Методология научного исследования.
План:
1. Исследование как отражение научно-теоретической и конструктивно-технологической функций науки.
2. Виды исследований в сфере образования.
3. Понятие о методологии науки. Философский, общенаучный, конкретно- научный, технологический уровни методологии.
4. Научный факт. Объективная закономерность. Научная концепция.
5. Методология психолого-педагогических наук.
Задания для подготовки к практическому занятию.
1. Выпишитеопределения основных понятий темы, вычлените их основные содержательные характеристики.
2. В чем заключается научно-теоретическая и конструктивно-технологическая функции науки? Поясните разницу между ними.
3. Какова специфика сочетания научно-теоретической и конструктивно-технологической функций в педагогике и психологии?
4. Каковы основные цели и задачи науки в целом?
5. Каковы цели и задачи психолого-педагогических наук на современном этапе?
6. Перечислите виды исследований в сфере образования. Охарактеризуйте один из них.
|
|
7. Разграничьте философский, общенаучный, конкретно- научный и технологический уровни методологии.
8. Какими научными категориями оперирует методология науки на каждом из этих уровней?
9. Являются ли синонимами понятия методология – гносеология – науковедение? Покажите общее и особенное в сущностных характеристиках этих понятий.
10. Что такое «научный факт», «научное явление», «научный процесс»? В чем их отличие от обыденных фактов явлений и процессов? Приведите примеры научных фактов и процессов в сфере образования.
11. Что такое «объективная закономерность»? Почему в гуманитарных науках используется понятие «закономерность», а не понятие «закон»? Дайте определение понятию «научная концепция».
12. Дайте определение понятию «методология психолого-педагогических наук». В чем ее специфика?
13. Какие закономерности в сфере образования вы знаете?
14. Приведите примеры научных концепций в области психолого-педагогических наук.
15. Охарактеризуйте подробно одну из известных вам научных концепций в сфере педагогики или психологии.