Тема 5. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
.Черты философии Древнего Катая, Древнекитайская философия: также характеризуется: авто хтёниостью (возникновением на собственной куйвтурно-исторической почве); самобытностью (от-суктвием иноземного влияния); традиционностью (й&утствием существенных изменений в сложивших-с$философских учениях); высоким статусом философии в обществе; большой значимостью, придаваемой истории и книжной учености; вниманием к госу-дарЬтвенной1и социально-политической жизни; большой ролью государственных и семейно-родовых ценностей (божественный характер, происхождения власти императора); оперированием понятиями тян (небо), ци (первоматерия, пневма), инь и янь (мутное-и чистое, тень и свет, женское и мужское и т. д.).
Периоды развития древнекитайской философии: 1) начальный период (У1-1Н вв. до н. э.); 2) фи-лйсофия эпохи Хань (II в, до н. э. - И в. н. э.), когда ведущую роль играло получившее официальную поддержку конфуцианство; 3) в послеханьской средневековой философии (111-Х вв.) наибольшее распространение получил буддизм., Основные школы. В древнекитайской философии выделяются шесть основных школ: натурфилософы, конфуцианцы, моисты, номиналисты, леей-сты, даосы. Позже появились буддийские школы. Наибольшее распространение получила философия конфуцианства, основоположником кцторой был Кун Фу-цзы - по-лат. Конфуций (551-479 до н. э.). Основными принципами этого этихо-лолити-ческого учения была: взаимность (не делай дШ>му того, чего не желаешь себе); чёлоееколюбие'рючи-тание родителей и предков); сдержанность и Осторожность в поступках (осуждение бездеяТельнобти, соглашательства). На основе этих принципе! Хон-фуций разработал правила управления государством: император правит, чиновники - вожжи, закон и мораль - узда, уголовное наказание - бич,»Й$од -лошади. Однако он был против тирании: «Есгйгумес ло держать вожжи, лошади побегут сами». Ггй'вная сила воздействия правителя - нравственна^ ^бл*-гой пример).В этот же период получило распространение учение Лао-цзы о священном дао - даоаш. Все-^ещй, согласно этому учению, рождаются и умирают1 б?аго-даря собственному пути (дао). Человек должетГ4ле> довать естественным законам и отказаться от%др-ствования. Лао-цзы отверг этические принциг конфуция, призывая к смирению, состраданию ит&зна-нию. Высшая добродетель, по его мнению, - молчание и неделание.
Космоцентризм раннегреческой философии. Первые философы