Покажите прогрессивные изменения в образовании и науке в послевоенные годы

В послевоенные годы материальная база культуры была очень слабой, а сама культурная жизнь по-прежнему находилась под идеологическим прессом, в основе которого лежала догма о связи культуры с политикой, как гарантии непобедимости социализма. В 50-е годы была значительно расширена сфера исследований в общественных науках. Начали издаваться собрания сочинений Ш.Уалиханова, Ы.Алтынсарина. В КазГУ был открыт факультет философии. В 1958 году был создан Институт философии и нрава АН КазССР, в 1961 году - Институт языкознания, литературы и искусства. Главной причиной нарастающего кризиса общественных наук во второй половине 50-х годов было господство коммунистической идеологии. Особенно в сложных условиях оказались общественные науки. Политические преследования известных деятелей культуры сильно тормозили развитие литературы и искусства, но не смогли полностью остановить его. Национальное искусство было на подъёме.

В 1947 году Мухтар Ауэзов закончил две книги «Абай». В 1955 году вышло в свет продолжение этого фундаментального произведения - эпопея «Путь Абая». В 50-х годах достижением национальной прозы стал роман Г.Мусрепова «Пробуждённый край». Известный писатель Сабит Муканов в романе «Сырдарья» описал жизнь, труд и мечты своих современников.Внимание литературной общественности в Дни казахской советской литературы в Москве в 1949 году привлекли повести «Шыганак» и «Миллионер» писателя Габидена Мустафина. Книга очерков Ивана Шухова «Целинники» стала известна широкой читательской аудитории. Знаменательным событием в мире культуры республики в 1946 году стала постановка оперы «Биржан-Сара». В 1946 году была создана Академия наук КазССР. В послевоенные годы при участии ученых Казахстана были разведаны многие месторождения полезных ископаемых. Открытие и освоение новых месторождений цветных металлов в свою очередь стимулировало дальнейшее развитие естественных наук. Например, за 1946-1949 годы научно-исследовательскими учреждениями АН Казахской ССР было передано для внедрения в производство свыше 900 предложений и исследований. Для более эффективной отдачи научных изысканий стали практиковаться выездные сессии АН Казахской ССР. Прикладные рекомендации казахстанских ученых ускорили изучение и быстрое использование производительных сил регионов.В конце 1960-х годов Казахстан стал крупным научным центром страны. В 1985 году в республике работало свыше 40 тысяч научных работников. Среди них было 864 доктора наук, 650 академиков, член-корреспондентов Академии наук, профессоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: