Культуры (литературы)

Сегодня ассириологи (Ассириология – комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая языки, письменности, культуры и историю Ассирии, Вавилонии и Месопотамии) отмечают, что аккадская культура и мифология очень сильно переплетается с шумерской. Это связано с тем, что Шумер был соседом аккадских племен. Шумер - древнее государство с уже сложившейся культурой и мифологией. Пришедшие же племена заимствовали достижения в культуре. Позже аккадская культура и язык вытесняют шумерский. Но две культуры по- прежнему продолжают взаимодействовать. Хотя в шумерской и аккадской культуре очень много схожих черт, но при более детальном рассмотрении видно множество отличий. Раннее уже упоминавшаяся профессор Синило пишет: «Безусловно, аккадская культура не была продуктом прямого заимствования или копирования, а во многом – результатом плодотворной, творческой переработки унаследованной от шумеров мифологических представлений и основных сюжетных архетипов» [5,240]. А Игорь Михайлович Дьяконов характеризует аккадскую культуру следующим образом: «Искусство аккадского времени, пожалуй, более всего характеризуется центральной идеей обожествляемого царя, который появляется сначала в исторической действительности, а затем в идеологии и в искусстве» [3,115-125]. Таким образом был обожествлен Саргон Древний и его потомок Нарам – Суэн. С Дьяконовым соглашаетсяВигасин, он характеризует культуру аккадского времени следующим образом: «В Аккадскую эпоху происходят существенные перемены в сознании людей. Безличность, отсутствие индивидуальности в культуре уходят в прошлое» [2,63-66]. Т.е. в живописи, скульптуре и литературе принято изображать не «серую», одинаковую массу людей, а личностей, выбивающихся из общей картины. Аккадская культура одна из первых на Ближнем Востоке стала проявлять интерес к отдельным личностям. В последствии это переняли другие культуры. Популярным был сюжет о простом человеке, который за счет своего ума, выдержки и смелости смог добиться высокого положения в обществе. Дьяконов пишет: «Аккадские литературные памятники – это уже литература в собственном смысле слова, новая, самостоятельная отрасль художественного творчества» [3,121]. В аккадской культуре тогда не существовало художественной прозы. Слово имело магический смысл и его не было принято использовать не для взывания к магическим силам. А силой эмоционального воздействия на слушателя или читателя обладала, по мнению аккадцев, только ритмичная речь. Больше всего сейчас известно памятников поэзии (т.е. стихотворная речь). Тот же Дьяконоввыделяет особенность строения аккадской поэзии: «Аккадское стихосложение основано на счете логических ударений» [3,123]. О строении поэтических произведений пишети профессор Синило Г.В.: «Длина строки определялась количеством ударений, безударные же строки располагались произвольно» [5,238]. Она же выделяет особенность: несмотря на то, что аккадских литературных памятников до нас дошло меньше, чем шумерских, принцип аккадского стихосложения изучен лучше [5,238]. Стихи читались с музыкальным сопровождением, т.е. главным был ритм, такт. Снова выражение Дьяконова о аккадской литературе; «Аккадские литературные произведения – это действительно литература – с собственными эстетическими средствами воздействия, со своей идейной, а не чисто культово-магической задачей, но все же нечто весьма отличное от того, что Мы сейчас понимаем под этим словом» [3,123].

Аккадская литература большое внимание уделяла проблеме незаслуженных мучений и смерти человека – архетип «невинного страдальца». Этой проблеме посвящены произведения «Невинный страдалец» и «Вавилонская теодицея». Последнее произведение схоже с библейской «Книгой Иова» и на мой взгляд с египетской «Беседы Разочарованного со своей душой». В аккадском и египетском произведенияхосуждается существующий мир, погрязший во лжи и лицемерии. Мир видится враждебным человеку. Если в египетском варианте человек беседует со своей душой, то в аккадском – со своим другом-оптимистом. И друг, и душа стараются убедить человека в справедливости мира. «Вавилонская теодицея» оканчивается оправданием бога – «пути бога неисповедимы».От аккадцев нам также достались сборники пословиц, шуток, афоризмов и притчей, содержащих в себе черты басни. Хотя такой жанр как басни не получил в Аккаде широкого распространения. Также в Аккаде встречался такой жанр как светская любовная лирика, доказательством существования в государстве такого жанра служат каталоги-списки. Примечательно, что в Аккаде существовали целые династии творческих людей: живописцев, поэтов и т.д.Афанасьева В.К. указывает на невозможность соотнесения аккадской литературы только по жанрам, не учитывая времени создания: «Нам известны разновременные памятники одного и того же жанра, ряд сравнительно поздних версий наряду с более ранними».Хотя она также отмечает «Значительная часть вавилоно-ассирийских памятников также плохо поддается датировке: дошедшие списки иной раз отделены, по-видимому, многими столетиями от оригинала-памятника» [1,7-18]. Как видно аккадская литература ничуть не уступает по жанровому и стилистическому богатству шумерской. У нее свои особенные, неповторимые черты. Хотя можно проследить аналогию не только с шумерскими произведениями, но и произведениями других народов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: