Предмет совместного ведения РФ и ее субъектов – сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и компетенции Федерации, и к компетенции субъектов РФ.
4.1. Основной принцип разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ.
4.2. Вопросы исключительного ведения Российской Федерации.
4.3. Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ.
4.4. Договоры между РФ и субъектами РФ
о разграничении полномочий.
4.1. Российская Федерация не может эффективно существовать как государство, если не будут разграничены полномочия между центром и субъектами. Данные полномочия были разграничены Федеративным договором от 31.03.92, который подписали все субъекты РФ, кроме Татарстана и Чечни, после чего он был включен в Конституцию РСФСР (РФ) 1978 г. После принятия Конституции РФ 1993 г. Федеративный договор сохранил свое действие, но перестал быть частью Основного закона.
В настоящее время разграничение полномочий между центром и субъектами осуществляется на основании:
|
|
• Конституции РФ;
• Федеративного договора;
• договоров между РФ и отдельными субъектами.
Основной принцип разграничения - выделение трёх сфер ведения:
• исключительного ведения РФ (ст. 71 К РФ);
• совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 К РФ);
• ведения субъектов РФ.
4.2. К сфере исключительного ведения РФ относятся группы вопросов (ст. 71 К РФ):
• государственного строительства;
• регулирования экономики и социального развития;
• внешней политики и внешнеэкономической деятельности;
• обороны и охраны границы;
• создания правоохранительных органов и правовой системы;
• метеорологии и статистики;
• государственных наград и почетных званий; основные вопросы государственного строительства:
• принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов;
• федеративное устройство;
• регулирование и защита прав и свобод человека;
• устройство федеральных органов государственной власти; основные вопросы регулирования экономики и социального развития:
• государственной собственности;
• финансового, валютного, денежного, кредитного, таможенного регулирования;
• установления основ единого рынка;
• федерального бюджета;
• федеральных налогов и сборов;
• ядерной энергетики;
• космических исследований;
• транспорта;
• связи;
Основные вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности:
• вопросы войны и мира;
• заключения международных договоров;
• внешнеполитической деятельности; вопросы обороны и охраны границы:
• обороны и безопасности;
• оборонной промышленности;
• защиты государственной границы;
|
|
вопросы правоохранительных органов и правовой системы:
• судоустройства;
• прокуратуры;
• уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного, арбитражно-процессуального законодательства;
• правового регулирования сферы интеллектуальной собственности; вопросы метеорологии и статистики:
• метеорологической службы;
• эталонов;
• стандартов;
• исчисления времени;
• геодезии и картографии;
• бухгалтерского учета;
• статистики.
4.3. Сфера совместного ведения федерации и субъектов РФ (ст.72 К):
• обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ и законам;
обеспечение законности и правопорядка;
•установление общих принципов организации местного самоуправления;
• природопользование;
• здравоохранение;
• местные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ;
• подбор кадров судебных и правоохранительных органов;
• адвокатура;
• нотариат;
• административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное законодательство; законодательство о недрах и об охране окружающей среды.
4.4. Между РФ и субъектами РФ могут заключаться договоры о разграничении полномочий. Они не должны противоречить Конституции РФ и Федеративному договору и решать вопросы, не урегулированные Основным законом и Федеративным договором.