«И снова осень к нам пришла». «В мире сказок». «Красота в умелых руках». «В каждом рисунке — солнце».
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИИ
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование с натуры различных объектов действительности, простых по очертаниям и строению. Рисование домашних и диких животных, птиц, рыб, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета и цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Примерные задания. Рисование с натуры, а также по памяти и представлению (включая наброски):
а) листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);
6} веточек деревьев с почками (верба, тополь);
в) цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);
г) фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);
|
|
д) насекомых (майский жук, стрекоза, кузнечик, шмель);
е) птиц (скворец, утка, снегирь, голубь);
ж) животных (заяц, кролик);
з) предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, детское ведерко, детская лопатка);
и) игрушек (самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом и т д.);
к) народных игрушек (глиняные свистульки — Фнлимоново, Дымково, деревянные свистульки, грибки — Полхов-Майдан);
л) выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.
Примерные задания:
а) рисунки на темы: «Осень в саду», «На качелях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Пусть всегда будет солнце», «Старый замок», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом, в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;
б) иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказок «Сивка-бурка», «Репка», «Петушок— золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; сказок «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Сказка о царе Сзлтане...» А, Пушкина, «Дедушка Мазай и зайцы» Н, Некрасова, «Серая Шейка» Д. Мамина-Сибиряка, «Федорино горе» К. Чуковского, «Золотой ключик, или Приключения Буратнно» А. Толстого; басни «Стрекоза и муравей» И. Крылова; стихотворений «Уж небо осенью дышало...», «Зимнее утро» А. Пушкина; рассказов «Красное лето» И. Соколова-Микитова, «Художник Огонь» Г. Скребицкого.
|
|
Декоративная работа
Знакомство с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства; художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Хохлома), народной вышивкой, кружевом. Ознакомление с русской глиняной н деревянной игрушкой, современной технической и елочной игрушкой.
В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать простейшую связь формы, материала н элементов украшения с практическим назначением предмета. У них начинает формироваться представление о том, что родная природа, близкая и известная им с детства (ягоды, цветы, листья, птицы), служат основой для творчества народного мастера. Природу он знает, любит и поэтизирует.
Народное орнаментальное искусство отражает представление его создателей о прекрасном.
Приобщение к изучению культуры н быта своего народа на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).
Примерные задания:
а) выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб и животных; эскизов узора для коврика, закладки для книг;.декоративной тарелочки, очечника, сумочки, салфетки и т. п.;
б) выполнение эскизов росписи игрушки-матрешки, игрушек— украшений для елки (расписные шарики, гирлянды, флажки, хлопушки, любимые сказочные герои и т. п.);..
в) выполнение эскизов карнавальных принадлежностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т. п.);
г) выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка н т.п.);
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда;
е) выполнение эскизов сувениров, сконструированных из пустых коробочек (веселые игрушки, игольница-цветок, игольница-грибок и т. п.);
ж) упражнение на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.
Лепка
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов,"1 овощей, предметов быта, животных и птиц с натуры, по памяти или по представлению. Лепка тематических композиций.
Примерные задания:
а) лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и животных с натуры, по памяти или по представлению;
в) лепка фигурок по мотивам народных игрушек;
г) лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека — «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. д.
Аппликация
Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.
Примерные задания:
а) составление мозаичного панно на темы: «Осеннее кружево листьев», «В царстве прекрасных снежинок», «Весенняя сказка цветов»;
б) составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на сюжеты русских народных сказок — «Гуси-лебеди», «Репка», басни «Кукушка и Петух» (И. Крылова) и др.