Тема урока. Рисование на тему «Мы рисуем отгадки к народным загадкам». Карандаш, акварель, гуашь, цветная бумага, цветные мелки, фломастеры, цветные карандаши.
Устное народное творчество явилось основой для многих литературных произведений и произведений изобразительного искусства.
Ребята, конечно, хорошо знакомы с загадками, любят их отгадывать и даже иногда пытаются сочинять их сами. Очень часто текст загадки художники книги сопровождают рисунками. На этих уроках учащиеся тоже должны будут проиллюстрировать загадки. Для этого лучше всего им рекомендовать народные загадки. Можно пользоваться учебником «Родная литература» для V класса или детскими книжками. Народные загадки учат детей присматриваться ко всему окружающему, видеть красоту мира, радоваться его многообразию, развивают ассоциативное мышление, любознательность, расширяют кругозор.
Для того чтобы загадка вызвала у ребят определенный эмоциональный отклик, эстетическое чувство, они должны убедиться в ее верности и меткости определения предмета, в мудрости и красоте звучания. Предметы и явления в загадках, как правило, описываются эмоционально-образно, поэтично. Разбор художественно-выразительных средств загадок и признаков, по которым угадывается предмет или явление, проводится заранее на уроке литературы. Он необходим даже в том случае, если загадка хорошо известна.
|
|
Чтобы научить учащихся понимать иллюстрированную книгу как объемное произведение искусства, берется самое короткое произведение устного народного творчества— загадка и дастся задание учащимся за один урок выполнить иллюстрации к ней. При этом детям предлагается продумать композицию так, чтобы, по возможности, отгадку можно было увидеть не рядом с текстом загадки. Лист бумаги разрешается перегибать и разрезать как угодно. Текст загадки можно быстро и красиво написать цветными карандашами, фломастерами, шариковыми ручками. Изобразительное решение композиции может быть различным. Можно написать текст загадки и нарисовать только отгадку. Например, нарисовать, как на горке стоит Егорка в красной шапочке и отгадку—гриб. Сопоставление этих изображений позволит учащимся наглядно убедиться в большом сходстве образов загадки. Порядок работы такой: изображения сначала намечаются карандашом в тонких линиях, а затем выполняются в цвете.
В конце уроков проходит коллективное обсуждение выставленных работ.
Тема урока. Наброски с натуры модели домика (карандаш).
Урок начинается с короткой беседы, в которой учитель отмечает, что во многих произведениях художников можно встретить изображения различных построек, домов. Это деревенские избы, старинные деревянные и кирпичные особняки, различные современные дома. В современном строительстве используются крупноблочные и крупнопанельные конструкции. Учитель подробно объясняет школьникам основные конструктивные особенности строения модели домика. Во-первых, это главная жилая часть — громадный параллелепипед (пе случайно «коробочными зданиями» называют теперь стандартную архитектуру жилых домов), во-вторых, крыша, заключающая в своей форме трехгранную призму, лежащую на боку, или пирамиду с широким основанием, в-третьих —трубы, первоосновой их формы является цилиндр или четырехгранная призма. Для более глубокого понимания учащимися элементарных закономерностей перспективы необходимо активнее использовать их знания о линии и уровне горизонта (высокий, низкий горизонт) при изображении предметов. Следует заметить, что учащиеся смотрят на модель домика с разных сторон (точки зрения их различны). Для одних детей домик будет повернут своим фасадом, для других окажется расположенным с угла. Поэтому, для формирования у них полноценного образа дома, необходимы анализ его конструкции и наблюдение с разных сторон. Учащиеся могут выполнить 1—2 наброска с натуры модели домика в разных поворотах или один длительный рисунок с выявлением штриховкой объема домика. Желательно в классе иметь два-три макета домика, установленных на натурные подставки ниже уровня зрения учащихся. В крайнем случае, если макет один, его следует расположить на подставке, установленной на столе учителя (в этом случае натура — макет домика — располагается выше уровня зрения школьников).
|
|
После линейного изображения модели домика учащиеся анализируют распределение светотени и штриховкой выявляют объем. Межпредметные связи - анализ геометрических форм в курсе математики —для формирования пространственных представлений.
Тема урока. Рисование с натуры домашних животных — живых или чучел (карандаш, акварель, цветная или черная тушь). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: Рембрандт. Наброски животных.
Выполняя это задание, школьники продолжают совершенствовать свое умение рисовать животных. В беседе с детьми учитель конкретизирует и углубляет их знания и представления о размере, анатомическом строении кошки, собаки, цветовой окраске их шерсти. Внимание детей обращается на то, что во многих произведениях литературы и устного народного творчества часто среди героев сюжетов встречаются домашние животные — лошадь, собака, кошка, петух и т. д.
Учитель показывает ребятам рисунки гениального живописца XVII в. Рембрандта и рассказывает им о большой любви замечательного голландского художника к рисованию животных. Известны его рисунки с изображением кошек и собак, львов и слонов, птиц, лошадей и других животных. Обращая внимание учеников на то, что у всех кошачьих — льва, тигра, кошки — повадки приблизительно одинаковы, учитель показывает рисунок Рембрандта «Пьющий лев».
На рисунке «Пьющий лев» изображен грозный царь зверей. Он лежит, обхватив передними лапами бочонок с водой. Нахмуренный, мрачный, с маленькими хищными глазками, лев отдыхает, но при этом сохраняет свой неприступный вид. Художник изображает мускулистое, сильное тело животного, его когтистые лапы, его шерсть, густую гриву, обрисованную сильными штрихами, становящимися слабее и прозрачнее к середине туловища. Светотеневая лепка формы создает объем тела, уточняет его строение. Рисунок прост и лаконичен, но в нем выражено то главное, что волнует художника. Это передача характера и повадок льва, большая образная выразительность. В простой незамысловатой зарисовке льва Рембрандт передал и его мощь, и хищность, и красоту.
|
|
Внимание школьников следует обратить на то, что в строении таких животных, как лев, тигр, кошка, очень много общего. Поэтому необходимо тщательно разобраться в индивидуальных различиях этих животных.
После этого учащиеся приступают к рисованию с натуры кошки, собаки или кролика. Предварительно анализируется их анатомическое строение, пропорции, пространственное расположение и т. д.
Тема урока. Иллюстрирование русской народной сказки «Царевна-лягушка» (карандаш, акварель или гуашь, цветная бумага, цветные восковые мелки). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа на тему «Сказка в изобразительном искусстве». В. Васнецов «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Царевна-лягушка»; Н. Рерих «Ковер-самолет»; И. Билибин — иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка» и другим русским народным сказкам.
В начале урока проводится беседа «Сказка в изобразительном искусстве». Подчеркивается влияние устного народного творчества на произведения художников.
Детям демонстрируется уже известное им произведение В. Васнецова «Ковер-самолет», которое сравнивается с одноименной картиной Н. Рериха. Обращается внимание на то, как по-разному передали живописцы один и тот же образ. Далее показывается картина В. Васнецова «Три царевны подземного царства», на которой в образах прекрасных царевен художник воплотил мечту народа об овладении богатствами земли: золотом, самоцветными камнями к каменным углем.
Вспоминается беседа в IV классе о сказочных образах в произведениях художественной лаковой миниатюры из Палеха. Показываются другие примеры произведений декоративно-прикладного искусства, созданных на сюжеты сказок.
В беседе учитель должен найти способ обобщить представления учащихся о сказке, оживить в воображении ребят се образы, закрепить в их сознании утверждаемые нравственные, эстетические идеи, чтобы эмоционально подготовить детей к выполнению иллюстраций к русской народной сказке «Царевна-лягушка».
|
|
Содержание сказки изучается заранее на уроке литературы. А в начале выполнения задания на уроке изобразительного искусства учитель выясняет, каково идейное содержание сказки, чему она учит, кто ее главные герои, какова их внешность, как дети их представляют. Эту работу следует проводить на основе текста сказки.
Учащимся предлагается определить разницу между понятиями «тема» и «сюжет», самостоятельно выбрать из сказки сюжет для иллюстрирования и словесно его нарисовать. Это задание в значительной степени активизирует работу их воображения, так как детям необходимо представить многое из того, что они никогда не видели. Каждый учащийся делает это в зависимости от своего жизненного опыта. Он может представлять, как бы он сам поступил на месте того или иного сказочного героя.
Далее демонстрируются иллюстрации И. Билибина к сказке «Царевна-лягушка», которые помогут конкретизировать представления школьников о событиях в сказке, приблизят к нам образы сказочных героев. Волшебные, красочные иллюстрации И. Билибина к русским народным сказкам доставляют детям эстетическое наслаждение, духовно обогащают их.
Работа над иллюстрацией начинается с выполнения композиционного эскиза. Продумывая сюжет, идейное со держание композиции, каждый ученик может выполнить два-три эскиза. В них он должен будет использовать уже знакомые ему средства художественной выразительности1, высокий и низкий горизонт, выделение главного в рисунке, выделение композиционного центра и др.
Учитель анализирует характерные ошибки и наиболее удачные решения в процессе самостоятельной работы учащихся над эскизами. После выполнения эскизов на доске он с помощью специальных таблиц объясняет школьникам особенности симметричной и асимметричной композиций и их роль для передачи в рисунке состояния покоя или движения.
Затем дети дорабатывают свои эскизы с учетом объяснения учителя. Те, кто завершил работу над рисунком композиции, приступают к работе красками.
К следующему уроку учащимся рекомендуется провести наблюдения, наброски и зарисовки, необходимые для уточнения композиции.
На втором уроке по теме учащимся еще раз с помощью тех же таблиц, но на других примерах объясняются особенности симметричной и асимметричной ком позиций, различные варианты передачи движения в сюжетном рисунке.
Дети выполняют в тонких линиях рисунок иллюстрации/причем подчеркивается, что иллюстрация —это изображение, предназначенное для книги.
Далее снова демонстрируются репродукции или слайды картин В. Васнецова, Н. Рериха, иллюстрации И. Билибина и обращается внимание школьников на их колористическое решение, роль цвета для передачи характера героев сказки, их настроения.
Работа над иллюстрацией в цвете выполняется разнообразными художественными материалами, указанными в программе.
Б конце урока проводится выставка и коллективное обсуждение иллюстраций.
Тема урока. Выполнение эскиза декоративной росписи «волшебного» фигурного сосуда и роспись готового изделия— сосуд-зверь, сосуд-птица (карандаш, акварель или гуашь). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства и беседа о его красоте: керамика Скопина, Опошни.
На этих уроках углубляются знания школьников о народном декоративно-прикладном искусстве путем сопоставления примеров народной керамики Скопипа, Опошни с образцами устного фольклора. В волшебных сказках, действие которых происходит в тридевятом царстве в тридесятом государстве, герои не только наделены сверхъестественной силой, но и владеют чудесными предметами — Шапкой-невидимкой, ковром-самолетом, скатертью-самобранкой и т. д. Силой народной фантазии обычные предметы превращаются в необычные. Такое же волшебное превращение обычных предметов в необычные мы.встречаем и в творчестве народных мастеров — создателей фигурных сосудов. Чудо-сосуды народного гончарного искусства продолжают жить сегодня в г. Скопине на Рязанской земле, в с. Опошне Полтавской области.
Во время беседы учащиеся знакомятся с фигурными керамическими сосудами мастеров Скопина и Опошни. Обращается их внимание на разнообразную тематику скульптурных изображений старинной скопинской фигурной посуды: птица, лев, медведь, дракон, кентавр, заяц, собака и многое другое. Традиции народного гончарства Скопина продолжают в настоящее время художники Скопинского завода художественной керамики.
В числе традиционных сосудов опошнянских мастеров характерны сосуды в виде барана, льва, быка. Скульптурная моделировка формы в меру условна, поэтому сосуд не воспринимается как скульптурное изображение.
Эскизы декоративной росписи «волшебного» фигурного, сосуда учащиеся выполняют, соблюдая следующие условия: 1} определить форму фигурного сосуда (кувшин, кружка, солонка, ковш), в которой должны сочетаться скульптурное начало и функциональность вещи; 2) нарисовать декоративную фигуру зверя или птицы для фигурного сосуда с учетом предназначения этого сосуда какому-либо герою волшебной сказки (автор
эскиза называет сказку, героя); 3) использовать эскиз «волшебного» фигурного сосуда на труде для лепки объемного изделия; на уроке декоративного рисования готовое изделие расписать согласно эскизу.
Урок росписи «волшебного» сосуда по эскизам тоже начинается с беседы, закрепляющей знания школьников о народной керамике, о связи художественных приемов устного и изобразительного фольклора. С этой целью во время демонстрации фигурной керамической посуды Скопина, Опошни показываются другие примеры из различных областей народного искусства: ковши-утицы, птицы-солонки, кони-качалки, звери-свистульки ит.д. Подчеркивается, что в народном творчестве примеры художественного единства скульптурного начала и функциональности вещи широко распространены. Это один из примеров волшебного реализма, присущего народному мастеру и слова, и керамики.
Межпредметные связи — чтение отрывков из русских сказок: «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка» для установления связи художественных приемов устного и изобразительного народного творчества; выполнение объемных фигурных сосудов на уроках труда.
Тема урока. Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (карандаш, акварель или гуашь, цветная бумага, цветные мелки). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте сказочного мира: Ю. Васнецов, Н. Пискарев — иллюстрации к сказке «Конек-горбунок».
Вступительную беседу учителю необходимо построить так, чтобы ребята смогли установить значительное сходство между народными сказками, которые они уже изучили, и сказкой, созданной поэтом. Следует дать возможность учащимся поразмыслить над причинами этого сходства, выяснить, как они понимают основное содержание сказки, какими представляют себе ее героев, окружающую их обстановку.
Можно зачитать отрывки из сказки или включить грамзапись. Учащиеся смогут глубже прочувствовать задушевность сказки П. Ершова, ее веселый, почти плясовой ритм, задорный юмор. Они смогут эмоционально оценить юмор и легкую насмешку поэта в изображении фантастических приключений и сказочных чудес, иронию автора по отношению к злому, глупому, жадному старому царю-самодуру, нравственно-эстетическое воздействие сказки.
Далее проводится словесное рисование. Учащиеся самостоятельно выбирают сюжет иллюстрации и рассказывают, какими изобразительными средствами воспользуются, чтобы передать свою симпатию к Иванушке и его очаровательному Коньку-горбунку, красоту волшебных картин в сказке.
Чтобы показать, как образы литературной сказки отражаются в изобразительном искусстве, на этом этапе урока можно продемонстрировать иллюстрации Ю. Васнецова, Н. Пискарева к сказке «Конек-горбунок» и подчеркнуть, как по-разному художники изображали героев и события сказки.
Затем выполняется быстрый поисковый эскиз композиции небольшого размера.
Работу над иллюстрацией можно начать сразу в цвете, используя акварель или гуашь, цветные мелки, цветную бумаги, смешанную технику.
Для создания эмоционального настроения школьников в процессе их самостоятельной работы над иллюстрацией можно негромко включить грамзапись из балета И. Стравинского «Жар-птица».
В конце урока учитель в целом оценивает работу класса, рисунки выставляются у доски по желанию самих учащихся.
Тема урока. Беседа «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства» (В. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»; П. Корни «Александр Невский»; А. Бубнов «Утро на Куликовом поле»; М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»).
Во время беседы можно воспользоваться материалами учебников по истории, литературными и музыкальными произведениями по теме.
Беседу следует построить живо, интересно, важно, чтобы дети сами анализировали картины, используя имеющиеся у них знания, зрительные представления.