Достояния и негативные явления в развития образования, науки и культуры в 1950-1980-я гг

За годы Второй мировой войны была уничтожено почти вся материально-техническая база заведений науки и культуры, не пришли с войны многие образованные и профессионально подготовленные люди. В таких условиях сразу после освобождения начинается культурное воссоздание БССР.Первые послевоенные года отметились новой волной широкомасштабных репрессий в Беларуси в сердцевине творческой интеллигенции. На 25 лет лагерей была осуждено Лариса Гениюш. Опять арестованы писатели А. Александрович, Б. Микулич, А. Пальчэўскі, С. Граховский, С. Шушкевич, А. Бубен и др.К 1950 г. удалось восстановить довоенную сеть общеобразовательных школ, шло увеличение количества средних школ. К середине 1950-х гг. был завершен переход к всеобщему семилетнему обучению. В конце 1950 г. в республике действовало 77 ученых заведений. Усиливались русификаторские тенденции в политике центральных органов власти, этому способствовала деятельность на Беларуси присланных изМосквы партийных и советских работников, в особенности после дискуссии поязыковедению в 1950 г.Развитие белоруской литературы шло в очень сложных условиях.Диктат коммунистической партии, перевес стиля “социалистического100реализма” привел к тому, что многие литературные произведения определялисьбесконфликтностью и идеализацией советского строя (романы А. Стаховича,М. Последовича и др.). Главная тема белорусской литературы – эта война(И. Мележ, М. Лыньков, И. Шамякин и інш). Этому же были посвящены ипервые послевоенные пьесы К. Крапивы, А. Мавзона, А. Кучера. Театральное искусство также ощущало на себе притеснение партийногоруководства. Когда в сезоне 1944–1945 гг. в БССР работало 12 театров, то в1950 г. их осталось только 8. В то же время на сцене сияли таланты актеров Б. Платонова, Г. Глебова, Л. Ржецкой, Л.Александровской.Одной из главных тем искусства становится героизм советских людейв года войны, воплощение героя с богатым внутренним миром. Героикусоветских людей в военные времена олицетворяют художники Я. Тиханович,И. Давідовіч, Я. Зайцев, В. Валок. С начала 1950-х годов начинаютприобретать популярность жанровые картины (Г. Бржозовский, А. и И. Ткачевы,П. Гавриленко). Ярко проявился талант скульптора З. Азгура. Он создаетцелую серию портретов исторических деятелей и героев современности. Значительнымдостижением стал ансамбль Площади Победы (1954 г.), созданныйЗ. Азгуром, А. Бембелем, А. Глебовым, С. Селихановым. Таким образом, особенностью послевоенного развития культуры стал партийный диктат, борьба с прогрессивной интеллигенцией, русификация.Но важно отметить, что произошло воссоздание материально-техническойбазы образования, науки и культуры.Противоречивый характер носила культурная жизнь республики и вследующие десятилетия. С одной стороны, шла демократизация, связанная с наступлением “оттепели”, реабилитация деятелей науки и культуры, ослабление партийного притеснения, а со второго, русификация всех сфер жизни,обоснованная тезисом о построении коммунистического общества, где будутслиты языки и культуры всех советских народов, воинственный атеизм,шаблонность.В образовании в это время проходило несколько реформ. В 1958 г.происходит переход к всеобщему 8-летнему обучению и введение всредней школе одиннадцатилетнего срока с производственным обучением.Десятилетнее обучение вернулось в 1964–1984 гг., а в 1970-е гг. быловведено всеобщее среднее образование молодежи. В БССР работалаболее ста техникумов, 29 ВУЗ. В 1973 г. в Могилеве был открытыйМогилевский технологичный институт (современный Могилевский государственныйуниверситет питания). Но высшее и среднее специальное образованиеотмечалось экстенсивностью, когда при постоянном увеличении количествавыпускников не всегда сохранялось качество их обучения.Одной из основных отрицательных черт образования того времени было сужение сферы использования белорусского языка. В БССР не было ни одного среднего специального и высшего учебного заведения с белорусскимязыком обучения. Родители получили право освобождать детей от изучения белорусского языка в школе. Допускалось преподавание белорусского языка по-русски. В середине 1980-х гг. всего около 19% детских садиков и 23% школ работали на белорусском языке. В итоге такой языковой политики создалисьочень неблагоприятные условия для развития белорусской культуры.Наука этого периода характеризуется становлением фундаментальных исследований. В системе АН БССР открываются институты физикии математики, генетики, тепло- и массообмена и др. Создаются целые ученые школы (в ветви обычных дифференциальных уравнений – школа Н. Яругіна, спектроскопии и лазеров – Б. Степанова, тепло- и массопереноса – А. Лыкова, теоретической физики – Ф. Федорова, антропо-генезис –Г. Горецкого, кардиологии – Г. Сидоренко, вычислительной математики – У.Крылова, геологии и тектоники – Р. Горецкого). Широко известными в мирестали биолог В. Купревич, математик В. Платонов, физик М. Борисевич. Преимущественное развитие в республике получили техническая и физико-математическаянауки, что связано с развитием учено-технического прогресса. Однако только немногие ученые разработки находили применение на практике.Во второй половине 1960–1980 гг. была расширенна цензура в литературе. В качестве ведущего жанра прозы устанавливается роман. Главной остаетсятема прошлой войны, но сейчас художники большее внимание придаютраскрытию внутреннего мира человека в таких экстремальных условиях(романы А. Адамовича, В. Быкова, И. Науменко, И. Чигринова, документалистика С. Алексиевич и др.). Притягивает к себе пристальное вниманиеисторическая проблематика (романы Л. Дейнеки, В. Ипатовой, У. Короткевича, К. Тарасова, пьесы А. Макаенка, А. Петрашкевича).Много произведений посвящалась проблемам социалистической действительности(Я. Козырек, Г. Далидович, К. Крапива, И. Мележ, И. Шамякин). Поэзия отмечена произведениями Р. Бородулина, П. Бровко, Н. Гилевича, П. Глебки, П. Панченко и др. Белорсские литераторы тесно сотрудничали ис киностудией “Беларусь-фильм”, которая восстановила свою работу в 1944 г. Каждый год на ней выпускалосьоколо 70 фильмов разных направлений. Среди наиболее известных – художественныеленты “Коленька-паровоз”, “Белые россы”, “Крушение империи”,“Альпийская баллада”.Белорусские театры восхищаются морально-этичной проблематикой.Относятся пьесы белорусских драматургов (А. Дударева, А. Макаенка,М. Матуковского), русских и мировых классиков. Мировое признаниеполучает балетная труппа Белорусского государственного театра оперы и балетапод руководством В. Елизарьева. К середине 1980-х гг. в БССР работали 2музыкальные, 6 кукольных, 9 драматических театров, но только три из них были белорусско-язычныеВ музыкальном искусстве развиваются жанры симфонии и инструментальной музыки (композиторы У. Оловников, М. Аладов, А. Богатырев, И. Лучанок, У. Мулявин, П. Падкавыраў, Я. Тикоцкий). Настраивается тесное сотрудничество с театрами (оперы М. Аладова, Дз. Лукаса, Р. Пукста,Дз. Смольского, Ю. Семеняко). В 1970–1980-е гг. появляются новые типымузыкальных и танцевальных коллективов (вокально-инструментальные ансамбли “Певцы”, “Верески”, “Друзья”, фольклорно-хореографический ансамбль“Хорошки”).Государство содействовало массовому развитию самодеятельного художественноготворчества: многие любительские коллективы стали известный далеко за границамиреспублики. В 1983–1985 гг. в БССР было создано 652 коллективыхудожественной самодеятельности, которые объединяли 18 тысяч участников.В года “оттепели” начали свою работу талантливые художники А. Кищенко,Я. Щемелев, Г. Ващенко, У. Стельмашонок, М. Савицкий. Расширяется так называемый “суровый стиль”, который правдиво отображает жизнь (М. Савицкий –цикл “Цифры на сердца” и др. работы). Преобладает военная (М. Данциг,В. Громыко) и историческая (А. Марочкин, Я. Щемелев) тематика. Создаются целые серии портретов знаменитых людей Беларуси (З. Павловский,У. Стельмашонок, И. Ахремчик, В. Сахненка). В 1950–1960 гг. приобретаетпопулярность новый жанр городского пейзажа (П. Масленников, М. Данциг),развивается натюрморт (В. Желток, Я. Радзялоўская, С. Каткова). Нонекоторые художники, несогласные с стереотипностью в живописи, вынуждены были оставить страну и приобрели широкую известность за ее границами(В. Бобров, А. Исачев, Н. Павловский, Г. Хацкевич). Значительные смены происходят в это время в архитектуре. Начинаютсямассовое строительство жилища; разрабатываются генпланы застройки городов,в которых планируется место под целые жилые районы и микрорайоны. Распространяется крупнопанельное строительство. Скорые темпы, стремления к снижению цен жилища привели к типизации застройки. Города утратили свойотличительный облик. Внешний вид городов определяют крупные промышленные комплексы. Новым объектом для белорусских строителей становится столичный метрополитен (с 1977 г.). Архитекторы работают над созданиеммемориальных ансамблей и комплексов (монумент “Минск – город-герой”,комплексы “Хатынь”, “Брестская крепость-герой”, “Прорыв”).В 1950-х гг. усилилась политика конфронтации государствапо отношению к религии и верующим, что связано была с идеей построения в течение одного поколения внутри страны коммунизма, где религии нет места. С 1961 г. началась кампания по массовому закрытию и даже уничтожения храмов,репрессии по отношению к служителям культов.Культура БССР середины 1950–1980 гг. была тесно связана с культурами союзных республик и стран социалистического лагеря. Ладилисьнедели и декады культуры Беларуси в других странах, фестивали искусств (“Дружба народов”, “Белорусская музыкальная осень” и др.), на гастроли выезжали знаменитые белорусские творцы, укреплялись связи творческих союзови художественных коллективов. Неотъемлемой частью общей белорусской культуры является культура белорусского зарубежья. Далеко от родины в те года работалиталантливые ученые и творцы: нобелевский лауреат И. Пригожин, ученый в ветви астронавтики, литераторы Н. Арсеньева, М. Седнев,М. Ветвь (родной брат Я. Коласа), У. Дудики, Р. Жук-Гришкевич,архитектор и художник М. Наумович, историки Я. Запрудник, В. Жук-Гришкевич, литературовед З. Кипель, директор Белорусского института науки и искусства в Нью-Йорке В. Кипель и многие другие. Таким образом, белорусская культура периода 1950–1980 гг. прошлаочень сложный и тяжелый путь через чрезмерное партийно-советское руководство, классовый подход. Ограничивалась свобода творчества, и, что наиболее тяжело для национальной культуры, выжимание белорусского языкабыло введено в ранг государственной политики. Культура, наука и образование неполучали достаточного финансирования, что серьезно отбилось на их уровни и качестве. В то же время весь мир знает наших ученых, литераторов,художников, актеров, что свидетельствует о глубине и высоком профессиональномуровне культуры

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: