Функциональная асимметрия полушарий у человека

Учение о межполушарной асимметрии берет начало с 1861 г., когда П. Брока установил наличие в левом полушарии мозга моторного центра речи. Исследования последующих лет позволили создать представление о различии участия левого и правого полушарий в психич.д-ти. Полушарие, от к-го прежде всего зависит ф-ция речи, стало именоваться доминантным. Пониманию функциональных различий роли правого и левого полушарий мозга в форм-ии психики ч-ка способствовало обследование больных, подвергшихся операциям: 1) префронтальной лейкотомии - перерезке путей, связывающих лобные отделы полушарий с подкорковыми образованиями, разработанной Е.Моницом для лечения больных с аффективными психозами и шизофренией; 2) рассечению мозолистого тела - расщеплению мозга с целью лечения эпилепсии. За разработку этих операций Е. Моницу была присуждена Нобелевская премия. В XX в. исследования мозга проводил Р. Сперри. Он установил, что после рассечения мозолистого тела процессы в каждом полушарии протекают независимо, словно действуют 2 ч-ка - каждый со своим жизнен. опытом. В каждом полушарии представлены свои ф-ции: в левом - речь, письмо, счет, в правом - восприятие пространственных отношений и не дифференцируемое словами опознание. За эти исследования Р. Сперри получил Нобелевскую премию. Функциональную асимметрию левого и правого полушарий можно рассматривать как эволюционное приобретение, отражающее достигнутый ч-ком исключительно высокий уровень функциональной дифференциации его мозга. По одной из гипотез с появлением зачатков абстрактного мышления и речи у далеких предков современного ч-ка эти ф-ции взяло на себя левое полушарие. В связи с этим связанная с левым полушарием правая рука постепенно становилась более активной и вместе с тем более сильной и ловкой. Абстрактное мышление и речь, находясь во взаимозависимости, постепенно совершенствовались и приобретали для ч-ка все большую значимость. В правом полушарии получили дальнейшее развитие ф-ции конкретного мышления, восприятия и дифференциации неречевых звуков, музыки. Есть мнение, что правое полушарие имеет преимущества в обеспечении самосознания, в осущ-ии ориентировки во внеш. пространстве, в узнавании людей по инд. особенностям лица, голосу, в конструировании предметных действий. В форм-ии функциональной асимметрии корковых полей бол.мозга в процессе онтогенеза и последующего развития ребенка важное значение имеет наследственность. Н.Н. Брагина и Т.А.Доброхотова предложили классификацию функциональных асимметрий. Неодинаковость двигат. активности правой и левой половин тела в ней рассматривается как моторная асимметрия. Неравнозначность восприятия объектов, расположенных справа и слева от сагиттальной плоскости тела, обозначается как сенсорная асимметрия. Наконец, специализация правого и левого полушарий мозга в осуществлении различных форм психич. д-ти признается асимметрией психич. функций. В процессе развития психич. ф-ций одно из полушарий, называемое доминантным (обычно левое), специализируется на обеспечении абстрактного мышления и речи – ф-ций, свойственных только ч-ку. Левое полушарие оказалось ведущим в форм-ии наиболее сложных абстрактных психич. процессов. Развитие правого полушария создает возм-ти совершенствовать конкретное мышление, улавливать и оценивать особ-ти интонаций речи, воспринимать и дифференцировать нереч. звуки, в частности звуки музыки. Правое полушарие обеспеч. общее, зрит. и пространственное восприятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: