Анализ наблюдений. Выводы

Записи воспитателей и саморефлексия детей

11.02.14. Спрашиваю Анфису (4 г.): «Чему ты сегодня научилась?» Анфиса: «Я научилась делать черепашку из соленого теста. Мне сегодня очень понравилась зарядка и упражнение “автобус”. Вместе с Егором я сделала из конструктора робота. А маме я нарисовала динозавра из книжки, он мне очень понравился».

10.03.15. Маша (5 л. 1 мес.): «А я на физкультуре три раза поймала мяч и не уронила! А потом слепила из пластилина двух маленьких черепашек. Мама уже видела моих черепашек, ей очень понравилось. Я хочу их взять домой и показать Веронике».

14.03.2015. До завтрака Леша (5 л.) решил поиграть с кубиками Никитина, и я предложила ему несколько схем разной сложности. Леша выбрал схему «Машина» и приступил к работе. Он был так увлечен, что, не отвлекаясь, справился с работой за 7 минут: «Я сделал! Пойдем покажу», – предлагает мне. «Отличная работа!» — говорю я. «А записочку маме напишете?» – Леша рад своему успеху и хочет, чтобы родители тоже порадовались.

Формы наблюдений

Записи наблюдений. Видео-/аудиозаписи. Фото. Подборки работ: рисунки, надписи, рассказы, выполненные задания на карточках и пр. Свидетельства дел/действий и достижений.

Анализ наблюдений. Выводы.

11.09.08. Т. Н. Илья принес в группу календарики с изображением машин. Олег предлагает ему поменять календарики на солдатика. Илья: «Нет, не могу. Я еще не все рассмотрел. Я еще не запомнил, как какая машинка называется. Давай вместе смотреть. Ты такие машины видел?» 12.09.08. О. Т. Утром подходит ко мне и сообщает: «О. Т., знаете, как называется эта машинка? “Феррари”! А эта – “бьюик”! Это английские слова. Их трудно запомнить. Мне папа сказал, как они (машинки) называются».

15.09.08. Обращается ко мне: «О. Т., а где у нас такие журналы, в которых про машины?» (Подборка аэрофлотовских рекламных журналов.)

19.09.08. «Смотрите, О. Т., я вырезал вот эту и вот еще такую машинку. Прочитайте, как она называется». «Илюша, я не могу прочитать – ты вырезал только картинку, а название, наверное, осталось в журнале». – «Я сейчас пойду поищу». Достает снова журналы, ищет те страницы, из которых вырезал машины.

Коммуникативная компетентность Ты умеешь договариваться и отстаивать свою позицию. Ты знаешь марки автомобилей и правильно называешь их. Ты умеешь задать вопросы. Информационная компетентность Ты знаешь, где (у кого) можно найти информацию о машинах. Ты запомнил английские слова.

 

 

МААМ

Педагогическое наблюдение как одно из условий организации индивидуальной деятельности с дошкольниками

Наталья Мандрыкина
Педагогическое наблюдение как одно из условий организации индивидуальной деятельности с дошкольниками

В своей работе по данному направлению я опираюсь на методику ведения педагогических наблюдений по Лидии Свирской.

кпн Лидия Свирская считает, что педагогическое наблюдение – это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми.

Методика Свирской, в первую очередь, помогает мне осуществлять образовательную деятельность с дошкольниками. Наблюдение за детьми и фиксация результатов, заставляют меня постоянно анализировать свою работу и правильно организовывать развитие малышей.

Наблюдения позволяют мне понять каждого ребенка как личность, и я на основе результатов наблюдения стараюсь создать для дошкольника комфортные условия, помогаю найти ему своё место в коллективе, вовлекаю его в жизнь группы, поддерживаю и поощряю его активность и инициативу в познании.

Наблюдая за детьми, я стараюсь не вмешиваться в действия ребенка, и тогда малыши раскрывают все свои индивидуальные черты. Определив интересы, умения и потребности каждого ребенка, проанализировав его спонтанный выбор, я выстраиваю индивидуальную образовательно - воспитательную модель взаимодействия с воспитанником и разрабатываю индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.

Так, с помощью педагогических наблюдений в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду, я вижу, как дети развиваются в познавательном, физическом, социальном, эмоциональном аспектах.

Познавательное развитие особенно ярко проявляется в дошкольном возрасте. Получив определенные понятия на занятиях, дети в спонтанной игре проявляют свои знания. Так, конструируя летательный аппарат, Кирилл спрашивает у мальчиков: «А вы знаете, что такое «Спутник?», получив отрицательный ответ, он бойко поясняет: «Спутник – это такой предмет, который летает в космосе с человеками и подает сигнал, а потом показывает телевизор». Я поняла, что ребенок интересуется миром космоса и запланировала с ним работу в данном направлении.

Разговор об осени помог мне увидеть, как дети устанавливают причинно- следственные связи, так, Ева спрашивает:

Ева С. «Наталья Ивановна, а что скоро осень?»

Н. И. «Почему ты так решила?»

Ева С. «Деревья желтеют, листочки осыпаются».

Кирилл М. «Скоро все деревья останутся без листьев, голые».

Развитие музыкальности проявилось у Кирилл М. когда он заявил: «А ты знаешь, что стучением можно делать музыку?». Этот момент показал, что ребенок не просто слышит звуки, но и в обычном стуке улавливает музыку.

Во время вечерней прогулки Кирилл Г. увидев, что маленький котенок хромает на одну лапу, сказал: «Нельзя оставлять котика в такой ситуации, его нужно отвезти к доктору для животных». Я поняла, насколько у мальчика развито чувство сострадания, что он проявляет отзывчивость на чужую боль. Для себя я зафиксировала, что моя работа по развитию толерантного отношения ко всему живому идет в правильном направлении.

Однажды утром Илья В. сказал: «Он (детский сад) разрушает все мои планы, поэтому я его не люблю». Это выражение показало, что у ребенка есть свои планы, но детский сад в эти планы не входит. Я поняла, что дошкольника нужно заинтересовать детским садом и постараться сделать так, чтобы детский сад стал его планом.

Летом на прогулке, Ева С. рассуждала сама с собой: «Так хочется праздника, когда праздник – это веселье». Я увидела, что ребенку не хватает положительных эмоций, веселья…И решила организовать маленький праздник в группе, в его организации девочка принимала самое активное участие.

Гендерное воспитание – одно из важных направлений работы в группе. Это понимаешь, слушая воспитанников. Так, Никита Р. заявил: «Я отдаю обёртку девочкам, какие её достойны». Я поняла, что ребенок уже выделяет некоторых девочек среди всех, он предъявляет к детям определенные требования, и в тоже время высоко ценит себя и других.

Утром воспитатели поздоровались с Егор Н., на что он, держась за горло, шепотом ответил: «У меня звук сбился». Такой ответ мальчика поставил меня перед вопросом, как оценить: то ли не захотел сказать приветствие или его волнует хриплый голос ….

Вместе с родителями мы используем результаты наблюдений для достижения понимания ребенка и координации своих действий. Такой обмен информацией и мнениями создает настоящее партнерство между нами.

В тоже время, педагогическое наблюдение может стать субъективным, если оно осуществляется одним педагогом. Я могу видеть детей такими, какими я «их придумала», а не такими, какие они есть на самом деле. Мы с педагогами нашего детского сада работаем во взаимодействии, когда за одним ребенком наблюдают несколько педагогов, в том числе специалисты, и поэтому наше педагогическое наблюдение позволяет сформировать объективную оценку развитию ребенка.

В связи с введением ФГОС мы не оцениваем знания, умения и навыки ребенка, но педагогическая диагностика остается. Мы лишь фиксируем, сформировано или не сформировано то или иное умение ребенка на том или ином возрастном этапе. В этом смысле педагогическое наблюдение остается основным и единственным средством педагогической диагностики.

Педагогическое наблюдение позволяет мне проанализировать свою собственную деятельность. Наблюдая за тем, как дети используют места для игр и материалы, я определяю, отвечают ли созданные условия потребностям детей, есть ли необходимость в изменениях предметно-развивающей среды.

Также я получаю обратную связь от детей о моих собственных педагогических профессиональных действиях. Вижу достоверную картину успехов ребенка в деятельности, тем самым корректирую и вношу изменения в содержание обучения, формы и методы, с тем, чтобы используемая мною образовательная технология наилучшим способом подходила детям.

Когда же проводить наблюдения за детьми? Я наблюдаю за детьми постоянно: во время НОД, во время прогулок, во время свободной деятельности.

 

 

МААМ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: