономического развития. Все компоненты общества, образующие диалектическое единство, определяются производ­ственными отношениями, совокупность которых составляет базис, т. е. экономическую основу общества. Формируется общество конкретно-исторического типа с присущими обще­ственными отношениями - общественно-экономическая формация. Смена формаций - закономерный, естественно-исторический про­цесс, обусловленный диалектикой производитель­ных сил и производственных отношений. История - процесс порождения коммунизма — общества всеобщего равенства. Все предшествующие формации – предыстория, коммунизм — подлинная история. Формации - результат классовой борьбы и ее высшей формы - соци­альной революции. История всех обществ - история борьбы классов, поэтому в оценке общественных явлений необходим классовый подход.

В) Системный подход призван выявить универсальные признаки обще­ственной организации, важнейшие элементы социальной структуры, ее упорядоченность и закономерные связи и отношения ее элементов. Предполагает выявлять системообра­зующие факторы общественной жизни: производственные отношения, базирующиеся на исторически конкретных формах собственности на средства производства; уровень развития техники и технологии, позволяющие различать архаичные общества, допромышленный, промышленный этапы, индустриальное и постиндустриальное (информационное) общества. Ряд исследователей системообразующими началами называют цивилизацию и культуру. Данная концепция не по­зволяет ограничиваться номотетическим подходом, поскольку культу­ра индивидуальна и неповторима.

Г) Структурно-функциональный подход - определение механизмов производства и воспроизводства общества. У Маркса источник общественного прогресса — диалектика производи­тельных сил и производственных отношений, а реальная движущая сила - классовая борьба, высшая форма которой социальная революция. В XX веке идея М. Вебе­ра о действии равноправных факторов исторического процесса. Ряд современных теорий выдвигают на первый план такие факторы, как техника, промышленность, информацион­ные системы, коммуникация, глобализация и другие.

Идиографические методы: А) Антинатуралистические программы базируют­ся на абсолютизации специфики общества, не редуцируемого к при­родным закономерностям. Ставятся проблемы, общие с но- мотетическими, но решаются по-своему. По характеру источника социальных изменений вы­деляются концепции, абсолютизирующие значение социокультурных факторов (цивилизационный подход), экономических детерминант (формационный подход); научно-технического прогресса (технокра­тические концепции). Понятие общества и его основные особенности в социальной философии рассматриваются с противоположных концептуальных установок: как реальности надличностной, внешней по отношению к личности и определяющей ее жизнедеятельность, либо как продукт человеческой деятельности, формируемый и модифицируемый жизнью людей. Антинатуралистические установки обогатили понятийный и концептуальный аппарат социально-гуманитарного познания. Получили теоретический статус понятия «жизнь» как категория культуры и общества, «хро­нотоп», фиксирующий специфику социального пространства и време­ни и их единство; более глубокое содержание понятий «сущность и существование», «личность», «деятельность и творче­ство», «объективация» и др. Цивилизационный подход.

Б) Исторический метод. История - одна из древнейших дисциплин социального познания. В ней свои методы исследования исторических фактов, их ин­терпретации, способов реконструкции исторических событий и т. д. Исторический подход к социальным явлениям универсальный. Философия истории анализирует проблем исторического познания, имеющие методологическое значение: направленность истори­ческого процесса, существование закономерностей разви­тия общества, соотношение идиографических и номотетических ме­тодов, возможности и ограничения использования герменевтики для истолкования исторических фактов, критерии досто­верности исторических фактов и др. Рассматривает исторические факты как индикаторы, позволяющие судить о состоянии общественного сознания в конкретный период, оценивает их значимость, выявляет связь с другими истори­ческими фактами, реконструируя направленность исторического про­цесса в конкретный период.

В) Антропологический подход концентрируется на человече­ском факторе общественной жизни, т.к. социальная реальность конструируется людьми (Бергер П., Лукман Н. и др.). Философия рассматривает деятельность людей как проявление биологической природы, либо как социальных субъектов, либо как коллективного субъекта. Вебер опирался на идеи Риккерта: взаимос­вязь бытия и сознания строится на основе отношения субъекта к ценности (экономическим, эстетическим, религиозным и моральным). Вебер в труде «Про­тестантская этика и дух капитализма» анализирует влияние ценностей протестантской этики на утверждение промышленного капитализма, который возник благо­даря хозяйствующим субъектам — предприниматели и рабочие. Высшее благо в наживе. Принципы рационализма господствуют во всех явлениях западной культуры: в науке, искусстве. Наи­высшее осуществление ценности рационализма получили в сфере предпринимательства (бухгалтерская отчетность, ценные бумаги и биржи).

Вебер говорил о социальном действии, которое включает два момента: субъективную мотивацию индивида и ориентацию на других. Типы социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффектное и традиционное. Те, кто управляет, ожидают, что их командам будут подчиняться; те, кем управляют, ожидают разумных директив.

Г) Аксиологический подход. Человек - существо аксиологи­ческое: его отношение к природе, обществу, другим людям никогда не бывает аксиологически нейтральным, всегда соизмеряется с по­требностями, мотивами, целями. Социальная философия осуществляет ценностный подход, исходя из определений смысла бытия человека в мире и смысла истории. Одна из основных задач философии истории - поиск смысложизненных ориентиров, опреде­ление приоритетных задач в каждый период существования. В переломные периоды жизни встают вопросы о смыс­ле существования. Ак­сиологический подход широко рас­пространен во многих концепциях. У Платона и Аристотеля оценка государства и его типов. В Средневековье главная сила общественного развития божественное провидение. Аврелий Августин: смысл истории - в движении к вечности, смысл жизни человека - в служении Б-гу, в преодолении греховности. В эпоху Просвещения исторические собы­тия оценивались критерием разумности. Николай Кондорсе: идея проникновения разума во все сферы чело­веческого общества. Идея торжества Разума как смысла истории у Гегелем: история - прогресс абсолют­ного духа, мирового Разума, который реализуется через дух отдельных народов, призванных выполнить особую миссию. Ход истории «разумен», т. е. определяется объективными законо­мерностями, прокладывающими себе дорогу независимо от случай­ностей. Смысл истории - в самопознании абсолютного духа. Марксизм также реа­лизует ценностный подход. Смысл истории - движении к коммунизму, который - решение загадки истории.

Позднейшие поиски смысла истории - вариации тезиса о смысле истории как воплощения некоторого идеала. Со­держание идеала различно: технократические иллюзии, идеал общества массового потребления, информационного общества, общества всеобщего ра­венства и т. д. Бердяев: смысл истории как смысл жизни человека может быть определен лишь тогда, когда история закончится. Но о смысле истории можно го­ворить, опираясь на понятия свободы, творчества. В движении исто­рии пытается найти тенденции, которые сокращают власть объективации над человеком и утверждают торжество его свободы и творчества.

Сегодня вопрос о смысле истории актуален в связи с глобализацией. Актуальны идеи, утверждающие связь времен и народов, взаимопонимание между народами, обеспечивает сохра­нение и приумножение духовного богатства, реализацию свободы и творческого потенциала.

Д) Концецпия культурно-исторических типов. В XIX в. оформилась тео­рия культурно-исторических типов. Понятие культурно-исторических типов было введено в социологию Н. Я. Данилевским, история - взаимоотношения «самобытных цивилизаций». Их развитие определяется такими законами, как языковая общность этнических групп и политическая независимость народов, состав­ляющих цивилизацию; они не передают основы одного типа другим, хотя и испытывают влияние других цивилизаций (предшествующих и современных); этническое разнообразие и общность хода развития всех цивилизаций, которые претерпевают стадии роста, краткого пе­риода цветения, истощающего навсегда их жизненную силу. Идеи Данилевского получили развитие в концепциях Шпенглера и Тойнби, но научное обоснование им дал П. А. Сорокин: общество как интегральное це­лое, создаваемое взаимоотношениями индивидов и социальных групп друг с другом и с обществом, обусловленными их деятельностью, на­правленной на удовлетворение своих потребностей.определял общество с позиций признания многообразия социокуль­турных систем, находящихся в сложном движении по горизонтали, вертикали и в виде колебаний.

Е) Философская герменевтика. Это на­ука об истолковании и понимании текстов. Начало поисков специфи­ки наук о «духе» положил В. Дильтей. Герменевтика расширяет область интерпретации и понимания как выявления смысла не только идей, объективированных в предметах культуры, но и в отношении человека к миру. Человеческое бытие есть бытие понимающего мир субъекта, а задача герменевтики - быть посредником между автором текста и его адресатом. Текст - это реальность, смысл которой несводим к за­мыслу автора или его экспликации субъектом восприятия. Поиск той меры, которая разделяет субъективизм и объективизм, составляет одну их важнейших проблем философской герменевтики.

Итог многообразию подходов - две полярные методологии: общество трак­туется либо как некая надличностная система, либо как совокупность взаимоотношений людей. В соответствии с первой установкой обще­ство определяется как система экономических, социальных, политических и духовных подсистем. В соответствии со второй установкой общество - продукт совместной деятельности людей, направленной на производство и воспроизводство их жизни и определяющей содер­жание и характер их взаимоотношений.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: