Основная часть.Беседа по картине И.И.Шишкин. «Зима» и картина «сказка инея и восходящего солнца».Художественное слово.
| -Рассмотрим первую картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. «Зима» (открывается стенд с картиной «Зима») Дети рассматривают картину, воспитатель читает отрывок из рассказа Г.Скребицкого о волшебстве зимы под музыку А.Вивальди «Зима». «….Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит. Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!» Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки одела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются.. Раздвинуло солнышко сизую тучку…А под его ласковым взглядом все еще краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок… в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь! Любуется солнышко картиной Зимы… глаз оторвать не может…» - Вот какую прелестную картину описал нам писатель Г. Скребницкий в отрывке из рассказ о волшебстве Зимы. - А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. -Как вы думаете, почему именно это место Шишкин решил изобразить на холсте? Что покорило, удивило и порадовало его? Д.: красота зимнего заснеженного леса, устланного толстым слоем пушистого снега. -Какой это лес молодой или старый? Почему вы так думаете? Д.: старый, дремучий, непроходимый лес – «еловый бор». - Это старый дремучий бор, посмотрите на ели. Что можно о них сказать?
Д:огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри. - А чуть дальше что мы видим? Д.: частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее. -А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? Д.: огромные стволы упавших деревьев. Кое-где стволы елей уже наклонились, но еще не упали. - А есть ли тут маленькие елочки и кусты? Д.: да, они чуть виднеются из-под снежных шубок. - Как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание? Д.: снег в еловом бору. - Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину?
Д.: он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел из верхушек, а видел только стволы.
- На первом плане передним была поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями, где в бело-желтоватой пелене большие ели видны от макушки до основания.
-Почему Шишкин хотел обратить наше внимание именно на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну?
Д:ответы детей
- Внизу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он?
Д:ответы детей
Видите ил вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую еще загадку загадал нам художник. Нашли?
Д.ответы детей
-Да, это птица не ветке, кажется, что она тоже заснула.
- Давайте отгадаем и первую загадку: от чего зависит цвет снега?
Д.:ответы детей
- Отгадка: цвет снега зависит от цвета окружающих его предметов, от освещения.
-Какая же по настроению эта картина?
Д.: тихая, спокойная, сонная.
-Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую пастель. (С.Черный)
-Полюбуемся еще на картину, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня. (музыка А. Вивальди отрывок из пьесы «Зима»)
- А сейчас нам предстоит разгадать еще загадку. Послушайте, о чем я вам расскажу.
-Как-то раз художник Игорь Эммануилович Грабарь зимой приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Он уже не первый день ходил с этюдником и рисовал понравившиеся ему места. Но вот однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, он ахнул! Что за сказочная, необыкновенной красоты картина открылась перед ним! «Скорее, скорее писать, пока это чудо не исчезло!» Ему хотелось петь и танцевать от радости! Он схватил краски и стал писать, а зимушка-зима бродила вокруг него и тихонько напевала свою нежную, завораживающую песню.
-Хотите увидеть эту необыкновенную картину?
Д.: да(воспитатель открывает картину «Сказка инея и восходящего солнца», дает время вглядеться в нее)+ музыка П.И. Чайковский «Февраль»126)
- Как вы думаете, что так порадовало и удивило Игоря Грабаря?
Д.:ответы детей
- Да, мы как будто очутились зимой в сказочном, волшебном саду, где расцвели необыкновенные деревья!
-Что за деревья изобразил художник? А как вы узнали, что это березки?
Д.:ответы детей
-По ажурным опушенным инеем веточкам, посмотрите, создается ощущение, что эта сказочная бахрома – необыкновенной красоты цветы.
-Какой основной тон картины?
Д.: неяркий, розовато-сиреневый, розовато-голубоватый, холодный.
- А как вы думаете, почему художник выбрал такую гамму цветов? (Потому, что это восход холодного желто-лимонного солнца в морозный день, оно своими лучами окрасило снег в розово-сиреневые холодные тона, и иней на ветка вдруг загорелся, заискрился, засверкал розовато-сиреневыми блестками. Небо у горизонта стало лимонно-желтым от солнца, а снег – зеленоватым, голубовато-сиреневым.
Разукрасила Зима..
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках.
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
«Лягте, мягкие снега
На леса и на луга,
Тропы застелите, Ветви опушите!» (М.Пожарова)
- Какое настроение у этой картины?
Д.: нежное, спокойное, радостное.
- А вам приходилось в жизни видеть деревья, покрытые инеем? Когда? В какую погоду?
Д.:ответы детей
-Как бы вы назвали эту картину?
Д.ответы детей
- Какого цвета снег на этой картине? Почему?
Д:ответы детей
-Художник Игорь Эммануилович Грабарь назвал ее «Сказка инея и восходящего солнца»?
Д:ответы детей
Он услышал нежную, радостную и волшебную песню Зимы и предал ее в своей картине
|