Украинское законодательство о выполнении работ в строительстве, в частности, о капитальном строительстве (далее – строительное законодательство) на современном этапе переживает период своего активного развития. Это связано с тем, что в Украине наблюдается экономическое явление, которое принято именовать «строительный бум» - в крупных городах осуществляется массовое строительство жилья, промышленных и торговых зданий, сооружений, хозяйственной инфраструктуры. Естественно, что эти процессы связаны с привлечением значительных инвестиций в виде денежных средств и иных ресурсов (материальных, природных, трудовых). Бурное развитие строительной индустрии повлекло за собой активизацию производства строительных материалов, сырья, оборудования, строительной техники. Неразрывно с этими процессами связано развитие законодательства об инвестициях.
Сам термин «строительное законодательство» многогранен и включает целый комплекс подразделов. В частности, при классификации законодательных блоков в различных информационно-поисковых системах выделяются нормативные массивы о:
|
|
- промышленном строительстве;
- социально-культурном строительстве;
- жилищном строительстве;
- сельском строительстве;
- законодательство о принятии в эксплуатацию завершенных объектов и о регистрации сооружений;
- законодательство о строительстве промышленных и других объектов на территории курортов государственного и местного значения;
- законодательство о строительстве зданий и сооружений за границей, о строительстве субъектами-нерезидентами в Украине;
- законодательство о капитальном ремонте и реконструкции зданий;
- законодательство о незавершенном строительстве и консервации объектов.
Обобщая весь нормативно-правовой массив, охватывающий вышеуказанные блоки можно сформулировать следующее определение строительного законодательства:
строительное законодательство – это совокупность нормативных актов, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления строительных и связанных с ними иных работ, капитального строительства. Оно устанавливает понятие договора строительного подряда, порядок заключения и выполнения договоров подряда на проведение работ по новому строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту зданий, сооружений, техническому переоснащению предприятий (далее – строительство объектов), а также отдельных комплексов или видов работ, связанных со строительством объектов.
Строительное законодательство устанавливает порядок финансирования капитального строительства, проектирования и выполнения строительно-монтажных работ, регулирует отношения между всеми участниками капитального строительства. Это законодательство включает в себя нормы различных отраслей права – гражданского, хозяйственного, финансового. Договоры подряда в капитальном строительстве при участии иностранных субъектов хозяйствования заключаются и выполняются в порядке, предусмотренном ГК и ХК Украины, Общими условиями заключения и исполнения договоров подряда в капитальном строительстве, другими актами законодательства. Если в международном договоре Украины, заключенном в установленном законом порядке, содержатся другие правила, чем установленные внутренним строительным законодательством, применяются правила соответствующего международного договора.
|
|
Строительное законодательство обладает рядом особенностей. Особенностью строительного законодательства является наличие в нем целой совокупности нормативно-технических документов, регламентирующих технические процессы проектирования объектов строительства и осуществления строительно-монтажных работ, содержащих технические требования к применяемым в строительстве материалам, конструкциям, изделиям. Это – строительные нормы и правила (СНиП), стандарты (ГОСТы, ОСТы), технические условия, нормы и нормативы, инструкции и другие «акты технического нормирования, принимаемые в порядке, устанавливаемом законодательством»[16].
Строительное законодательство является обязательным для применения во время заключения и выполнения договоров строительного подряда (далее – договор подряда) независимо от источников финансирования работ, а также формы собственности заказчика и подрядчика (субподрядчиков).
Еще одной особенностью строительного законодательства является активное использование развитого понятийного аппарата – специальной терминологии. Основными дефинициями в сфере строительного подряда являются:
генеральный подрядчик - подрядчик, который привлекает к выполнению работ третьих лиц (субподрядчиков), оставаясь ответственным перед заказчиком за результаты их работы;
договорная документация – договор подряда и другие документы (проектная, сметная, тендерная документация, тендерные предложения, акцепт тендерного предложения, сообщение, запросы, претензии и т.п.), которые устанавливают, конкретизируют, уточняют или изменяют условия договора подряда;
договорная цена – определенная на основе сметы, согласованная сторонами и обусловленная в договоре подряда цена (стоимость) работ;
разрешительная документация – разрешение на строительство, разрешение на выполнение строительных работ, другие разрешения, предусмотренные законом;
документы о выполнении договора подряда – документы о ходе выполнения договора подряда, соответствии работ и материальных ресурсов нормативным требованиям и осуществление контроля за выполнением договорных обязательств (журналы выполнения работ, акты и справки о выполненных работах, акты на скрытые работы и конструкции, паспорта, сертификаты, акты испытания оборудования, журналы авторского надзора, материалы проверок и т.п.);
законченные работы - работы, выполненные подрядчиком согласно договора подряда, проектной и сметной документации;
заказчик – сторона договора подряда, которая по собственному решению или поручению инвестора размещает заказ на выполнение работ (строительство объекта), принимает законченные работы (объект строительства) и оплачивает их;
существенные условия – условия договора, признанные существенными по закону и необходимые для договоров подряда в капитальном строительстве, а также условия, относительно которых по требованию одной из сторон достигнуто соглашение;
|
|
смета – сведенные затраты, сведенные сметные расчеты, объектные и локальные сметные расчеты, объектная и локальная сметы, сметы на отдельные виды работ, сметы на проектные и поисковые работы, другие расчеты затрат на строительство, составленные по установленной форме, на основе которых определяется сметная стоимость строительства и договорная цена. Сметная стоимость строительства может определяться в приблизительной или твердой смете. Смета считается твердой, если договором подряда не предусмотрено иное. Изменения в твердую смету могут быть внесены лишь по согласию сторон;
сметная документация – сметы и другие документы, связанные с составлением (расчеты, обоснования, пояснения, сведения о ресурсах и т.п.), и необходимые для определения сметной стоимости строительства и договорной цены;
материальные ресурсы – сырье, строительные и горюче-смазочные материалы, энергия всех видов, конструкции, изделия, оборудование;
подрядчик – сторона договора подряда, которая выполняет и передает заказчику законченные работы (объект строительства), предусмотренные договором подряда;
приблизительная (динамическая) договорная цена – договорная цена, определенная на основе сметы, которая подлежит корректированию с учетом уточнения объемов работ, цен на ресурсы и других оснований, определенных условиями договора подряда;
проектная документация – текстовые и графические материалы, утвержденные в установленном порядке, которыми определяются градостроительные, объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные,
технические и технологические решения, а также сметы объекта строительства;
работы – строительные, монтажные, проектные, пусконаладочные и другие работы, связанные со строительством объекта;
ресурсы - материальные ресурсы, транспортные средства, строительные машины и рабочая сила, которые используются для выполнения работ;
субподрядчик - подрядчик, который в порядке, определенном договором подряда, и на основании договора субподряда, заключенном с генеральным подрядчиком, привлекается к выполнению работ;
|
|
твердая договорная цена – договорная цена, определенная на основе твердой сметы, которая может корректироваться лишь в отдельных случаях по согласию сторон в порядке, определенном договором подряда и др.
До появления национального законодательства о строительстве в Украине применялись соответствующие нормативно-правовые акты СССР – Правила о договорах подряда на капитальное строительство (утв. Постановлением СМ СССР от 26.12.1986 г. и др). В настоящее время строительное законодательство Украины состоит из общих (ГК и ХК Украины) и ряда базовых специальных законов (например, Закон Украины Об инвестиционной деятельности, Закон Украины Об основах градостроительства и др.), нормативных актов КМУ (постановление КМУ № 1764 от 27.12.2001 г. Об утверждении Порядка государственного финансирования капитального строительства, постановление КМУ № 668 от 01.08.2005 г. Об утверждении Общих условий заключения и исполнения договоров подряда в капитальном строительстве, постановление КМУ № 1243 от 22.09.2004 г. О порядке принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов и др.) и множества ведомственных нормативно-правовых актов (приказ Госкомитета Украины по строительству и архитектуре № 3 от 27.10.2005 г. Об утверждении Примерного договора подряда в капитальном строительстве, положение о взаимоотношении организаций – генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утв. Научно-техническим советом Госкомитета Украины по делам градостроительства и архитектуры – протокол № 4 от 14.12.1994 г., положение о подрядных контрактах в строительстве Украины, утв. Научно-техническим советом Госкомитета Украины по делам градостроительства и архитектуры – протокол № 9 от 15.12.1993 г. и др.), часть из которых носит рекомендательный характер. Отдельные законы в сфере строительного подряда вступят в силу через несколько лет (например, с 01.01.2008 г. – Закон Украины Об имущественной ответственности за нарушение условий договора подряда (контракта) о выполнении работ на строительство объектов от 6 апреля 2000 г.).