Методология научного исследования. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования

Понятие о научном исследовании в области педагогики и психологии. Исследование как отражение научно-теоретической и конструктивно-технологической функций науки.

  • Виды исследований в педагогике и психологии.
  • Функции научных исследований в системе образования.
  • Понятие о методологии науки.
  • Философский, общенаучный, конкретно- научный, технологический уровни методологии.
  • Научный факт.
  • Объективная закономерность.
  • Научная концепция.
  • Методология педагогики.
  • Методологи психологии.
  • Основные методологические принципы исследования в педагогике и психологии.
  • Современные философские концепции как методологическая основа педагогики и психологии.
  • Научное исследование как отражение методологической позиции его автора.
  • Понятие о методологической культуре исследователя.

Основные понятия:

  • наука,
  • научный факт,
  • понятие,
  • закономерность,
  • теория;
  • научное исследование;
  • методология;
  • методологический подход в научном исследовании;
  • методологическая культура исследователя.

Модуль 2.

Основные элементы методологического аппарата научного исследования.

Основные методологические характеристики научного исследования:

  • проблема,
  • объект,
  • предмет,
  • цель,
  • задачи,
  • гипотеза,
  • методы,
  • хронологические и географические рамки,
  • защищаемые положения,
  • научная новизна результатов,
  • практическая значимость.

Концепция исследования:

  • Понятийный аппарат.
  • Общая логика и структура научных исследований в области педагогики и психологии.
  • Логика построения научной работы.

Основные понятия:

  • методологические характеристики исследования;
  • актуальность,
  • проблема,
  • тема,
  • объект,
  • предмет,
  • цель,
  • задачи,
  • гипотеза,
  • научная новизна,
  • теоретическая и практическая значимость.

Модуль 3.

Методы исследования в сфере образования.

Организация опытно-экспериментальной работы.

  • Общее понятие о методах исследования в сфере образования.
  • Классификация методов исследования.
  • Малоформализованные и высокоформализованные методики.
  • Теоретические методы исследования.
  • Виды теоретического анализа.
  • Анализ литературы и источников.
  • Моделирование.

Эмпирические методы исследования:

  • наблюдение,
  • опросные методы,
  • экспертная оценка,
  • изучение документации,
  • анализ результатов учебной деятельности студентов или школьников, обобщение опыта и т.д.

Социологические методы исследования в сфере образования:

  • Общее понятие об эксперименте как исследовательском методе.
  • Виды эксперимента.
  • Особенности опытно-экспериментальной работы в психолого-педагогических исследованиях.
  • Разработка программы опытно-экспериментальной работы.
  • Основные этапы опытно-экспериментальной работы.

Основные понятия:

  • метод исследования,
  • классификация методов исследования,
  • эксперимент.

Модуль 4.

Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования.

Оформление и представление итогов научной работы.

Основные требования к содержанию научной работы:

  • Упорядочение,
  • систематизация,
  • анализ фактов, идей, положений.
  • Формулирование выводов по результатам научного исследования.

Обработка и интерпретация научных данных. Основные формы обработки и представления данных: текст, таблица, график, диаграмма и т.д.

Научный стиль речи: лексика, терминология, синтаксические конструкции, клише.

Понятие квалификационной работы. Правила ее оформления.

Процедура защиты результатов научного исследования. Научная этика.

Основные понятия: квалификационная работа, научный стиль речи, научная этика.

Курс лекций

Модуль 1. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности

 

1. Виды научных исследований в сфере образования. Виды исследовательских стратегий.

2. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности.

3. Философские концепции как методологическая основа исследовательской работы.

1. Виды научных исследований в сфере образования.

Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют выявить закономерности между фактами, явлениями и процессами и, как следствие — прогнозировать. Принято считать, что современная наука реализует две основные функции: научно-теоретическую и конструктивно-технологическую.

Выделяют следующие виды научных исследований:

фундаментальные научные исследования — это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предназначаются для непосредственного промышленного использования. Термин фундаментальность (на латыни fundare — «основывать») отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы;

прикладные научные исследования — это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач; результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) — здесь соединяется наука с производством, тем самым обеспечивая как научные, так и технические и инженерные проработки проекта.

В рамках других классификаций научные исследования делятся на:

теоретические и эмпирические;

пилотажные (например, экспресс-опрос), описательные (предполагают комплекс методов, например, анкетирование и интервью), аналитические (выявление причин явлений. в том. числе эксперимент);

точечные (или разовые) и повторные (в том числе панельные), т.е. неоднократное возвращение к объекту через определенные интервалы;

монографические (исследование одной проблемы или темы);

сравнительные.

Выбор той или иной исследовательской стратегии зависит от цели и особенностей явления, которое предстоит изучить.

2. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности.

Методология – это учение об организации деятельности. Методология науки — это учение о методах и процедурах научной деятельности. Выделяют философский, общенаучный, конкретно- научный, технологический уровни методологии.

Философский уровень – это основание всякого методологического знания, здесь определяется мировоззренческий подход к процессам познания и преобразования действительности. Содержание его – общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.

Общенаучный уровень – теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Например, системный подход, синергетический подход, диалектика и т.п.

Конкретно-научный уровень – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Например, для педагогики: личностный, деятельностный, культурологический, диалогический, антропологический подходы.

Технологический уровень – методики и техники исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.

Научный факт. Факт (лат. Factum - свершившееся) - знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Это эмпирическое обобщение. Факты можно рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом планах. В онтологическом смысле факты - это любые не зависящие от наблюдателя состояния действительности или свершившиеся события. В логико-гносеологическом плане фактами называют обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале. Это описания некоторых событий в общих понятиях. Это — элементарные компоненты системы знания.

Каждая наука рассматривает факты своей области действительности. Можно говорить о педагогических, психологических, юридических фактах.

Научная закономерность – это объективная, устойчивая, повторяющаяся, существенная взаимосвязь между фактами, явлениями, процессами.

На основе выявленных закономерностей наука формулирует основные научные принципы – наиболее общие, существенные и исходные положения, лежащие в основе построения той или другой системы знания, или правила познавательной деятельности (принцип историзма, принцип верификации и т.д.). Наиболее важны в научном исследовании такие принципы как:

· объективность рассмотрения (при исследовании объекта следует исходить из него самого, а не из нашего мышления о нем);

· конкретность (при изучении объекта необходимо учитывать его особенности, специфические условия существования);

· всесторонность рассмотрения (объект требуется рассматривать во всех его связях и отношениях);

· историзм (познавая объект, нельзя игнорировать его развитие, движение, изменение).

Научная концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

Научная теория - это наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях изучаемой области действительности. Примерами научной теории являются классическая механика И. Ньютона, корпускулярная и волновая теории света, теория биологической эволюции Ч. Дарвина, электромагнитная теория Дж. К. Максвелла, специальная теория относительности, и т.п. Наука включает в себя описания фактов и экспериментальных данных, гипотезы и законы, классификационные схемы и т.п., однако только научная теория объединяет весь материал науки в целостное и обозримое знание о мире. Для построения научной теории предварительно должен быть накоплен определенный материал об исследуемых объектах и явлениях, поэтому теории появляются на достаточно зрелой стадии развития научной дисциплины: первые научные теории электричества появились лишь в середине 18 века. На первых порах, как правило, создаются описательные теории, дающие лишь систематическое описание и классификацию исследуемых объектов: теории эволюции Жана Батиста Ламарка и Дарвина были описательными - они описывали и классифицировали виды растений и животных и их происхождение; таблица химических элементов Д. Менделеева представляла собой систематическое описание и классификацию элементов. Приступая к изучению некоторой области явлений, ученые должны сначала описать эти явления, выделить их признаки, классифицировать их по группам. Лишь после этого становится возможным более глубокое исследование по выявлению причинных связей и открытию законов. Высшей формой развития науки считается объяснительная теория, дающая не только описание, но и объяснение изучаемых явлений. К построению именно таких теорий стремится каждая научная дисциплина. Иногда в наличии подобных теорий видят существенный признак зрелости науки: дисциплина может считаться подлинно научной только тогда, когда в ней появляются объяснительные теории.

3. Философские концепции как методологическая основа исследовательской работы.

Любое научное исследование строится на той или другой методологической основе, т.е. исследователь собирает, систематизирует, классифицирует, интерпретирует факты исходя из какой-либо общей концепции, позиции. Эта позиция имеет самое непосредственное отношение к такому разделу философского знания как гносеология – теория познания, которая и является всеобщей методологией, ее законы, категории и теоретические положения служат исходными принципами любого научного исследования. Кроме того, научное познание требует от исследователя знания логики познающего мышления, логики научного познания. Всем этим и определяется то, что философия является методологической базой любой научной теории.

Выстраивая свою научную работу, исследователь должен ответить себе на вопросы: объективен ли мир, познаваем ли он, какими способами можно его познать, каковы отношения объекта и субъекта познания, существует ли истинное знание, является ли истина абсолютной или относительной и т.д. Ответы на все эти вопросы выстраиваются в рамках одной или нескольких философских концепций, которые и являются методологической основой исследовательской работы. Именно в этом состоит смысл философского уровня понимания методологии.

Для современного, постнеклассического этапа развития науки характерны следующие основные методологические новации:

1. все чаще объектом исследования становятся саморазвивающиеся открытые сложные «человекоразмерные системы», и особую роль приобретают междисциплинарные, комплексные программы их изучения;

2. сближение естественных и социальных наук (и обмен их методами), восточного и западного мышления, рациональных и иррациональных, научных и вненаучных подходов, т.е. методологический плюрализм;

3. широкое внедрение во все научные дисциплины идей и методов синергетики — теории самоорганизации открытых неравновесных систем любого рода (биологических, социальных, познавательных); и выдвижение на передовые позиции таких понятий, как неопределенность, схоластичность, вероятность, порядок и хаос, нелинейность, возможность, время, информация и др.;

4. соединение объективного и субъективного подходов в познании окружающего мира и человека, разрушение жесткого разветвления естественных и социальных наук, сближение и взаимодействие их методов, рост значения «антропологического принципа»; повышение роли «понимающих методик» (герменевтика), «личностных методов» (биографический);

5. математизация научных теорий и возрастающий уровень их абстрактности и сложности, повышение роли количественных формально-абстрактных методов познания, вместе с тем – сближение ценностного и информационного подходов, количественных и статистически-вероятных приемов и средств познания и др.

Методологическая культура – особая культура научного мышления, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии (самосознания профессионала, который пытается понять свою деятельность).

Модуль 2. Основные элементы методологического аппарата научного исследования.

1. Методологические характеристики научного исследования.

2. Общая логика и структура научных исследований в педагогике и психологии.

3. Программа исследования.

1. Методологические характеристики научного исследования.

Существенной частью рефлексии по поводу любой деятельности является привычка задавать вопросы самому себе. Такие вопросы помогают осмыслить логику пути научного исследования того или другого явления. Вот как сформулировал перечень этих вопросов один из ведущих ученых-методологов нашего времени - академик В.В. Краевский:

проблема: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено?

тема: как это назвать?

актуальность: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать?

объект исследования: что рассматривается?

предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?

цель исследования: какой результат предполагается получить, каким в общих чертах, видится этот результат еще до его получения?

задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

методы: как, какими путями достичь цели?

новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?

значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?

значение для практики: какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?

Все характеристики взаимосвязаны, они дополняют и корректируют друг друга, образуя систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы.

Раскроем подробнее содержание каждой из этих характеристик.

Актуальность. Обычно различают научную и практическую актуальность исследовательской работы. Обычно, определяя актуальность конкретного исследования сначала говорят об актуальности целого научного направления, в рамках которого выполняется та или иная работа. Вместе с тем, следует показать, почему внутри заданного направления наиболее насущной является именно эта, конкретная тема, какие недостатки и слабые места в практике она поможет осознать и преодолеть.

Традиционно объект исследования определяют как «весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя» (В.В. Краевский), то, что подлежит рассмотрению, эмпирическая область, специфическая для той или другой научной дисциплины.

Предмет – то, в каком качестве, под каким углом зрения рассматривается объект, какую его сторону мы беремся осветить в своем исследовании. Предмет – не часть объекта, это весь объект, но в каком одном или нескольких аспектах его рассмотрения.

Достаточно частая ошибка начинающего исследователя – разрыв между объектом и предметом, «расщепление» их в плоскостях разных научных дисциплин. Научное исследование – особый жанр, подобное в нем недопустимо.

Иногда научное исследование нуждается в определении временных и географических его границ. Всегда следует эти границы не просто обозначить, а объяснить, обосновать, почему вы рассматриваете факты, процессы и явления в тех или иных временных рамках и определенных территориальных границах.

Цель исследования – это результат, который мы хотели бы достичь. Как правило, исследование в области социальных и гуманитарных наук выполняет две функции: научно – теоретическую и конструктивно – технологическую. Потому цель такого исследования двуедина: «создать концепцию … и разработать модель…», «теоретически обосновать … и опытно-экспериментальным путем проверить …» и т.п. Но может иметь место реализация только научно – теоретической функции науки. Тогда для обозначения цели такого исследования используются такие глаголы, как «описать», «проследить», «охарактеризовать», «проанализировать», «оценить» и т.п.

Задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель работы была достигнута, это «шаги», этапы на пути в цели. При оформлении работы чаще всего каждая из выделенных задач раскрывается содержанием отдельного параграфа.

Гипотеза - научное предположение, на проверку которого и направлено проводимое исследование. Отметим, что гипотеза не может быть окончательно сформулирована в начале исследования, поскольку для того, чтобы это сделать, нужно уже очень много знать об изучаемом объекте. Но, конечно, гипотеза – и не итог, она как бы переломный момент работы, ее пик. Иногда говорят, что гипотеза - это недоказанная теория. Доказательство очень сложное и нередко длительное дело.

Положения, выносимые на защиту, должны быть выделены автором исследования максимально четко. На всеобщий суд выносятся основные положения, которые содержат в «чистом виде» то новое, что внесено вами в исследование проблемы; то, что спорно, не очевидно, нуждается в доказательствах и защите.

Магистерская диссертация предполагает вычленение научной новизны работы и ее теоретической значимости, т.е.формулировку того, что является новым по сравнению с другими исследованиями этой проблемы, в чем произошел прирост научного знания (уточнены понятия, предложена классификация, впервые использованы те или иные подходы, выдвинута концепция и т.д.).

Раскрывая такую характеристику, как практическая значимость исследования, необходимо обозначить конкретный участок практической деятельности, где полезно применить тот или иной результат исследования для более эффективной работы.

2. Общая логика и структура научных исследований в сфере образования.

Как правило, исследование в сфере образования включает в себя ряд этапов:

1. первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования;

2. теоретический анализ имеющейся информации, как в современной теории, так и в истории науки;

3. организация опытно-экспериментального исследования;

4. литературное оформление полученных результатов и окончательное определение темы, проблемы, цели, объекта, гипотезы и задач исследования;

5. разработка научно-методических рекомендаций по применению результатов исследования в практике.

3. Программа исследования – это систематизированное изложение основных принципов теорий и методологии исследования, его процедур и организации.

Программа должна отвечать на вопросы:

· что надо делать?

· каковы условия (кадровые, материально-технические, организационные, психологические и проч.) для осуществления задуманного?

· как выполнить задуманное?

Исходя из этого, программа исследования выполняет три основных функции:

Теоретико-методологическая функция призвана определить требующуюся своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.

Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.

Организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

Соответственно в структуре программы принято выделять следующие части:

методологическую (цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, основные принципы и подходы);

методическую (определение и характеристика выборки социологического исследования; обоснование методов сбора, обработки и анализа эмпирических данных; характеристика инструментария исследования, логические схемы сбора и обработки информации);

организационную (рабочий план исследования, отражающий перечень основных мероприятий).

Главной особенностью и сложностью организации и проведения исследования в сфере образования является так называемый «человеческий фактор», субъектность позиций всех участников процесса. Не только исследователь обладает свободной волей, но и объект исследования - другой человек или группа людей - имеет собственные интересы, позиции, взгляды и т.п. Человек – не пассивный объект чьей бы то ни было внешней деятельности, но всегда – и ее субъект. Что накладывает на исследователя определенные ограничения и обязательства, прежде всего, этические.

 

Модуль 3. Методы исследования в сфере образования.

Организация опытно-экспериментальной работы.

1. Понятие исследовательского метода. Виды методов исследования.

2. Теоретические методы исследования в гуманитарной и социальной сфере.

3. Эмпирические методы исследования.

4. Общее понятие об эксперименте как исследовательском методе.

1. Понятие исследовательского метода.

Метод (от греч. Методос - путь) в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятельности в любой ее форме.

Метод есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, достижение определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Виды методов исследования. В современной методологии науке существует множество классификаций методов исследования.

По степени общности и сфере действия выделяют методы:

1. философские (диалектический, метафизический, феноменологический, герменевтический и др.);

2. общенаучные (моделирование, анализ, синтез и др.);

3. частнонаучные, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки (методы механики, физики, химии, биологии, истории. социологии и др.);

4. дисциплинарные, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на стыке наук;

5. методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших в результате сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Наиболее распространенной является классификация, которая подразделяет исследовательские методы на:

теоретические и эмпирические.

2. Теоретические методы исследования предполагают осуществление мыслительных операций с объектами исследования, мысленное воспроизведение реальной действительности, формирование знаний об объектах. К таким методам относятся:

Анализ [< греч. analysis – разложение, расчленение, разбор] – логический приём, метод исследования, в процессе которого изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчленённого целого. Анализ может быть произведён с целью выделения свойств предмета, расчленения классов на подклассы, расчленения на противоречащие стороны. Цель анализа заключается в познании частей как элементов сложного целого. Анализ позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру, отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. Анализ развивающегося процесса позволяет выявить в нем определенные этапы, противоречивые тенденции. Структурно-функциональный анализ.

Синтез [< греч. synthesis - соединение, составление, сочетание] – мысленное воссоединение, объединение в единое целое частей, свойств, отношений, расчленённых посредством анализа. Он всегда связан с анализом, который является началом исследования предмета. Синтез, как и анализ, осуществляется на всех этапах познания.

Синтез соединяет общее и единичное, единство и многообразие. Движение мысли от причины к следствию есть синтетический, конструктивный путь. Он имеет большое значение не только при получении новых фактов, но и при формулировании проблем, конструировании гипотез, разработке теорий, также заключается в объединении различных теоретических утверждений, в результате чего осуществляется межсистемный перенос знаний и рождается новое знание.

Синтез в научном исследовании необходим при решении важных теоретических вопросов:

  • представлении изучаемого предмета как координированной системы связей с видением существенных сторон;
  • выяснения наличия у изучаемых явлений единой природы, общих существенных элементов различных явлений;
  • выявление связей между законами и зависимостями, относящимися к одному объекту.

Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Оно является важной предпосылкой обобщения, играет большую роль в умозаключении по аналогии, также используется в качестве приема дополняющего, а иногда и заменяющего определение. Сравнение изучаемого предмета с другими по принятым параметрам помогает выделить и ограничить объект и предмет исследования. Путем сопоставления выделяют общее и специфическое в изучаемом, отбирают наиболее эффективные методы обучения.

Обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Когда человек обобщает понятие, то включает его в объём другого более широкого понятия, в объём которого входит и объём исследуемого понятия. Например, обобщить понятие «игра» – значит включить объём данного понятия в объём понятие «деятельность». Таким образом, чтобы обобщить какое-либо понятие, надо от признаков исходного понятия отбросить все признаки, присущие только предметам, составляющим объём этого понятия.

Классификация [< лат. classis – разряд и facio – делать] – распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками, присущими предметам данного рода и отличающими их от предметов других родов, при этом каждый класс в свою очередь делится на подклассы. Классификация представляет собой особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов). Обычно в качестве оснований деления выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация называется естественной, она выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. Классификация может применяться и для систематизации предметов. В этом случае в качестве основания выбирают признаки удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов, например, алфавитные каталоги. Это искусственные классификации. Наконец, наиболее ценными для науки являются классификации, основанные на познании законов, связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития.

Составление классификации подчиняется определенным логическим правилам:

  • в одной и той же классификации должно быть одно и то же основание для выделения каждого элемента, например, нельзя классифицировать учащихся какой-либо школы одновременно в одной и той же классификации по таким основаниям, как возраст, успеваемость и любимое хобби;
  • объём членов классификации должен соответствовать объему классифицируемой совокупности, то есть сумма членов классификации должна исчерпывать совокупность и не превышать ее (требование соразмерности деления);
  • члены классификации должны исключать друг друга, т.е. ни один из членов не должен входить в объем другого;
  • подразделение на подклассы должно быть непрерывным, т.е. идти по линии постепенного нарастания или ослабления выделенного в качестве основания признака, не перескакивая через ближайший подкласс.

Под абстракцией (абстрагированием) [<лат. abstractio – удаление, отвлечение] обычно понимают процесс мысленного отвлечения от ряда свойств предметов или признаков предмета от самого предмета, от других его свойств. Абстракция может быть в форме чувственно-наглядного образа (напр. модель межличностных взаимоотношений в группе), в форме суждения («У этого человека темперамент меланхолический»), в форме понятия (когда абстрагирована совокупность признаков, свойств, сторон и связей предмета или класса предметов: «мотив», «одарённость», «проблема»), в форме категории (наиболее широкого понятия определённой науки: «воспитание», «обучение», «развитие»).

Конкретизация [<лат. concretus – густой, твёрдый, сросшийся] – логическая форма, являющаяся противоположностью абстракции. Конкретизацией называется мыслительный процесс воссоздания предмета из вычлененных ранее абстракций. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от абстрактного к конкретному, которое является всеобщей формой развертывания научного знания, систематического отражения объекта в понятиях.

Индукция [< лат. inductio – наведение] – один из типов умозаключения и методов исследования. Она выступает определенным способом обобщения. Индуктивное обобщение необходимо при изучении передового педагогического опыта. Для получения индуктивно общего знания совсем не обязательно изучать все случаи явления, как в процессе полной индукции. Для этого достаточно взять несколько случаев или даже один частный случай и рассмотреть его всесторонне. Индуктивное умозаключение выступает в двух видах: полная индукция и неполная индукция. Но обобщение в неполной индукции всегда будет носить лишь вероятностный, а не достоверный характер. В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией.

В качестве метода исследования индукция понимается как путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям, отдельные факты как бы наводят исследователя на общее положение. Индуктивный метод используется также и в том случае, когда исследователь переходит от знания менее общих положений к знанию более общих положений.

Дедукция [< лат. deductio – выведение] – один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. В широком смысле под дедукцией понимается любой вывод вообще, в узком смысле – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок). Дедукция способна приводить к истинам, имеющим необходимый характер. Таким образом, вероятностному выводу индукции она противопоставляет достоверный вывод.

Дедукцию, как метод исследования, можно использовать следующим образом. Для нахождения нового знания о предмете, во-первых, надо найти ближайший род, в который входит этот предмет, во-вторых, применить к нему соответствующий закон, присущий всему данному роду предметов. Также метод дедукции применяется в процессе перехода от знания более общих положений к знанию менее общих положений.

Первым этапом теоретической работы часто становится разработка понятийного аппарата, терминологии, которая будет затем использоваться в исследовании в качестве элементарной системы. Давая определения ключевым терминам исследовательской работы, необходимо обобщить несколько определений одного и того же объекта и выявить те его свойства, которые играют в исследовании существенную роль.

3. С помощью эмпирических методов исследования (от греч. empeiria - опыт происходит непосредственное изучение предмета или явления, иногда при контакте с ним, иногда при помощи фактов, зафиксированных другими людьми. Экспериментальная работа направлена на то, чтобы истинность теоретических выводов проверить на практике. Результаты полученных экспериментальных данных могут видоизменить теоретическое представление о действительности, т. е. исследование, как правило, поочередно осуществляется то на эмпирическом, то на теоретическом уровне.

К методам эмпирического уровня исследования обычно относят следующие:

  • изучение литературы, документов и результатов деятельности;
  • наблюдение;
  • измерение;
  • опрос (устный и письменный, беседа, интервью, анкетирование);
  • оценивание (экспертные оценки);
  • тестирование.

Любое исследование необходимо начинать с изучения литературы, документов и результатов деятельности. Изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, использовать накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Знакомство с литературой осуществляется по следующей схеме: ознакомление с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, беглый просмотр содержания. После этого определяется способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием, выборочное изучение, сопровождающееся выписками, общее ознакомление с аннотированием. Результаты изучения литературы необходимо фиксировать на бумажном или электронном носителе. Выписки, тезисы или конспекты продуктивнее собирать в тематические папки, реальные или электронные. Не забывайте записывать выходные данные бумажных изданий (автор, название, год, место, издательство, общее количество страниц) или электронных ресурсов (режим доступа, адрес, дата обращения).

4. Общее понятие об эксперименте как исследовательском методе.

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) - метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между явлениями. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Характерной чертой эксперимента является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление, возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемых условиях.

Под педагогическим экспериментом подразумевается «комп­лекс методов исследования, который обеспечивает научно-объек­тивную и доказательную проверку правильности выдвинутой гипо­тезы» (Ю.К. Бабанский). Педагогический эксперимент пред­полагает осуществление сравнения, анализа, выбора оптимального варианта деятельности. Используется экспериментальная работа в том случае, когда на поставленные исследователем вопросы нет готового ответа.

Эксперимент служит для решения таких задач исследования, как:

· установления зависимости между определенным педагогическим воздействием и достигаемыми при этом результатами обучения, воспитания, развития;

· сравнения эффективности двух или нескольких вариантов педагогическогих воздействий или условий и выбора из них оптимального варианта по какому-либо критерию (эффективности, затрат времени, усилий, средств и т.п.);

· доказательства рациональности определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях;

· обнаружения причинных связей между педагогическими явлениями.

Различают следующие виды педагогического эксперимента: естественны й, ко­торый проводится в обычных условиях обучения и воспитания, и лабораторный, для проведения которого создаются специальные условия; испытуемый знает, что с ним проводят эксперимент, но обычно не в курсе задач этого эксперимента. Для педагогического исследования более харак­терно применение естественного эксперимента.

По логике поиска различают эксперимент линейный, когда изменения идут в одном варианте, и вариативный, когда сравни­вается эффективность нескольких вариантов предлагаемых изме­нений.

В.В. Краевский и Е.В.Бережнова называют следующие наиболее важные условия эффективности эксперимента:

  • предварительный тщательный анализ явления, его исторический обзор, изучение массовой практики с целью максимального изучения поля эксперимента и его задач;
  • конкретизация гипотезы - гипотеза не просто постулирует, что данное средство улучшит результаты процесса, а высказывает предположение о том, что это средство из ряда возможных окажется наилучшим для определенных условий;
  • четкое формулирование задач эксперимента;
  • определение признаков, критерий, по которым будут изучаться явления, средства, оцениваться результат.

Программа эксперимента представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения. При разработке программы эксперимента исследователю необходимо ответить на следующие вопросы:

- что будет является предметом экспериментальной работы, по каким значимым параметрам (свойства, характеристики, признаки) можно будет судить о продуктивности педагогических воздействий;

- в чем будет заключаться эксперимент, какие именно педагогические воздействия будут подвергаться проверке;

- какие методы получения и обработки информации будут применяться;

- какова будет логическая схема эксперимента;

- как будет оформляться и оцениваться результат эксперимента.

В проведении экспериментальной работы можно выделить несколько этапов:

Подготовительный этап предполагает планирование эксперимента. Определяется цель, задачи эксперимента. Выбираются объекты эксперимента (учащиеся, классы, школы) в качестве экспериментальных и контрольных групп. Обозначается предмет экспериментального исследования (например, развитие общеучебных умений у младших школьников; развитие коммуникативной компетентности у подростков, развития исследовательских умений у старшеклассников).

Устанавливаются признаки, по которым можно судить об изменениях, происшедших в объекте. Выбираются конкретные методики (анкеты, интервью) диагностирования этих изменений. Определяется длительность эксперимента. Определяются формы фиксации результатов эксперимента.

Этап проведения эксперимента. Он включает в себя три шага:

1. констатация начального уровня всех параметров и факторов, которые подлежат отслеживанию в эксперименте. При проведении констатирующего эксперимента устанавливается реальное состояние дел, изучается начальное состояние исследуемого объекта, констатируется наличие или отсутствие исследуемых ка­честв личности, уровень обученности или воспитанности детей, развития у них познавательных интересов и т. п. Для этого раз­рабатывается программа изучения школьников, продумываются признаки, по которым можно определить степень сформированности качеств личности, описываются критерии их оценки.

2. непосредственная реализация раз­работанной системы мер по формированию качеств личности, повы­шению уровня воспитанности школьников, развития у них познава­тельных интересов и др. – формирующий эксперимент. В течение формирующего эксперимента педагог следит за изменением интересующих его параметров, может делать промежуточные срезы тех или иных характеристик и вносить коррективы в эксперимент. По ходу формирующего эксперимента педагог-исследователь фиксирует полученные результаты в дневнике эксперимента, в карте наблюдений, в фотографиях и т.д.

3. определение динамики изменений по интересующим показателям. Контрольный этап эксперимента подтверждает или опровергает предположения относительно эффективности экспериментальных мер. На этом этапе сравниваются результаты, полученные на этапе констатации с результатами, полученными после завершения формирующего эксперимента.

Обобщающий этап. Завершается эксперимент анализом его итогов:

- описанием результатов осуществления экспериментальных мер (конечное состояние исследуемого объекта);

- характеристикой условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;

- данными о затратах времени, средств.

- разработкой рекомендаций в адрес практических работников.

Педагогический эксперимент — сложный комплексный исследовательский метод.

Модуль 4. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научной работы.

1. Подготовка первичных данных к анализу.

2. Статистические методы обработки данных.

3. Качественный анализ результатов исследования.

4. Понятие об интерпретации результатов исследования. Процедура интерпретации.

5. Обобщение результатов и выводы.

6. Формы представления результатов исследовательской работы.

7. Этика научного исследования.

1. Подготовка первичных данных к анализу.

Наблюдая и измеряя характеристики объекта, исследователь собирает первичный эмпирический материал. Дальнейшая задача состоит в такой обработке и представлении первичных данных, которые позволили бы оценить и сопоставить результаты для проверки гипотез, для выявления существенных свойств и закономерностей исследуемого процесса. В основе методов обработки лежит предварительное упорядочение, cиcтeмaтиaция первичных данных и вычисление их статистических характеристик.

Обобщенный алгоритм подготовки данных может быть представлен следующим операциями:

  • все данные формулируются и записываются в необходимой краткой форме;
  • проводится группировка данных, то есть распределение их на однородные группы в соответствии с интересующими экспериментатора признаками. Данные в каждой группе упорядочиваются - классифицируются, сортируются, структурируются в соответствии с той моделью, которая разрабатывалась при составлении плана-программы;
  • устанавливаются характеристики (признаки, параметры каждой группы данных и производится подсчет абсолютного числа факторов, характеризующих группу (число учащихся, уроков, отметок, ответов и т.д.);
  • данные внутри каждой сформированной группы располагаются в ряд (вариационный ряд) по убыванию или возрастанию признака. Определяется наибольшее и наименьшее значения признака;
  •  ариационные ряды данных, полученных в номинальной или порядковой шкале, ранжируются. Интервалы группировки по рангам выбираются оптимальными (слишком крупные интервалы скрывают нюансы явлений, слишком дробные - затрудняют o6pаботку). В результате этой операции появляются новые количественные данные;
  • проводится статистическая обработка полученных количественных данных, заключающаяся в вычислении некоторых статистических характеристик и оценок, позволяющих глубже понять особенности экспериментальных явлений;
  • составляются наглядные материалы, отображающие полученную информацию: таблицы, графики, диаграммы, схемы и др., по которым в дальнейшем устанавливаются и анализируются связи между параметрами экспериментальных объектов.

2. Статистические методы обработки данных.

Педагогические и психологические явления относятся к числу массовых: они охватывают большие совокупности людей, повторяются из года в год, совершаются непрерывно. Показатели (параметры, результаты) этих процессов имеют вероятностный характер: одно и то же воздействие может приводить к различным следствиям (случайные события). Тем не менее, при многократном воспроизведении условий определенные следствия появляются чаще других, - это и есть проявление так называемых статистических закономерностей (изучением которых занимаются теория вероятностей и математическая статистика).

Методы математической статистики в последние десятилетия стали применяться и в гуманитарной сфере. Поэтому экспериментатору необходимо знание ряда простейших понятий математической статистики и умение с ними работать.

Статистические показатели, получаемые на основе номинальных и порядковых измерений, предоставляют экспериментатору богатый аналитический материал, однако их следует использовать весьма осторожно и обязательно вместе с материалом, полученным из других источников. Статистические характеристики предназначены, прежде всего, для обработки измерений, выраженных в интервальной шкале. Операции же с номинальными и порядковыми показателями осуществляются условно (с определенной степенью огрубления) и допустимы лишь в рамках межгруппового сравнения.

В частности, в педагогической литературе существует различное мнение о возможности применения методов математической статистики к данным школьной пятибалльной системы оценок. То обстоятельство, что эти отметки - всего лишь ранговые величины, которые следует считать субъективной порядков оценкой, а не точным интервальным измерением, делает несостоятельными в применении к ним методы параметрического статистического анализа.

Выборка характеризуется рядом статистических характеристик, наиболее употребительными из которых являются: относительное (процентное) значение, удельное значение, среднее арифметическое значение, дисперсия, среднее квадратичное отклонение среднего арифметического.

3. Качественный анализ результатов исследования.

Основными задачами анализа являются сравнение полученных данных по тем схемам, которые были заложены в логику исследования, установление справедливости гипотез, определение степени достижения целей и задач эксперимента.

Но не менее важной задачей является объяснение внутренних причин получившихся результатов, психологическая интерпретация педагогических выводов. Следует рассмотреть весь комплекс количественных и качественных показателей, измерений и наблюдений процесса, на основе чего открывается возможность объяснить результаты и перейти к формулированию выводов.

Традиционные методы:

  • метод сравнения,
  • метод относительных и сравнительных величин,
  • метод группировки.

Эвристические методы (используются когда информации недостаточно и нельзя точно очертить границы применения формализованных методов, оценить допуск ошибки):

  • мозговой штурм,
  • приём синектики,
  • кейс-метод.
  • Способ детерминированных факторов:
  • способ цепных подстановок,
  • способ абсолютных разниц,
  • способ относительных разниц.

Способы стохастического факторного анализа:

4. Понятие об интерпретации результатов исследования.

Интерпретация — (лат. interpretatio – разъяснение, истолкование) совокупность значений (смыслов), придаваемых элементам (выражениям, формулам, символам) какой-либо теории. «Это работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении». (П.Рикёр).

В гуманитарном знании интерпретация – фундаментальный метод работы с текстами как знаковыми системами. Текст как форма дискурса и целостная функциональная структура открыт для множества смыслов, существующих в системе социальных коммуникаций. Он предстает в единстве явных и неявных, невербализованных значений, буквальных и вторичных, скрытых смыслов; событие его жизни «всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов» (М. Бахтин). Смыслополагание и считывание смыслов текста традиционно обозначается двумя терминами – пониманием и интепретацией. Понимание трактуется как искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием другому, тогда как интепретация, соответственно, как истолкование знаков и текстов, зафиксированных в письменном виде (П. Рикёр). Интерпретация вторична по отношению к пониманию, подлинность которого достигается укорененностью мышления и жизни человека в духовной реальности, в истине - «то, что может существовать только благодаря интерпретации, перестает существовать в действительности». (Й.Ратцингер).

Интерпретация самым непосредственным образом связана с методологией исследования - «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Луций Анней Сенека)

Отсюда следуют важные методологические положения:

- характер оценки и интерпретации социологических данных большей частью предопределен уже на стадии концептуального «оформления» исследования, то есть на этапе интерпретации и операционализации основных понятий, когда выяснились качественные характеристики изучаемого явления;

- полнота «съема» той информации, что содержат в себе таблицы и схемы, ее логическая обработка и интерпретация всецело зависят от глубины знания исследователем объекта и предмета, с которыми он имеет дело;

- большое значение для умелой интерпретации данных имеет социальный опыт исследователя, его склонность к анализу и обобщению широкой, изначально весьма мозаичной, эмпирической информации.

В конечном счете, это и определяет глубину, обоснованность тех выводов и рекомендаций, которые будут использованы в повседневной социальной практике.

Проблема интерпретации является одной из фундаментальных проблем гносеологии, логики, методологии науки, философии языка, семиотики, теории коммуникаций и др. Интепретация может осуществляться через «перевод» одной системы на язык другой (классический пример: геометрия Лобачевского и Эвклидова геометрия).

В современной науке множественность и даже конфликт интерпретаций считаются не недостатком, а достоинством понимания.

Процедура интерпретации.

Дать единые правила того, как интерпретировать тот или иной результат исследования, трудно. В каждом конкретном случае интерпретация осуществляется усилиями коллектива людей, опытными исследователями.

Полученные в ходе эксперимента данные сами по себе не являются какими-то выводами, а представляют собой лишь обобщенные по заданным логическим и математическим правилам числовые величины, которым еще только предстоит приобрести определенное смысловое содержание, то есть стать показателем чего-то. Каждая числовая величина может быть проинтерпретирована с различных точек зрения (в том числе, с позиций разных теоретических парадигм), а потому обладает свойством многозначности. Например, данные, из которых видно, что 90% студентов регулярно посещают занятия, могут выступить в качестве показателя не только уровня посещаемости занятий, но и одновременно отношения студентов к ним, либо уровня организации занятий и т. д. Или, данные о том, что в выборах готовы участвовать 60% электората могут служить показателем политической активности или пассивности масс, отношения (индифферентности) к политике государства, к своим гражданским правам.

Именно поэтому исходная позиция исследователя строго предопределена задачами исследования. Именно на стадии интерпретации социологических данных сказывается вся важность и практическая значимость глубоко продуманных гипотез.

Порой вокруг этих данных разгораются даже жаркие споры, ибо, по мнению одних, они носят позитивный характер, по мнению других - негативный, третьи же не улавливают в них ни того, ни другого. Такова уж одна из особенностей результатов гуманитарно-социального исследования - диапазон их интерпретации довольно широк. И надо обладать определенными знаниями, способностями, прежде всего развитым аналитическим мышлением, чтобы уверенно ориентироваться в полученном эмпирическом материале, делать на его основе правильные выводы, связывая их с практическим значением текущих и перспективных задач.

Например, если мы получили результат, согласно которому 40% опрошенных активно участвуют в экологическом движении, он не несет в себе одновременно информацию о том, кто эти люди, каковы их социально-демографические и другие характеристики. Поэтому усредненные величины - это лишь первая ступень на пути выделения однородных подгрупп в опрошенной совокупности.

Для того, чтобы результаты описательного исследования превратились в показатель, их также надо оценивать. Эта процедура всегда выполняется в форме соотнесения социологических данных:

1) либо со знаниями и установками исследователя,

2) либо между собой,

3) либо с некоторым «родственным» внешним признаком.

В тех случаях, когда требуется превратить в показатель некоторую среднюю величину, а ее сравнение с другими величинами затруднено, единственный «эталон» оценки - позиция исследователя по поводу изучаемой проблемы.

Интерпретация данных в описательном исследовании, в ходе которой проверяется гипотеза, допускает формулировку положений о состоянии и характере изменения изучаемого явления, но никоим образом не доказывает саму причину этого изменения. Задачи на поиск таких причин решаются лишь в аналитическом исследовании.

Логика доказательства гипотез в аналитическом исследовании преимущественно основана на поиске связи между характеристиками объекта, их взаимовлияния, тенденций и причин изменения. Она сострит из двух последовательных, взаимосвязанных этапов интерпретации полученных данных. Первый из них основан на методе сравнения числовых рядов распределения, второй на поиске факторного признака (признаков).

Особую трудность представляет интерпретация результатов парадоксальных, не соответствующих ожиданиям, принятой концепции. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра концептуальных оснований. Несет в себе опасность и полное совпадение результата с ожидаемым, ибо это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазн поддаться «вектору» инерции, пойти по привычному пути.

 

5. Обобщение результатов.

Обобщение – это выявление для группы объектов (явлений) наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики. Специфические для отдельных объектов свойства (единичное и особенное) отбраковываются. С логической точки зрения это процесс индуктивный: от частного к общему. Полученные в исследованиях результаты относятся обычно к каким-то частным ситуациям, конкретным людям, отдельным явлениям и реакциям. Эти отдельные факты требуют после своего объяснения проецирования на более крупные множества. На языке статистики это значит перенести результаты с выборки на всю популяцию, в пределе – на генеральную совокупность.

В экспериментальной практике обобщение касается обычно четырех основных пунктов исследовательского процесса: ситуации, ответов, личности испытуемого и зависимости между этими компонентами.

Завершает научное исследование формулировка выводов. Они должны отражать существо проблемы и быть краткими, т. е. выводы, прежде всего, должны быть лаконичными. Необходимо, чтобы выводы были согласованы со сформулированными в начале исследования целями и задачами, т. е. в выводах указывается, решены ли задачи, достигнуты ли цели исследования, в конечном итоге – разрешена ли проблема.

Следует стремиться к оптимальному числу выводов, не дробить их на малозначащие частные вопросы. Добротное исследование обычно завершается 3-4 весомыми выводами, действительно вносящими вклад в знания в данной области. Рекомендуемое предельное число выводов: от 7 до 9, что предопределено объемом нашей кратковременной памяти и внимания.

По форме изложения выводы не обязательно должны представать в виде словесных высказываний. В некоторых случаях допустимы графические изображения, математические формулы, физические модели и т. п. Но и они, как правило, сопровождаются краткими пояснениями.

 

6. Формы представления результатов исследования.

Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Любое научное сообщение – это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Обычно представление результатов научного исследования является текстом «смешанного» вида, где в естественную речевую структуру включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. В отличие от обыденного употребления каждый научный термин имеет однозначное предметное содержание.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, для того чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений.

Научный текст в отличие от литературного текста или повседневной речи очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты (в этом он сходен с «канцеляритом» – бюрократическим языком деловых бумаг). Роль таких штампов чрезвычайно важна, поскольку внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют важную роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания.

Большую роль играет владение некоторыми специальными способами предоставления полученных данных в наглядной — краткой и схематической — форме. Информация, сконцентрированная на одной небольшой площади, позволяет одновременно воспринимать различные по содержанию сведения в их сравнении.

Таблица. Табличный способ изображения данных позволяет представить подробные количественные данные с кратким сопроводительным объясняющим текстом. Таким текстом служат название таблицы, раскрывающее связь между числовыми рядами, и внутренние заголовки таблицы (указывающие измеряемые признаки, место, время, единицы измерения и т. п.).

Матрица представляет собой разновидность таблицы со строками и рядами, имеющими какие-либо функционально-логические связи. При составлении матрицы связи или их отсутствие отмечаются в клетках условными знаками.

Графики еще более наглядно, чем таблицы, отображают изменение экспериментальных данных. Графики—полигоны строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси “X” отмечается значение независимой переменной (время, место, категория и др.), а по оси “Y” — значение или порядок признака.

Гистограмма представляет собой разновидность графика в котором по оси “Y” откладываются интервальные (дискретные значения какой-либо группировки, в результате чего график становится «ступенчатым».

Диаграммы сопоставляют количественную информацию в виде площадей различных фигур (круг, прямоугольник и др.).

Графы — особый вид графического отображения данных результатов; это фигу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: