Файл — блок информации на внешнем запоминающем устройстве компьютера, имеющий определённое логическое представление (начиная от простой последовательности битов или байтов и заканчивая объектом сложной СУБД), соответствующие ему операции чтения-записи (см. ниже) и, как правило, фиксированное имя (символьное или числовое), позволяющее получить доступ к этому файлу и отличить его от других файлов (см. ниже).
Работа с файлами реализуется средствами операционных систем. Многие операционные системы приравнивают к файлам и обрабатывают сходным образом и другие ресурсы:
· области данных (необязательно на диске);
· устройства — как физические, например, порты или принтеры, так и виртуальные (генератор случайных чисел);
· потоки данных (именованный канал);
· сетевые ресурсы, сокеты;
· объекты операционной системы
Тип файла, также его называют формат файла — это информация о файле для компьютера. Благодаря этой информации, компьютер приблизительно знает, что находится внутри файла и «понимает», в какой программе его открыть.Чтобы компьютер понимал, к какому типу относится тот или иной файл и в какой программе его открыть, после имени указано расширение.
Иерархическая модель данных — представление базы данных в виде древовидной (иерархической) структуры, состоящей из объектов (данных) различных уровней.
Между объектами существуют связи, каждый объект может включать в себя несколько объектов более низкого уровня. Такие объекты находятся в отношении предка (объект более близкий к корню) к потомку (объект более низкого уровня), при этом возможна ситуация, когда объект-предок не имеет потомков или имеет их несколько, тогда как у объекта-потомка обязательно только один предок. Объекты, имеющие общего предка, называются близнецами.
Первые системы управления базами данных использовали иерархическую модель данных. Например, если иерархическая база данных содержала информацию о покупателях и их заказах, то будет существовать объект «покупатель» (родитель) и объект «заказ» (дочерний). Объект «покупатель» будет иметь указатели от каждого заказчика к физическому расположению заказов покупателя в объект «заказ».
В этой модели запрос, направленный вниз по иерархии, прост (например: какие заказы принадлежат этому покупателю); однако запрос, направленный вверх по иерархии, более сложен (например, какой покупатель поместил этот заказ). Также, трудно представить не-иерархические данные при использовании этой модели.
Иерархической базой данных является файловая система, состоящая из корневого каталога, в котором имеется иерархия подкаталогов и файлов.
15. Основные технологические принципы работы в графической операционной системе. Основные технологические принципы построения Windows
Принцип Plug and Play (включи и работай), благодаря которому не требуется специальная настройка имеющегося оборудования компьютера. В общем случае, достаточно вставить устройство в гнездо компьютера и далее ОС сама найдет и установит соответствующий драйвер.
Принцип Point and Click (указать и щелкнуть) используется для выбора пункта меню, команды, выделения объектов и пр. Выполняется он так: указатель мыши перемещается на элемент и нажимается левая кнопка мыши.
Принцип Drag and Drop (переместить и оставить) используется для копирования или перемещения объектов. Его выполнение: выделить объект, нажать левую кнопку мыши, не отпуская ее, перетащить объект на новое место, отпустить кнопку. Технология «Drag and Drop» ускоряет ввод определенной информации в ПК. Данная технология используется, например, для копирования и удаления файлов.
Принцип WYSIWYG (What You See Is What You Get – что видите, то получите). Принцип используется в приложениях, написанных для системы. Он означает, что страница документа выглядит так, как она будет напечатана на бумаге.
Технология OLE (Object Linking and Embedding – связывание и встраивание объектов). Позволяет встраивать и редактировать совместно документы разных типов. Ее смысл состоит в том, что выделенные объекты, созданные в различных приложениях (блоки текста, таблицы, графические иллюстрации, звуковые и видеоклипы и другие) можно копировать и перемещать между приложениями.
Объектно-ориентированная технология. Объектно-ориентированная технология определяет новое понимание процесса вычисления и то, как можно структурировать информацию внутри компьютера. В своей статье один из разработчиков этого направления Алан Кей так определил фундаментальные характеристики объектно-ориентированной технологии, на которых базируется весь программный комплекс операционной системы Windows:
· все, с чем мы имеем дело в компьютерном мире, является объектами;
· вычисление в компьютере осуществляется путем обмена данными между объектами;
· каждый объект имеет независимую память, которая состоит из других объектов;
· каждый объект является представителем класса, который выражает свойства принадлежащих ему объектов;
· в классе задается поведение объекта, поэтому все объекты, принадлежащие к данному классу, могут выполнять одинаковые действия;
· все классы образуют иерархическую (древовидную) структуру, отражающую иерархию наследования.
При работе с объектами пользователь получает возможность делать с ними то, что ему необходимо для более удобного обращения с компьютером (например, копировать объект, удалить его, создать новый и т.д.).
Оконная технология. Суть “оконной технологии” заключается в том, что для каждой программы на экране отводится прямоугольный сектор – окно, причем все операции с данной программой пользователь выполняет именно в нем. Окно (по-английски Window) - объект, ради которого вся система и была задумана. За более чем 30 лет работы с персональным компьютером люди так и не придумали ничего более удобного для работы, чем несколько одновременно открытых окон, между которыми можно перебрасывать информацию и другие объекты.