1. Использование медитативных сказок.
Перед чтением медитативной сказки клиент занимает удобную для себя позу лежа или полулежа.
Сказкотерапевт обычно сам создает медитативные сказки или использует те, что приведены уже существующие в различных источниках.
2. Сочинение сказок.
Клиенту предлагается вспомнить счастливые периоды своей жизни и описать их в форме сказки.
3. Рисование «волшебными» красками.
Клиенту предлагается смешать «волшебные краски» (мука, соль, подсолнечное масло, клей ПВА, гуашь), и выполнить рисунки на следующие темы: «Самое счастливое мгновение», «Волшебная страна», «Мой внутренний Источник Жизни» и др.
4. Создание куклы-помощника.
Используя необходимые материалы, клиент может создать для себя куклу-помощника, или куклу-волшебника, символизирующую ресурс его личности.
5. Создание волшебной страны в песочнице.
С помощью миниатюрных фигурок клиент создает в песочнице страну, в которой он ощущает себя комфортно, где он получает «подпитку» жизненной силы. После обсуждения этой картины клиент забирает с собой любую фигурку по своему выбору, которая будет оказывать ему поддержку, символизируя лучшее в его жизни.
|
|
Эти и другие техники сказкотерапии облегчат клиенту процесс «вспоминания» лучшего.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК НА ЧЕТВЕРТОЙ СТАДИИ СКАЗКОТЕРАПИИ ЗАВИСИМОСТЕЙ
Психотерапевтические сказки на четвертой стадии используются, с одной стороны, для поддержки клиента, с другой стороны, для стимулирования процесса «вспоминания» им светлых, лучших моментов жизни. Психолог рассказывает психотерапевтические сказки, когда клиенту трудно вспомнить что-то хорошее или он «зациклен» на негативных переживаниях. В таких случаях сказка является своего рода «разрядкой» создавшегося напряжения.
По каким признакам можно подбирать сказки для четвертой стадии?
1. Самый важный признак — это светлый эмоциональный фон сказки. Он может проявляться и в юмористическом сюжете, и в описании чудесных детских переживаний, и в линии главного героя, с легкостью и изобретательностью разрешающего проблемы, и в содействии волшебных помощников. В данном случае сказка не «проблематизирует» клиента, а вселяет веру в удачу, счастливую судьбу, в лучшее.
2. Второй важный признак — идея «все, что ни делается, — к лучшему».
3. Третий признак — активный герой-созидатель. Герой любознателен, находчив, не расстраивается из-за возникших трудностей, оказывает помощь другим, творчески активен.