Самостоятельная работа

Правильная организация и планирование самостоятельной работы позволяет стимулировать не репродуктивную деятельность, а поисковую, творческую. Под самостоятельностью следует понимать не только умение делать самостоятельные выводы и применять полученные знания в практической деятельности, но и возможности организовать свою деятельность без посторонней помощи.

Самостоятельная работа обучающихся иллюстрирует развитие следующих квалификационных требований:

- умение выявлять проблемы и интересы социума;

- умение ставить адекватную цель, определять наследственность задач;

- свойство находить оптимальные решения, эффективные средства и методы для достижения цели;

- умение находить необходимую информацию с использованием современных технологий, классифицировать и систематизировать ее;

- умение планировать деятельность, представляя весь учебный процесс в целом от начала до конца;

- умение представлять результаты своей деятельности, как в документальном, так и устном виде для процедуры публичной защиты (презентации);

- умение владеть навыками делового результативного сотрудничества.

Самостоятельная работа обучающихся по учебной дисциплине «Юридическая служба на предприятиях» является основным средством усвоения учебного материала. Она осуществляется с целью:

· отработки и усвоения учебного материала, определенного тематическим планом для самостоятельных занятий по дисциплине «Юридическая служба на предприятиях»;

· закрепление и углубление знаний, умений и навыков;

· выполнение индивидуальных заданий по дисциплине (рефераты и т.д.), научных работ;

· подготовки к предстоящим занятиям и контрольным мероприятиям;

· формирование у обучающихся культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний.

Формами самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Юридическая служба на предприятиях» являются:

- ознакомление с рабочей программой, методическими рекомендациями по написанию курсовых работ;

- конспектирование (аудиозапись) и обработки лекционного материала;

- подготовка к групповым занятиям, включающая:

а) подбор необходимых источников информации (литературы, Интернет-изданий, нормативно-правовой базы);

б) конспектирование учебно-методической и научной литературы;

в) обработку законов и нормативных актов;

г) самоконтроль обработанных вопросов и тем учебной программы;

- подготовка (написание) письменных работ - реферата, теста, включающая:

а) подбор необходимых источников информации (литературы, Интернет-изданий, нормативно-правовой базы) и их обработки;

б) написание и редактирование текста работы;

в) надлежащее оформление письменной работы.

Самостоятельная работа начинается до прихода обучающегося на лекцию. Целесообразно использование «системы опережающего чтения», т. е. предварительного прочитывания лекционного материала, содержащегося в учебной, научной литературе, закладывающего базу для более глубокого восприятия лекции. Работа над лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом. Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т. е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т. п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т. п.).

Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к экзамену. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции: прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя. При работе над текстом лекции обучающемуся необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. Работая над текстом лекции, необходимо иметь под рукой справочные издания: словарь-справочник, энциклопедический юридический словарь, в которых можно найти объяснение многим встречающимся в тексте терминам, содержание которых обучающийся представляет себе весьма туманно, хотя они ему и знакомы.

Свою специфику имеет работа с учебными пособиями, монографиями, периодикой. Перечень вопросов, подлежащих изучению, приведен в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине. Не все эти вопросы будут достаточно полно раскрыты на лекциях. Отдельные вопросы будут освещены недостаточно полно или вообще не будут затронуты. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень поднятых в ней вопросов с тем перечнем, который приведен в указанном источнике по данной теме, и изучить ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций. Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятельное представление обучающегося об изученных вопросах.

Работа с периодикой и монографиями также не должна состоять из сквозного чтения или просмотра текста. Она должна включать вначале ознакомительное чтение, а затем поиск ответов на конкретные вопросы.

Во время семинара изучение темы проводится только в той форме, которую определил преподаватель. Обучающиеся обсуждают с преподавателем не только вопросы, сформулированные в учебно-методическом комплексе, но и задают вопросы, возникшие у них в процессе подготовки к семинару, аргументировано излагают собственную позицию по тому или иному проблемному вопросу.

Обучающимся рекомендуется задания к практическим занятиям выполнять в отдельной тетради. Подготовка к занятию предполагает изучение теоретического материала, нормативных актов.

Важно иметь в виду, что для усвоения материала учебного курса «Юридическая служба на предприятиях» большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в программе курса. Однако для того, чтобы максимально эффективно использовать имеющуюся в программе учебную информацию, обучающийся должен обязательно ознакомиться с ее содержанием предварительно. Желательно просматривать каждый из разделов программы одновременно с изучением соответствующего лекцион­ного и учебного материала. Ведь в ней закрепляется не только структура курса, но и перечисляются основные категории и понятия, выделяются их основные черты и признаки, классификационные ряды и т. п.

Вид заданий для самостоятельной работы обучающимуся определяет преподаватель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: