Примерные темы блоков уроков

«И снова осень к нам пришла». «В мире сказок». «Красота в умелых руках». «В каждом рисунке — солнце».

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИИ

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Рисование с натуры различных объектов действитель­ности, простых по очертаниям и строению. Рисование до­машних и диких животных, птиц, рыб, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строе­ния, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование при­емов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета и цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению раз­личных объектов действительности.

Примерные задания. Рисование с натуры, а также по памяти и представлению (включая наброски):

а) листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);

6} веточек деревьев с почками (верба, тополь);

в) цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, пер­воцвет);

г) фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);

д) насекомых (майский жук, стрекоза, кузнечик, шмель);

е) птиц (скворец, утка, снегирь, голубь);

ж) животных (заяц, кролик);

з) предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, детское ведерко, детская ло­патка);

и) игрушек (самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом и т д.);

к) народных игрушек (глиняные свистульки — Фнлимоново, Дымково, деревянные свистульки, грибки — Полхов-Майдан);

л) выполнение графических и живописных упражне­ний.

Рисование на темы

Совершенствование умений выполнять рисунки компо­зиций на темы окружающей жизни по памяти и по пред­ставлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного располо­жения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоцио­нального отношения к изображаемым событиям.

Примерные задания:

а) рисунки на темы: «Осень в саду», «На качелях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Пусть всегда будет солнце», «Старый замок», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом, в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;

б) иллюстрирование литературных произведений: рус­ских народных сказок «Сивка-бурка», «Репка», «Пету­шок— золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; сказок «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Сказ­ка о царе Сзлтане...» А, Пушкина, «Дедушка Мазай и зай­цы» Н, Некрасова, «Серая Шейка» Д. Мамина-Сибиря­ка, «Федорино горе» К. Чуковского, «Золотой ключик, или Приключения Буратнно» А. Толстого; басни «Стрекоза и муравей» И. Крылова; стихотворений «Уж небо осенью дышало...», «Зимнее утро» А. Пушкина; рассказов «Красное лето» И. Соколова-Микитова, «Художник Огонь» Г. Скребицкого.

Декоративная работа

Знакомство с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства; художественной росписью по ме­таллу (Жостово) и по дереву (Хохлома), народной вы­шивкой, кружевом. Ознакомление с русской глиняной н деревянной игрушкой, современной технической и елоч­ной игрушкой.

В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся по­нимать простейшую связь формы, материала н элементов украшения с практическим назначением предмета. У них начинает формироваться представление о том, что род­ная природа, близкая и известная им с детства (ягоды, цветы, листья, птицы), служат основой для творчества на­родного мастера. Природу он знает, любит и поэтизирует.

Народное орнаментальное искусство отражает представ­ление его создателей о прекрасном.

Приобщение к изучению культуры н быта своего на­рода на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохло­ма, Вологда, Вятка).

Примерные задания:

а) выполнение эскизов предметов, для украшения ко­торых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, кру­ге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб и животных; эскизов узора для коврика, закладки для книг;.декоративной тарелочки, очечника, су­мочки, салфетки и т. п.;

б) выполнение эскизов росписи игрушки-матрешки, иг­рушек— украшений для елки (расписные шарики, гирлян­ды, флажки, хлопушки, любимые сказочные герои и т. п.);..

в) выполнение эскизов карнавальных принадлежнос­тей (маски и детали украшений костюмов героев народ­ных сказок и т. п.);

г) выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка н т.п.);

д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда;

е) выполнение эскизов сувениров, сконструированных из пустых коробочек (веселые игрушки, игольница-цветок, игольница-грибок и т. п.);

ж) упражнение на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.

Лепка

Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов,"1 овощей, предметов быта, животных и птиц с натуры, по памяти или по представлению. Лепка тематических ком­позиций.

Примерные задания:

а) лепка сложных по форме листьев деревьев, фрук­тов, овощей и предметов быта (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

б) лепка птиц и животных с натуры, по памяти или по представлению;

в) лепка фигурок по мотивам народных игрушек;

г) лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека — «Почтальон», «Продавщица мо­роженого», «Столяр за работой» и т. д.

Аппликация

Составление простейших мозаичных панно из кусоч­ков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весен­ней природы, на сюжеты русских народных сказок и ба­сен.

Использование в аппликациях ритма (линейного, тоно­вого, цветового), освещения, светотени.

Примерные задания:

а) составление мозаичного панно на темы: «Осеннее кружево листьев», «В царстве прекрасных снежинок», «Весенняя сказка цветов»;

б) составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на сюжеты русских народных сказок — «Гуси-лебе­ди», «Репка», басни «Кукушка и Петух» (И. Крылова) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: