Разграничение полномочий между субъектами РФ и Федерацией

 

Предмет совместного ведения РФ и ее субъектов – сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и компетенции Федерации, и к компетенции субъектов РФ.

 

4.1. Основной принцип разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ.

4.2. Вопросы исключительного ведения Российской Федерации.

4.3. Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ.

4.4. Договоры между РФ и субъектами РФ

о разграничении полномочий.

4.1. Российская Федерация не может эффективно существовать как госу­дарство, если не будут разграничены полномочия между центром и субъек­тами. Данные полномочия были разграничены Федеративным договором от 31.03.92, который подписали все субъекты РФ, кроме Татарстана и Чечни, после чего он был включен в Конституцию РСФСР (РФ) 1978 г. После принятия Конституции РФ 1993 г. Федеративный договор сохра­нил свое действие, но перестал быть частью Основного закона.

В настоящее время разграничение полномочий между центром и субъек­тами осуществляется на основании:

• Конституции РФ;

• Федеративного договора;

• договоров между РФ и отдельными субъектами.

Основной принцип разграничения - выделение трёх сфер ведения:

• исключительного ведения РФ (ст. 71 К РФ);

• совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 К РФ);

• ведения субъектов РФ.

4.2. К сфере исключительного ведения РФ относятся группы вопросов (ст. 71 К РФ):

• государственного строительства;

• регулирования экономики и социального развития;

• внешней политики и внешнеэкономической деятельности;

• обороны и охраны границы;

• создания правоохранительных органов и правовой системы;

• метеорологии и статистики;

• государственных наград и почетных званий; основные вопросы государственного строительства:

• принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов;

• федеративное устройство;

• регулирование и защита прав и свобод человека;

• устройство федеральных органов государственной власти; основные вопросы регулирования экономики и социального развития:

• государственной собственности;

• финансового, валютного, денежного, кредитного, таможенного регу­лирования;

• установления основ единого рынка;

• федерального бюджета;

• федеральных налогов и сборов;

• ядерной энергетики;

• космических исследований;

• транспорта;

• связи;

Основные вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельно­сти:

• вопросы войны и мира;

• заключения международных договоров;

• внешнеполитической деятельности; вопросы обороны и охраны границы:

• обороны и безопасности;

• оборонной промышленности;

• защиты государственной границы;

вопросы правоохранительных органов и правовой системы:

• судоустройства;

• прокуратуры;

• уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного, арбитражно-процессуального законодательства;

• правового регулирования сферы интеллектуальной собственности; вопросы метеорологии и статистики:

• метеорологической службы;

• эталонов;

• стандартов;

• исчисления времени;

• геодезии и картографии;

• бухгалтерского учета;

• статистики.

4.3. Сфера совместного ведения федерации и субъектов РФ (ст.72 К):

• обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ Конститу­ции РФ и законам;

обеспечение законности и правопорядка;

•установление общих принципов организации местного самоуправления;

• природопользование;

• здравоохранение;

• местные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ;

• подбор кадров судебных и правоохранительных органов;

• адвокатура;

• нотариат;

• административное, административно-процессуальное, трудовое, семей­ное, жилищное, водное законодательство; законодательство о недрах и об охране окружающей среды.

4.4. Между РФ и субъектами РФ могут заключаться договоры о разграниче­нии полномочий. Они не должны противоречить Конституции РФ и Фе­деративному договору и решать вопросы, не урегулированные Основным законом и Федеративным договором.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: