Метод многофакторного экономико-математического моделирования. Сущность этого метода состоит в том, что прогнозируемый показатель определяется на основе конкретных математических моделей, отражающих функциональную взаимосвязь его количественного значения от системы определенных факторов, также выраженных количественно. В инвестиционном менеджменте широко используются разнообразные модели устойчивого роста предприятия, определяющие объемы его внешнего финансирования в зависимости от темпа роста реализации продукции (или в обратной постановке) и другие.
Построение прогнозной многофакторной экономико-математической регрессионной модели обычно включает несколько этапов.
1. Постановка задачи, определение необходимого и достаточного прогнозного горизонта и базового периода.
2. Анализ основных факторов формирования исследуемого объекта, сбор необходимой статистической информации (экономических показателей), прямо или косвенно характеризующей эти факторы.
|
|
Отбор наиболее важных показателей с целью последующего их использования в качестве аргументов при построении многофакторной модели рынка. Анализ отобранных показателей с целью выявления эффекта временных лагов (временного запаздывания) их динамики по отношению к результативному (моделируемому) показателю.
3. Построение многофакторной экономико-математической модели рынка с использованием процедуры многошагового регрессионного анализа и оценка влияния каждого из показателей-аргументов, вошедших в модель.
4. Проверка прогностических свойств модели с помощью процедуры расчета «RETRO-прогноза» и разработка прогноза мирового рынка на заданную перспективу.
Многообразие факторов, формирующих тенденции развития мирового рынка, их сложное, неоднозначное взаимодействие друг с другом и влияние на прогнозируемый (моделируемый) показатель, а также широкое разнообразие описывающих их статистических показателей, которое приходится исследовать для отбора наиболее важных и представительных, осложняют проблему. Решение этой задачи предполагается в два этапа:
►на первом — на основании традиционного логического и экономического анализа;
►на втором — методами количественного анализа, т.е. путем изучения корреляционных связей, а также в процессе пошаговой регрессионной процедуры.
В модель следует включать по возможности ограниченное число показателей-аргументов (как показывает опыт, порядка 5-8, реже — больше), что позволит сделать ее удобной для практического осмысления и прогнозирования. В то же время на начальных этапах построения модели приходится иметь дело с несколькими десятками и даже сотнями экономических показателей, характеризующих состояние рынка. В конечном итоге разумно придерживаться следующего общего правила: суммарное влияние показателей-аргументов, не включенных в модель (т.е. средняя ошибка аппроксимации модели), в силу того, что они отражают несущественные стороны функционирования объекта, должно быть меньше, чем влияние любого отдельно взятого показателя-аргумента, включенного в эту прогнозную модель.
|
|
Методология построения многофакторных экономико-математических моделей мировых товарных рынков (особенно применительно к задачам конъюнктурным и в меньшей степени — среднесрочного характера) делает необходимым использование так называемого эффекта временного запаздывания или временного лага.
Расчетно-аналитический метод. Его сущность состоит в прямом расчете количественных значений прогнозируемых показателей на основе использования соответствующих норм и нормативов. В инвестиционном менеджменте этот метод используется при прогнозировании суммы амортизационного потока (на основе использования разных методов амортизации), а соответственно и чистого денежного потока (при ранее спрогнозированной сумме чистой инвестиционной прибыли предприятия).
Сущность расчетно-аиалитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя.
Данный метод планирования используется при отсутствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей.
В основе этого метода лежит применение экспертной оценки. Расчетно-аналитический метод широко применяется в следующих случаях:
· при планировании суммы прибыли и доходов;
при определении величины отчислений от прибыли в фонд накопления, потребления, резервный и т.п. Необходимо учитывать, что:
· эти методы являются ценными инструментами в руках тех управляющих, которые знают, как ими пользоваться;
· плановым работникам нет необходимости детально разбираться в них, но они должны понимать, как эти методы могут использоваться и при каких условиях от них будет польза;
· каждый метод имеет свои слабые и сильные стороны. Поэтому эффективность плановых решений во многом зависит от их комплексного применения, в котором решающая роль принадлежит традиционным методам.