Профиль характера (личностной акцентуации)

Шкалы (черты характера)

Опираясь на принцип, что хорошего и плохого с психологической точки зрения нет, можно даже попытаться понять эти странные слова: «Не суди…».

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личнос­тей разделены на две группы: акцентуации характера (демон­стративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и ак­центуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).

1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной спо­собностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контак­тов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направ­ленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, по­требность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незаме­ченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости ма­неры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обыч­но похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя ли­дером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей само­уверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он мо­жет полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это раско­вывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, посколь­ку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений со­вести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общитель­ность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отноше­нию к нему. В связи с этим проявляет настороженность и не­доверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительно­стью, долго переживает происшедшее, не способен легко от­ходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто вы* ступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жест­кость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, ко­торые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится до­биться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Ос­новной чертой является склонность к аффектам (правдолю­бие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертно­стью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступа­ет редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следо­вать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ори­ентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в пра­вильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему харак­терна повышенная импульсивность, инстинктивность, гру­бость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамст­ву и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыль­чив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. От­мечается низкая контактность в общении, замедленность вер­бальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, рабо­тает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежела­ние учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоя­щим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасят­ся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

 

5. Гипертимный тип. Людей этого типа отличает большая по­движность, общительность, болтливость, выраженность жес­тов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отно­шениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первона­чальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они поч­ти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочув­ствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хо­роший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем де­ловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, иници­ативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное

-противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязан­ностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезно­стью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимисти­ческое отношение к будущему, заниженная самооценка, а так­же низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуа­листами; общества, шумной компании обычно избегают, ве­дут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они до­бросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им под­чиниться, располагают обостренным чувством справедливос­ти, а также замедленностью мышления.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, не­уверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темно­ты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесня­ются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения со­вести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формирует­ся чувство долга, ответственности, высокие моральные и эти­ческие требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды де­ятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои спо­собности.

Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется* осо­бо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения со­провождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфлик­ты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток.

8. Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа — способ­ность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощу­щение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойствен­на высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Та­кие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых кон­фликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как актив­ной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хоро­ший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоя­нию печали, обладают лабильностью психики.

9. Эмотивный тип. Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоцио­нальность, чувствительность, тревожность, болтливость, бояз­ливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердеч­ность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезли­вы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из филь­мов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обо­стренное чувство долга, исполнительность. Бережно относят­ся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за жи­вотными.

10. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жаж­да деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; пе­чальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседа­ми, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже гру­бостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстыва­ют с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У ла­бильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более на­сыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

 


ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК1

Автор: А.Е. Личко

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) был разработан в 1970 г. А. Е. Личко в Ленинградском психоневро­логическом институте им. В. М. Бехтерева. Лежащая в основе пси­хологическая теория отношений определила и процедуру тестирования, и своеобразное построение опросника. Исследованию подвергается отношение испытуемого к ряду личностных проблем, разби­тых в тексте опросника на 25 тем. Каждая тема содержит список от 10 до 19 возможных ответов. Испытуемому предлагается вы­брать наиболее подходящие варианты, причем допускается выбор нескольких вариантов, а также отказ от выбора. Такая процедура, несомненно, предоставляет больше возможностей для проявления истинной установки испытуемого по сравнению с неизбежно выну­жденными ответами в традиционных опросниках.

Основная задача ПДО — определение типов акцентуации харак­тера и типов психопатии. Помимо этого опросник позволяет опре­делить психологическую склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрес­сии и социальной дезадаптации, оценивать возможность органи­ческой природы психопатии и акцентуации характера, оценивать степень проявления реакции эмансипации в самооценке, а также степень проявления черт мужественности-женственности в систе­ме отношений.

При работе с опросником принято использовать следующую си­стему условных обозначений:

Г— гилертимный тип

Ц— циклоидный тип

Л— лабильный тип

А— астено-невротический тип

С— сенситивный тип

П — психастенический тип

Ш— шизоидный тип

Э — эпилептоидный тип

И— истероидный тип

Н— неустойчивый тип

________________________________________________________________________________________________1 Реан А. А. Практическая психодиагностика личности СПб, 2001. С. 120 – 127, 145 – 165.

Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. С. 234.


 

К-- конформный тип

О — показатель негативного отношения к исследованию, количество отказов от выборов

Д— показатель диссимуляции черт характера Т— показатель откровенности

Р— (brain minimal damage) показатель органической природы психопатии и акцентуаций

Дп — показатель риска депрессии

Е— показатель реакции эмансипации

d — психологическая склонность к делинквентности

М — выраженность черт мужественности

Ф— выраженность черт женственности

V — психологическая склонность к алкоголизации

Эти условные обозначения встречаются в тексте, они используются при оценке результатов, в графике подсчета и в необходимых для оценки таблицах.

Для проведения обследования требуется текст опросника ПДО и два ответных бланка. Текст опросника представляет собой список утверждений, сгруппированных по 25 темам, предваряемый общей инструкцией к первому исследованию. Ответный бланк содержит номера, соответствующие номерам утверждений в тексте опросни­ка. Тестирование проводится индивидуально или с группой, вклю­чает в себя два исследования и требует на каждое исследование от 30 до 60 минут. Опросник рассчитан на подростков в возрасте от; 14 до 18 лет, хотя возможно обследование лиц более раннего воз­раста (с 11-12 лет), принципиальных ограничений для этого нет, но достоверность результатов все же снижается. Опросник не пригоден для подростков с выраженной интеллектуальной недостаточностью либо с присутствием острого психотического состояния с нарушениями сознания, а также при выраженном психическом дефекте.

В первом исследовании испытуемый знакомится с инструкцией в тексте опросника и затем в каждом разделе выбирает наиболее подходящий ответ или несколько ответов. Во втором исследовании он инструктируется устно и затем в тех же самых разделах выбирает один или несколько наиболее неподходящих ответов. В обоих исследованиях нельзя выбирать более трех ответов и разрешается отказаться от выбора в каких-то разделах.

Сразу же после тестирования необходимо проверить ответные листы. Если обнаружится, что в каком-либо разделе испытуемый сделал более трех выборов, следует попросить его сократить вы­боры до необходимого количества. А если окажется, что отказов в целом по всем разделам больше шести, то испытуемый должен по­пытаться уменьшить их число. Иначе результаты тестирования не могут быть рассмотрены как достоверные.

Большое количество отказов от выбора говорит либо о трудно­сти работы с опросником, либо о негативном отношении к иссле­дованию. Во втором случае, если сокращение количества отказов встречает сопротивление, лучше повторить тестирование, но уже после психотерапевтической беседы.

Инструкция к первому исследованию. Перед Вами текст опросника, разбитого на 25 разделов. Каждый раздел содержит от 10 до 19 утверждений. Вам следует в каждом разделе выбрать наиболее подходящее для Вас утверждение и отметить соответствующий но­мер на листе ответов. Если в каком-либо разделе Вам подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать 2-3 выбора, но не более. В разных разделах можно делать неодинаковое число выбо­ров. Если ни один из выборов в каком-то разделе Вам не подходит, разрешается не делать выбора. В этом случае на листе ответов от­мечается номер 0.

Инструкция ко второму исследованию. Вам надо повторно просмотреть все разделы и выбрать в каждом утверждение, которое наиболее для Вас не подходит. Разрешается делать несколько выборов в каждом разделе, но не более трех. Номера соответствующих выборов отмечаются в листе ответов для 2-го исследования. Разрешается не делать выбора в отдельных разделах. В этом случае в листе ответов отмечается номер 0.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: