Основной вопрос философии

«ОВФ» - вопрос о соотношении или первичности бытия или сознания. Формулировка принадлежит Ф.Энгельсу, 2 половина 19 века, причина желание классифицировать философские учения.

Бытие – философская категория, которая охватывает все существующее объективно (независимо от человека) в прошлом, настоящем и будущем.

Сознание – мышление, субъективное пространство мысли.

Он считал, что история философии свидетельствует о том, что существенным стержнем всех философских систем был и является вопрос о соотношении бытия и мышления, духовного и материального. По этому основанию происходит самое фундаментальное разделение философии на материализм и идеализм. Если философское учение признает первичным бытие, то оно относится к материализму. Материализм – общее название философских учении, признающих первичность материального начала и зависимость о него начала идеального (духовного). Материя – философская категория, обозначающая любое вещество или субстанцию из которой состоит бытие. Качество: быть воспринимаемой чувствами или фиксируемая приборами.

Если философское учение признает первичным сознание, то оно относится к идеализму. Идеализм – общее название философских учений признающих первичность идеального духа.

Идеализм может быть объективным и субъективным, в зависимости от того, как понимается духовное начало мира.

Объективный идеализм утверждает приоритет надындивидуального духового начала: абсолют, Бог и источником мира считает нематериальные начала вне человека.

Субъективный идеализм – индивидуально-личностное: душа, сознание, ощущение и весь мир это создание человеческого сознания.

Иной вариант основного вопроса философии строился как раз наоборот, от человека. И. Кант полагал, что существуют три основных философских вопроса: «Что я могу знать?» «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?».

 

 

6.Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности

Философское учение, согласно которому всякое событие в мире имеет свою причину и совершается согласно вечным законам природы, называется детерминизмом. Применительно к истории человечества детерминизм означает, что все исторические события подчиняются скрытым от человеческого сознания причинам и законам, что существует объективная, независимая от воли людей логика истории. Партию детерминистов в разное время возглавляли Демокрит, Спиноза, Гегель.Классическое обоснование принципа индетерминизма дал шотландский философ-скептик Дэвид Юм. Он доказывал, что вера в причинную взаимосвязь вещей проистекает из привычки человеческой души увязывать события, регулярно следующие одно за другим во времени и смежные в пространстве, в единый ассоциативный ряд. Иными словами, индетерминизм отвергает какую-либо связь между явлениями во времени. В дальнейшем наиболее влиятельной школой, отвергавшей понятие причинности как «метафизическое», стал позитивизм (Конт, Рассел и др.).Динамические и статистические закономерности Имея дело с сущностями вещей, разум получает знание, выражаемое строгими и всеобщими законами, которые иногда называют «динамическими». Относительно же существования предметов чувственного опыта знание такого рода невозможно, поэтому разум может приобрести здесь, в лучшем случае, вероятностные, или «статистические», закономерности.Динамические закономерности сопряжены с абстрагированием от множества второстепенных и случайных факторов, научные предсказания здесь имеют достоверный характер. Однако в большинстве физических, биологических и социальных процессов обнаруживаются множество случайных факторов, совокупный результат которых вскрывает определенную тенденцию, выражаемую статистическими закономерностями. Предсказания таких закономерностей имеют лишь вероятностный характер, обусловленный действием случайностей

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: