На базе ведийской мифологии в середине первого тысячелетия до нашей эры в Индии получила зарождение древнеиндийская философия. Это произошло в тот момент, когда человеком были предприняты первые попытки по осмыслению окружающего мира – космического пространства, живой и неживой природы, а также себя самого. Такой прогресс стал возможен в результате, прежде всего, умственной эволюции, когда человеком разумным была осуществлена дифференциация природы, как средства своего обитания и постепенное выделение из нее себя. На основе этих умозаключений появилась способность воспринимать окружающий мир, космическое пространство, как нечто коренным образом отличающееся от него. Человек стал делать соответствующие выводы, а затем и размышлять. Основными постулатами древнеиндийской философии являются убеждения в том, что жизненный цикл не ограничивается одним-единственным рождением с последующей смертью. Учение имеет три основных периода:
ведический; классический; индуистский. Становление учения «Древнеиндийская философия» основывается на Ведах («знание» – в переводе с санскрита) – религиозно-философских трактатах. Закон Риты – опора онтологии индийской философии, представляет собой порядок и взаимосвязь, цикличность и космическую эволюцию. Вдох и выдох Брахмы ассоциируется с бытием и небытием и продолжает свое существование в течение ста космических лет. Небытие после смерти длится на протяжении сотни космических лет, по истечении которых он вновь возрождается. Особенности древнеиндийской философии заключаются в проявлении повышенного внимания к размышлениям над познанием трансцендентного, в отличие от западного учения. Ввиду того, что вера заключается в вечно и циклически обновляющемся мировом процессе и не была создана история философии. Именно поэтому учение об обществе и эстетика – две отдельные науки. Главная отличительная черта учения «Древнеиндийская философия» заключается в непосредственном изучении процессов, которые происходят в сознании при соприкосновении с миром явлений и предметов.
Учения и его основатели: Чарвака(Брихаспати) -Все состоит из четырех элементов(земля, вода, воздух, огонь). Потусторонний мир не существует. Джайнизм(махавира)- Живые субстанции от мельчайших организмов до человека идентичны душам. Освобождение души достигается правильным поведением: не вредить живому, не лгать, не воровать. Буддизм(гаутама)- 1.Причина страданий- жажда существования и наслождения.2. к уничтожению страданий ведет восьмеричный путь: правильные видение, мысль, речь, действие, внимание и сосредоточие. Вайшешика(канада)- мир состоит из девяти субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Ньяя(готама)- Основным средством освобождения человека от землных страданий считается теория познания и логика, в том числе теория силлогизма. Санкхья(капила)- мир состоит из первоматерии и духа,а всего в нем насчитывается 25 начал Йога(патанджали) - к избавлению от страданий ведет медитация Миманса(Джаймини)- Освобождения достигает тот кто соблюдает ритуалы,предписания Вед. Веданта(бадараяна) – Атман есть брахман. Атман это всепроникающее духовное начало, я душа. Брахман- безличный духовный абсолют,из которого присходит все остальное