ПРОГРАММА ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ОСНОВЕ РЕГБИ
Москва - 2013
Программа интегративного курса физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений на основе регби рекомендована экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации. Программа предназначена для совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации и рекомендована к применению в образовательном процессе общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Физическая культура».
Программа интегративного курса физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений на основе регби разработана коллективом в следующем составе: учителя физической культуры общеобразовательных учреждений г. Москвы (Кулешов А.В. - ГБОУ СОШ № 572, Бесполов Д.В. – заслуженный учитель РФ, ГБОУ СОШ № 335, Федотова Е.Н. - ГБОУ СОШ № 572), Иванов В.А. – к.п.н., заведующий кафедрой спортивных игр и гимнастики Московского государственного областного университета, Латышев А.И., главный эксперт Национального благотворительного фонда развития детского регби, Радченко Е.С., главный специалист отдела спортивно-массовой работы министерства образования и науки Красноярского края.
Программа была апробирована в 23 субъектах РФ, в 117 общеобразовательных учреждениях РФ, приняло участие 22527 обучающихся.
Программа была представлена на III Международном конгрессе учителей пропагандирующих здоровый образ жизни в г. Петрозаводске 2012г.
Проект программы опубликован для ознакомления и обсуждения в электронном приложении №3 2013 г. научно-методического журнала Физическая культура в школе.
Также программа была размещена на сайте Объединения учителей физической культуры России.
Программа создана при поддержке Национального благотворительного фонда развития детского регби.
Оглавление
Пояснительная записка. 4
Общая характеристика учебного предмета. 5
Место учебного предмета в учебном плане. 8
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета...8
Содержание учебной программы.. 10
Планирование прохождения программного материала по годам обучения. 13
Тематическое планирование в младшей школе (1-4 классы) 13
Тематическое планирование в средней школе (5-9 классы) 14
Тематическое планирование в старшей школе (10-11 классы) 14
Тематическое планирование по классам.. 16
Тематическое планирование программы для 1 класса. 16
Тематическое планирование программы для 2 класса. 19
Тематическое планирование программы для 3 класса. 23
Тематическое планирование программы для 4 класса. 26
Тематическое планирование программы для 5 класса. 30
Тематическое планирование программы для 6 класса. 34
Тематическое планирование программы для 7 класса. 37
Тематическое планирование программы для 8 класса. 42
Тематическое планирование программы для 9 класса. 45
Тематическое планирование программы для 10 класса. 49
Тематическое планирование программы для 11 класса. 52
Планируемый результат. 56
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 57
Литература. 58
Приложение № 1. 59
Приложение№ 2. 60
Приложение №3…………………………………………………………………………….……...….62
Пояснительная записка
Образовательное учреждение призвано способствовать формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей обучающихся, их самосовершенствованию, познанию и творчеству, достижению уровня спортивных успехов, развитие двигательных способностей, профессиональному самоопределению. Но только новое вызывает заинтересованность, поэтому мы рассчитываем, что регби, как сплав многих видов спорта, повысит интерес к занятиям физической культурой в целом.
Программа интегративного курса физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений на основе регби (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, отвечает положениям Закона «Об образовании», основным положениям Концепции содержания образования обучающихся в области физической культуры (2001 г.), Федерального закона «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3, в котором отмечается, что организация физического воспитания в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ (гл. 3 ст. 28. п. 2.).
Содержание Программы основано на положениях следующих нормативных правовых актов Российской Федерации:
требования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре» основного общего образования (ФГОС);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г»;
Целью программыявляется формирование разносторонне, гармонически, физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры; использование средств регби для укрепления и сохранения собственного здоровья, воспитания ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями в организации здорового образа жизни.
Реализация цели программы осуществляется через решение следующих задач:
1. Формирование здорового образа жизни средствами регби.
2. Развитие основных физических качеств, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.
3. Укрепление и сохранение здоровья, совершенствование телосложения и воспитание гармонично-развитой личности, нацеленной на многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
4. Воспитание положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Принципы реализации программы:
Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебного процесса (физической, технико-тактической, интегральной, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического контроля).
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения для обеспечения в многолетнем учебном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов учебных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием учебно-тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение педагогических задач в зависимости от этапа многолетней подготовки и индивидуальных особенностей обучающего.
Регби, являясь одним из разделов программы, позволяет успешно решать весь комплекс вышеперечисленных задач, являясь действенным средством подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах страны, создавая предпосылки формирования навыков выживания в экстремальных ситуациях современного мегаполиса, что подчеркивает ещё и прикладное значение.