Отечественная война 1812 года

Только что закончилась Бородинская битва. Не удалось Наполеону увидеть бегство русской армии. Русские одержали победу! Рвутся в новый бой. За битву и император, и народ. Новый бой, окончательный бой! Но как много риска! Наполеон может привлечь новые силы. А Кутузову помощи ждать неоткуда. В армии главное – войско сберечь! Будет армия – будет время разбить врага. Нужно решить вопрос: оставить Москву без боя или дать новую битву у стен Москвы? Легко сказать – оставить Москву. Слова такие – ножом по сердцу.

Все ждут, что же скажет Кутузов.

"С потерей Москвы", – тихо начал Кутузов, – еще не потеряна Россия… Но, коль уничтожается армия, погибла Москва и Россия. Повелеваю отступление".

Отошли от Москвы войска.

Кутузов, не надеясь ни на какую постороннюю поддержку, помощь, понимание, принял единоличное, самостоятельное решение. Никто, кроме него, за правильность его поступка не отвечал. Какие же свойства самостоятельности помогли ему при этом?

Завершим цикл примеров из жизни героев песней "Огромное небо" (сл. Р. Рождественского, муз. О. Фельцмана).

Героям этой песни тоже пришлось сделать самостоятельный выбор.

Какой выбор сделали летчики? Какие свойства самостоятельности вы можете у них выделить?

Воспитатель: Для развития умений принимать самостоятельные решения мы выполним следующее упражнение. Прослушайте ситуацию и завершите ее (инсценировка).

Ситуация "Ресторан".

Девушка говорит молодому человеку: "Если я тебе нравлюсь, своди меня в дорогой ресторан". Молодой человек: …

(Охарактеризуйте ответ юноши. Будет ли его решение нравственным?).

Ситуация "Сбегай в магазин".

Старшекурсник подходит к первокурснику и требует: "Сбегай в магазин за углом и купи мне бутылку пива. Иди, покупай, а то…" Ответ первокурсника:…

(Охарактеризуйте ответ первокурсника. Нравственно ли он поступит?).

Воспитатель: Для развития навыков проявления самостоятельности в деятельности мы предлагаем вам принять участие в творческом деле. Здесь вы сможете продемонстрировать свою самостоятельность в трудовой деятельности, проявить свое мастерство. Воспитанники самостоятельно выполняют изделие из бумаги.

Воспитатель: Молодцы! Вы славно потрудились. Вы, наверное, уже поняли, что, принимая самостоятельное решение, надо критически осмысливать ситуацию, взвешивать все плюсы и минусы, оценивать возможные последствия, прежде всего безопасность свою и других. Решение, которое ты принял самостоятельно, сам принял, должен выполнить сам! Людей, которые самостоятельны в своих делах, решениях, поступках, уважают, к ним относятся серьезно. Уважайте себя за самостоятельно принятые решения, самостоятельно претворяйте их в жизнь!

Завершая наше занятие, я хочу проанализировать результаты теста "Капитан? Рулевой? Пассажир?" (тестирование проводилось предварительно, до занятия) [6].

По результатам теста большинство из вас – капитаны собственной жизни. Вы чувствуете ответственность за все, что с вами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности. Вы умеете поставить перед собой задачу и думаете, как ее можно решить.

Остальные – пока пассажиры, но надеемся, что после нашего занятия капитанов своей жизни станет гораздо больше. Пусть каждый из вас сейчас скажет себе: "Я хочу стать самостоятельным в своих решениях! Я смогу выполнить принятое решение!".

Что сегодня ты хотел бы сделать сам? Подумай!

Список литературы

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1980.

2. Комсомольская правда. 2003. № 39. 4 марта.

3. Комсомольская правда.2003. № 47. 18 марта.

4. Моя первая история / Под ред. Н.Н. Головнина. М., 1925.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1983.

6. Предчувствие портрета: Сб. тестов / Сост. Е. Владимирова. Екатеринбург: Ладъ, 1992.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: