Теория научных революций (Т. Кун)

Развитие науки протекает в 2 этапа: эволюционный и революционный.

Наука прставляет собой не систему знаний а деятельность научных сообществ.

Наука первого этапа – нормальная наука, ее характеризует безраздельное господство определений. парадигмы – модели, принятые проф. сообществом ученых и до иизвестн.момента не подвергаемая сомнению:

- система ценностей

- система языковых средств

- система идей и принципов

- образы научного изъяснения и выполнения исследования

Научное сообщество состоит из людей, которые принимают определенную парадигму и занимаются норм. наукой. Развитие норм. науки носит исключительный характер >> в рамках 1 парадигмы происходит приращение знаний, критерий научного прогресса – количество решенных проблем, или теоретич. головоломок. Для господств. парадигмы характерны: невосприимчивость к опровергающим фактам + постепенное накопление массы таких фактов, те фактов не поддающихся объясениям.

Если у учения возникает масса аномалий – то ученые теряют доверие к старой парадигме и пытаются найти новую. В период кризиса науки открывается второй этап развития – НР. Характеризуется распадом старой парадигмы, конкурирующей м\ду альтернативными теориями. Победа новой П. означает утверждение новой картины мира >> это новый этап норм. науки. Кун рассматривает это как переход к новой вере.

 

Соотношения знания и веры как философская проблема.

Обычно под верой понимается своеобр. дух. сост-е, в кот. чел. согласен признавать и утверждать как истину нечто само по себе очевидное, в истинности чего возм-но сомнение и даже отрицание. Исходя из эт. определ-я веры сне ясно для чего она нужна.

Вера – это возм-ть сверхчув-го опыта, гов-щего об об-ной реал-ти добра, красоты, справедливости, своб-ы, т.е. о возм-ти невозм-ного с т.з. природы и здрав. смысла.

В основе любого знания лежит нечто более прочное, чем само знание, след-но любое знание покоится на вере. Сущ-ние внеш. мира утверждается т. на вере.

Противоречивость веры закл. в том, что она: 1) Явл-ся первоосновой всяк. знания;

2) Не знает и не требует никаких гарантий. В ср.век. фил-ии по вопросу о оотн-и веры и знания сложилось 4 т.з.: 1) Раннее хр-во (2\2 2 в. н.э.). Тертулиан: «Верую, потому что абсурдно» - тому, кто верит не н\о никакое умозрение или рассуждение, т.к. он уже владеет истиной. Христ. вера делает не нужной любую фил. доктрину: разум и вера взаимоискл. др. др. 2) Августин Аврелий Блаженный (5в. н.э.) – «Верую, чтобы понимать» -понимание – это мышл-е с одобрением, согласием воли и разума (чел. согласен т. с тем рез-том, кот. хочет получить). Разум достигает понимания т. на основе веры.

3) Фома Аквинский (13в) – идея гармонии веры и разума. Все истины он поделил на:

-истины-откровения (догмат о триединстве Бога) – эти истины сугубо предмет веры;

-иные истины (бессмертие души инд-да) – доказуемы с помощью разума. Не д. противоречить вере. 4) Период поздней схоластики. Уильям Окком: теория 2-х истин:

-разум и вера не зависят др. от др. и след-но сущ-ет истина богословская и истина философская. -истинное в науке м.б. ложным в теологии и наоборот.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: