Д. Р. Толкин (толкиен)

(1892-1973)

Английский писатель, филолог, историк языка. Толкин – фамилия саксонская и происходит от немецкого tollkuhr. Он был безрассудным смельчаком: как можно иначе назвать человека, замыслившего невозможное – создать «мифологию для Англии», а в результате создавшего мифологию ХХ столетия.

«По вкусам, способностям и воспитанию» Толкин был истинным англичанином, хотя и родился не в Англии, а в южноафриканском городке. В 1895 году мать увезла его и младшего брата в родную деревушку Кингс – Хит, так как африканский климат оказался слишком вредным для здоровья.

Своего отца Джон почти не помнил – тот остался в Южной Африке, чтобы поправить банковские дела, неожиданно заболел и умер. Мать пережила мужа всего лишь на 8 лет. Рано потеряв родителей, Джон вовсе не был сломлен, т. к. всецело был поглощен литературой и изучением языков. Занимался латинским и немецким и очень любил читать.

Предпочтение отдавал лингвистике, истории средневековой английской литературы. Этим и занимался в Оксфорде, который окончил в 1914 году. Профессором английской филологии стал в 32 года. Преподавал в одном из оксфордских колледжей. Переводил средневековые поэмы.

И вдруг…

«Взяв чистый лист бумаги, я написал своим неподражаемым почерком одну единственную фразу: «В норе под горой жил-был Хоббит». Случилось это в начале 30-х годов. Кто такой Хоббит, почему он «жил-был» в норе, не знал, вероятно, и сам автор. Но как он признавался позднее, «имена всегда тянут для меня за собой целые истории». Так появилось сказочное повествование «Хоббит, или Туда и Обратно». Книга эта вмиг обрела популярность у детей и взрослых.

Но это была лишь первая проба сил. «Властелин Колец» (1954-1955) – история зловещего кольца Всевластья. 3 тома и 6 частей. География, календарь, 1,5 тысяч лет, народы, населяющие Средиземье. Чтение книг Толкина – это не просто «бегство от действительности» все равно куда; это способ взглянуть другими глазами на окружающий мир. Поставил цель создать мифологию для Англии.

Благодаря трилогии писатель на склоне лет достиг славы и богатства. Его главная книга вызвала множество подражаний, породила настоящий «культ Толкина» во многих странах мира, что и позволило говорить о нем как о создателе мифологии ХХ столетия.

Трилогия «Властелин Колец» прочно удерживает 5-е место в рейтинге самых читаемых книг мира.

«Хоббит, или Туда и Обратно»

Жанр – литературная волшебная сказка, построенная на знакомых фольклорных схемах: существует «своя» земля, где располагается родной дом героя, и «чужая», куда он держит путь. В рамках последней выделяется черный лес (он так назван в повести), река, гора и подземное царство. Основная сюжетная линия – убийство дракона и добывание клада, причем Бильбо оказывается к этому причастен. Образ Бильбо показан в развитии (под воздействием обстоятельств). Недаром маг Гендальф, рекомендуя Бильбо в спутники гномам, говорит: «Он далеко не так прост, как вы думаете, и совсем не так прост, как думает сам». Первоначально Бильбо лишь объект насмешек гномов, но потом он делает все возможное, чтобы заслужить репутацию настоящего Взломщика. Но есть и другие черты – милосердие и мудрость. Так он щадит несчастное озлобленное существо Голлума, хотя тот угрожал хоббиту смертью. Именно благодаря Бильбо снимается проклятие с драконова золота.

Образ хоббита - это торжество реальной человеческой морали (в финале Торин говорит: «Если бы наш брат побольше ценил вкусную пищу, застолье и песни и поменьше золото, то в мире было бы куда веселее»).

«Властелин Колец»

Источник - «Хоббит, или Туда и Обратно». Место действия - Средиземье. Хоббиты, гномы, эльфы… Бильбо Фродо.

Языческие и христианские мифы, переработка библейских мифов и скандинавского эпоса (события, которые изложены там, и послужили предысторией Средиземья).

Сказка состоит из 19 глав, повествующих о приключениях состоятельного пятидесятилетнего хоббита Бильбо Бэггинса, живущего в благоустроенной норе, с которым, как и с другими сородичами, «никогда ничего не приключалось», ибо они всегда умели «быстро и бесшумно исчезать» и всегда «напускать на себя деловой вид, если кто-нибудь хотел занять у него денег». Ростом меньше карликов, с юрким взглядом и острым слухом, хоббиты напоминают людей: любят вкусно поесть, выпивают, курят, принимают гостей. По словам самого Толкина, хоббиты, патриархальный маленький народец, - это, по существу, английские селяне: им недостает воображения, зато с лихвой отпущено стойкости и мужества.

Гномы – маленькие человекообразные существа, обитающие под землей, в горах или лесу, наделенные сверхъестественной силой, долгожители, хранящие сокровища, искусные ремесленники.

Тролли – уродливые сильные великаны, хранящие в горах сокровища, глупые людоеды.

Эльфы светлые – красивые, веселые человечки, обитающие на деревьях – дети воздуха.

Темные эльфы – живут в лесах, хитры и коварны.

Гоблины – высокие, сильные и злые мифические существа, обитающие в подземельях, эксплуатирующие рабов, похитители чужих сокровищ.

Как и в фольклорных сказках, повторяется мотив опасных странствий, мотив путешествий.

У героя сказки есть волшебные предметы: кольцо, делающее его невидимкой, меч Окриста, распознающий врагов. Типичен и мотив преодоления героем зла. Это и вихри непогоды, и все те злые существа, с которыми герою приходится сталкиваться.

Сказочная повесть Толкина сохраняет прямую связь не только с народными сказками, но и с мифами, изученными автором. У Толкина мы встречаемся с многочисленными образами северной мифологии: троллями, гномами, эльфами, гоблинами и многими другими. Сам писатель – создатель образов хоббитов. Мир хоббита, его друзей (веселых эльфов, тружеников – гномов, смелых орлов, великана Беорна, мужественного Бэрда) и врагов (коварных гоблинов, пауков, Голлума, дракона Смога) – это тот мир, в котором, как в зеркале, отражены взаимоотношения и законы человеческого общества, полного контрастов и противоречий. Сказка Толкина отозвалась на многие проблемы современности, была проникнута глубоким смыслом, хотя и обращена прежде всего к детям.

«Властелин Колец» («Содружество кольца», «Две башни», «Возвращение короля») - роман-сказка. Это виртуозно сложная и одновременно простая книга. Обычная сказочная фабула: добрые люди и волшебники борются со злым волшебником, Черным Властелином. Подобно русскому Кощею Бессмертному, он закрылся в заколдованном мире, и путь туда неимоверно труден. Есть у него и «Кощеева смерть» - чародейское Кольцо власти, золотой перстенек; чтобы погубить Властителя, надо уничтожить Кольцо.

Фродо – имя главного героя; он отличается от привычных персонажей сказок. Представляет целый народ – хоббитов. Живут они в крошечной стране на краю Средиземья, в дальней дали от Мордора, страны свирепого чародея, - по-эльфийски это название Страна Мрака, а по-английски звучит очень похоже на слово «убийство»… И в Мордор идут маленькие хоббиты, чтобы уничтожить Черного Властелина.

Тысячелетия назад Черный Властитель отковал в пламени вулкана, Горы Судеб, Кольцо Власти. Мощь Черного Властителя возросла почти безгранично: веками эльфы пытались его одолеть и терпели поражения, пока не заключили союз с людьми и не отобрали Кольцо. Этот подвиг совершил человек, и он же совершил роковую ошибку: поддавшись власти Кольца, древний король его не уничтожил, оставил при себе и вскоре погиб. Кольцо осталось без хозяина, и прошли века, прежде чем его нашел Голлум, злобное и странное существо, дальний сородич хоббитов. От него оно по счастливой случайности перешло к хоббиту Бильбо, дядюшке Фродо. Вместе с героями узнаем, что Кольцо нельзя использовать для добрых свершений, что оно бесконечно опасно и единственный способ победить Черного Властелина – послать кротких хоббитов в Мордор, к Горе Судеб, в огне которой они должны уничтожить Кольцо как некую душу самого зла: тем замкнется иное кольцо – круг истории.

На протяжении почти всего романа Голлум преследует Фродо, несущего Кольцо. Он появляется в самых неожиданных местах – на горах и равнинах, в подземельях и на водах, с дьявольским упорством пытаясь опять отнять Кольцо Власти. Он хочет убить Фродо и Сэма, он наводит на их след слуг Черного Властелина. Но его щадят без конца. Жалость и Милосердие как бы накапливаются вокруг Голлума, зачаровывают его, и в последний момент именно он, пусть против своего желания, уничтожает Кольцо и тем самым спасает мир от рабства и гибели. Мир спасают Жалость и Милосердие.

Толкин дает нам важнейший из исторических уроков: зло нельзя победить оружием зла, бессильны герои и воители, истинная сила у тех, кто не прикасается к оружию.

 

ГЕРБЕРТ УЭЛЛС

(1866-1946)

Это был человек, чье слово оказывалось лучом света в тысячах темных уголков. С самого начала века всюду – от Арктики до тропиков, - где молодые мужчины и женщины хотели освободиться от умственного убожества, предрассудков, невежества, жестокости и страха, Уэллс был на их стороне, неутомимый, жаждущий вдохновлять и учить…

Джон Бойнтон Пристли

 

В круг детского чтения Уэллс вошел как автор научно – фантастических романов. «Машина времени», «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка», «Борьба миров», «Первые люди на Луне» и др.

Это романы ученого, умеющего писать, писателя, умеющего мыслить. Оставил после себя множество научных и художественных идей. Завершил старый век, начал новый.

Принадлежит к тому слою общества, который сформировался по-настоящему как явление массовое лишь в 80-90-е годы ХIХ века – к демократической интеллигенции.

Его родители были из «господских слуг», сумевших приобрести лавку. Лавка не приносила дохода, жили в захудалом доме, бедствовали.

При этом Герберт сильно увлекался чтением. Тянуло к «ученым профессиям». Уэллса приняли на педагогический факультет Лондонского университета, дали стипендию. Увлекался биологией, интересовался очень популярной в то время теорией Дарвина. Биологию Уэллс не оставил, вместе с сыном, видным биологом, академиком, выпустил книгу «Наука жизни», защитил докторскую диссертацию по биологии. Но все-таки победила литература.

Роман «Машина времени»принес ему известность. Проблема – несовершенство мироустройства, в ремя действия – 802701 год Золотой век, с южет – герой, от лица которого ведется рассказ, совершает необычное путешествие – полет во времени, перемещается из настоящего в будущее. Попадает в мир элоев и морлоков.

Морлоки: «Вы едва ли можете себе представить, как омерзительно, нечеловечески они выглядели, эти бледные, как бы обрубленные лица, с большими, лишенными век, красновато-серыми глазами».

Они были слугами элоев. С поверхности земли элои их вытеснили в подземелье. Там они продолжали трудиться, давно утратив сходство с людьми. Непосильный труд согнул их спины, подавил разум; темнота подземелья лишила их зрения. Вылезая по ночам из своих подземных траншей, морлоки похищают элоев. Морлоки едят мясо.

Деградировали морлоки, вынужденные трудиться в условиях, не пригодных для человеческого существования, но перестают быть людьми и те, кто пользуется результатами чужого труда.

Атрофированы человеческие эмоции и интеллектуальные способности. Это вырождение, конец цивилизации.

«Люди хотели жить в роскоши и наслаждении за счет тяжелого труда своих собратьев – людей, оправдываясь необходимостью, и вот, настало время, та же необходимость повернулась к ним обратной стороной».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: