Биологический фактор

Как уберечь ребёнка от

Наркотиков, алкоголя и

Других психоактивных веществ.

. Рекомендации для родителей.

 

 

Авторы: Шалимова Н.А., Самошкина Л.И.,

Перекрёстов А.И.

Владимир, 2005 год.

 

Идея написать данныерекомендации для родителей возникла из практики. К нам в центр медико-психолого-социальной помощи детям и подросткам с зависимостями обращаются родители с разными вопросами, чаще всего задают вопрос: «Почему с моим ребёнком случилась эта беда? Что делать?»

Причин, по которым дети и подростки начинают употреблять алкоголь, наркотики и другие токсические вещества, много, к сожалению, многие проблемы и причины имеют истоки и корни в семье.

Именно поэтому об этом и начинается наш с вами диалог, уважаемые и не всегда уловимые родители.

Формирование зависимого поведения является комплексной проблемой, в основе которой лежит целый ряд биологических, социальных факторов, психологических особенностей личности.

Давайте поговорим о тех факторах, которые могут способствовать возникновению проблем, связанных с употреблением психоактивных веществ (ПАВ), назовём их факторами риска.

Биологический фактор.

Милые мамы, давайте вспомним, как протекала беременность и роды: физические, психологические травмы, тяжёлые интоксикации во время беременности. Не будем забывать о наследственной отягощённости в отношении как психических заболеваний, так и алкоголизма. Физическое и психическое здоровье ребёнка закладывается во время беременности.

В период беременности между матерью и ребенком устанавливается теснейшая физическая и психоэмоциональная связь. Вредное воздействие на организм матери и ее психику токсических веществ, а так же наркотиков и алкоголя приводит к рождению ребенка с различными видами уродств и отклонениями в психике.

Многочисленные опыты на животных доказывают, что незначительные изменения артериального давления, содержание сахара, солей, белков в крови беременных подопытных животных, отражается на задержке в развитии главным образом головного мозга плода.

Влияние вредных веществ на организм новорожденного снижает его адаптивные ресурсы, ребенок более склонен к болезням, в том числе нервным и психическим.

Ряд исследователей проводят параллель между принятием наркотиков и преждевременными родами.

Употребление марихуаны во время беременности ведет к приближению срока родов и такому осложнению как преждевременная отслойка плаценты. При героиновой наркомании отмечается 50% преждевременных родов. Смертность среди новорожденных, матери которых употребляли наркотики во время беременности, высока: при героиновой зависимости 72%, при метадоновой 82% (8).

Алкоголизм будущей матери или отца ассоциируется с врожденными физическими или психическими отклонениями ребенка.

Наркологи говорят о зависимости между степенью тяжести алкоголизма у родителей и тяжестью врожденных дефектов.

Таким образом, мы делаем вывод, что асоциальное поведение будущих родителей приносит вред не только их психическому и физическому здоровью, обуславливает личностную деградацию, но и влияет на развитие еще не родившегося ребенка.

Эмоциональное состояние матери во время беременности оказывает значительное влияние на процесс вынашивания ребенка (различные патологии беременности), течение родов, последующие детско-родительские отношения.

 

Будущим мамам и папам можно посоветовать пройти школу будущих родителей ещё до рождения ребёнка, чтобы быть во всеоружии, когда малыш родится.

Ребёнок появился на свет, он почему-то сильно беспокоен, плачет, кричит, мама в растерянности - что делать?

В этом случае необходим совет детского врача, а если в анамнезе тяжёлые роды, родовая травма у малыша, понадобится консультация невропатолога.

Перенесённые во время родов и первые месяцы жизни травмы, могут способствовать различным нарушениям, в последствии вызвать целый ряд расстройств (повышенную возбудимость и беспокойство ребёнка, или повышенную утомляемость, истощаемость, впоследствии привести к эмоциональным расстройствам, расстройствам познавательной сферы (памяти, внимания, мышления), а в будущем к проблемам успеваемости и нарушению адаптации (приспособления в окружающей среде).

Эмоциональные нарушения и нарушения социальной, психологической адаптации часто являются причинами начала употребления ПАВ.

Тяжёлые заболевания внутренних органов, тяжёлые инфекционные заболевания, отравления, черепно-мозговые травмы на первом году жизни - являются одним из факторов риска.

Уважаемые родители, если вы насчитали несколько факторов риска у своего сына или дочери, не пугайтесь, мы говорим с вами об этом, чтобы вы владели ситуацией и самое главное, смогли вовремя помочь своему ребёнку. И если что-то не в порядке, не занимались самолечением, обращались к специалистам.

Что же может случиться если …

Предположим, мама и папа в силу своей неосведомлённости, во время не помогли ребёнку и первое, что замечают родители - это нарушения в поведении малыша. Что дальше?

Прежде, чем говорить о дальнейших, возможных нарушениях в поведении детей, напомним, какие социальные факторы в детском возрасте присоединяются к действию биологических.

К социальным факторам риска, относится развитие ребёнка в неполной, неблагополучной семье, деформированной, т.е. с отчимом, или мачехой. В этих семьях чаще всего нарушен воспитательный процесс, часто встречается жестокое обращение, безнадзорность, отсутствие чётких норм поведения, гипоопека (все в работе и других делах, так устаём и мало времени уделяем ребёнку), очень часто гиперопека, когда мы своему чаду ни упасть, ни чихнуть не даём.

 

Иногда в социально благополучных семьях, в которых есть и мама и папа, присутствует такой феномен как эмоциональное отвержение, то есть положительная эмоциональная связь, любовь подменяется хорошим, безупречным уходом. Родители заняты своими проблемами, холодны к ребёнку.

Положительная эмоциональная связь начинает формироваться во время беременности, когда мы разговариваем с малышом, чувствуем его и любим, общаемся с ним, окружающий мир воспринимается полным радости и спокойствия. Если мать и отец во время беременности регулярно общаются с ребенком, то после рождения ребенок быстрее узнает их голос, отвечает родителям улыбкой, таким образом, устанавливается положительный эмоциональный контакт, который так важен в детско-родительских отношениях. «Нежеланный ребёнок» уже внутриутробно ощущает холод, угрозу, враждебность, рождается в страхе перед миром. Мать и отец не дают ему ласки и тепла, защищённости. В дальнейшем не найдя любви, поддержки в семье он будет искать её на улице, примет то, что она ему даст.

 

Растёт малыш, растут проблемы. К семейным проблемам присоединяется влияние социальной среды: окружения, средств массовой информации, рекламы.

Нарушения в любой сфере биологической, социальной, влекут за собой изменения индивидуально- психологических особенностей ребёнка, мешают его развитию.

Мы имеем непослушного, легко возбудимого, как считают родители капризного ребёнка. Ребёнок становится агрессивным или тревожным, у него могут быть страхи, нарушения его эмоциональной сферы проявляются изменением поведения. Постоянное напряжение, которое испытывает ребёнок, приводит к истощению и утомлению нервной системы, снижению защитных механизмов организма. Снижаются адаптивные способности ребёнка, он не так успешен среди сверстников, таким образом, повышается чувствительность к патогенным влияниям социального и биологического порядка, и складывается благоприятная среда для начала употребления ПАВ.

Дошкольный возраст.

В эти годы ребёнок приобретает то, что с ним остаётся надолго, определяет его последующее его развитие. К возрасту 3-4 года укрепляется эмоциональная саморегуляция, 4-5 лет нравственная саморегуляция, 6 лет формируются деловые личностные качества ребёнка. Именно в этом возрасте появляется самосознание, осваиваются нравственные первичные нормы, усваиваются правила человеческого поведения. Источником моральных представлений детей являются взрослые, этот опыт передаётся в процессе общения, наблюдения и подражания. Дети не только учатся выполнять нормы, но и внимательно следят за тем, чтобы и другие, находящиеся рядом с ними, следовали этим правилам и нормам. На этом этапе требуется помощь в обучении удовлетворения своих потребностей, дети нуждаются в постоянном внимании родителей, общении с ними. Факторами риска на этом этапе являются: физические, эмоциональные перегрузки, страхи, тревожность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: